12-10-2023
Украинская государственная академия железнодорожного транспорта (УкрГАЖТ) |
|
Год основания | |
---|---|
Ректор | |
Студенты |
~ 13 000 |
Доктора |
38 |
Юридический адрес |
61050, г. Харьков, площадь Фейербаха, 7 |
Сайт |
http://www.kart.edu.ua/ |
Украинская государственная академия железнодорожного транспорта — расположенное в Харькове государственное высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, подчинённое Министерству транспорта и связи Украины.
Содержание |
История академии ведет свое начало 12 июня 1930 года, когда согласно постановлению Совета Народных Комиссаров УССР № 19/672 на базе Харьковского объединённого техникума путей сообщения был создан Харьковский эксплуатационно-тяговый институт инженеров железнодорожного транспорта. В новом институте начали занятия 432 студента. В 1930 году открылась аспирантура.[1]
В 1932 г. Учебное заведение было переименовано в Харьковский эксплуатационно-механический институт инженеров железнодорожного транспорта, а осенью 1933 года — в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХИИТ).
С середины 1980-х годов ХИИТ находился в первой тройке вузов своего профиля (наряду с Московским и Ленинградским институтами инженеров железнодорожного транспорта), обеспечивая профессиональными кадрами железные дороги всего Советского Союза, и был базовым институтом ГУУЗ Министерства путей сообщения по вопросам новой организации, технического и эстетического обеспечения учебного процесса. Неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем. Начиная с 1992 года на институт возложены функции ведущей организации на Украине по решению вопросов учебно-методического обеспечения отрасли и разработке новых учебных средств и технологий по подготовке высококвалифицированных специалистов.
В 1993 г. ХИИТ был аккредитован Государственной аккредитационной комиссией Министерства образования и науки Украины по IV уровню аккредитации с изменением статуса. Институт стал именоваться Харьковской государственной академией железнодорожного транспорта. Согласно приказу Министерства транспорта и связи Украины № 346 от 28 мая 2001 года вуз именуется Украинская государственная академия железнодорожного транспорта (УкрГАЖТ).[2]
По состоянию на 2008 год профессорско-преподавательский состав академии насчитывал 479 человек, в том числе 38 профессоров и 217 доцентов, среди которых 10 действительных членов и 12 член-корреспондентов отраслевых Академий Украины. Свыше 130 выпускников вуза стали докторами наук.
Академия имеет в своем составе 6 факультетов с дневным и заочным обучением, 33 кафедры, в том числе 18 выпускающих с филиалами на предприятиях, и заочный факультет в г. Красный Лиман Донецкой области:[3]
Институт переподготовки и повышения квалификации кадров (создан в 1996 году) — структурное подразделение Украинской государственной академии железнодорожного транспорта, обеспечивающее последипломное образование граждан, получение ими более высокой квалификации по следующими направлениями:
Факультет «Управление процессами перевозок» — первый в стране учебный факультет эксплуатации путей сообщения — был создан в 1918 году в Киевском институте народного хозяйства. В 1934 г. эксплуатационный факультет был переведен из Киевского института путей сообщения в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта.
После объединения с ХИИТом факультет эксплуатации возглавил профессор А. П. Головченко, а позднее — доценты А. И. Прибегин и В.В.Повороженко. Кафедру эксплуатации железных дорог было переименовано в кафедру «Организация движения», которым заведовали выдающиеся ученые профессоры И. В. Глазатов (1930—1936), В. М. Белелюбовский. Кафедрой «Станции и узлы» заведовали В. К. Андриановський, доцент В. Т. Киптелый, а с 1936 по 1974 гг.- профессор А. М. Долаберидзе. С 1974 по 1984 гг. кафедрой заведовал доцент А. П. Шипулин, а с 1984 г. кафедру возглавляет доцент И. В. Берестов. Довоенные года ознаменовывались широким выпуском инженеров — специалистов из эксплуатации железных дорог. Только выпуск 1939 г.составлял 340 инженеров из организации движения и грузовой работы. В 1938 г. деканом факультета был назначен В. Т. Киптелый, который бессменно работал на этом посте 30 лет; только в 1969 г. его заменил В. К. Дмитриев.
Осенью 1941 г. институт оказался в эвакуации в г. Ташкенте, там до 1943 года преподаватели и студенты факультета объединяли обучения в вечерние часы с самоотверженной работой на оборону. По возвращении на Харьковщину студенты факультета приняли активное участие в восстановлении города, родного института и продолжали обучения. В начале 60-х лет создается самая современная к тому времени лаборатория организации движения поездов, которая позволила проводить обучения студентов факультета в условиях, близких к реальных. Традиционно на факультете происходили и происходят студенческие научно — технические конференции. В последние годы на факультете активизировались защиты докторских и кандидатских диссертаций. Руководителями аспирантов и соискателей являются такие ученые, как Т. В. Бутько[4], Н. И. Данько, А. В. Шапка, А. Н. Котенко, Д. В. Ломотько[5], В. М. Запара, В. М. Кулешов.
В состав факультета на сегодня входят три выпускающих кафедры: «Управление эксплуатационной работой», «Железнодорожные станции и узлы», «Управление грузовой и коммерческой работой». Все выпускные кафедры имеют довольно солидную учебную базу, в том числе филиалы на базовых станциях: Основа, Харьков-Балашовский, Харьков-Пассажирский.
На факультете осуществляется подготовка по специальности «Организация перевозок и управления на транспорте (железнодорожный транспорт)», в рамках которой готовятся специалисты по следующим специализациям:
Ежегодно факультет пополняет армию железнодорожников почти 400 выпускникам дневной и заочной форм обучения. За годы существования факультетом подготовлен больше 16 тыс. инженеров-эксплуатационников, выпущено из печати более 250 методических пособий, выполнено 140 научно-исследовательских работ по поручениями МПС СССР, Укрзализныци и ОАО РЖД. Немало воспитанников факультета занимают высокие должности на предприятиях Украины, Росси и других государств Содружества. Среди них — почетный гражданин Харькова, бывший министр МПС СССР Н. С. Конарев; Г. Н. Кирпа — Министр транспорта Украины — Генеральный директор Укрзализныци.
Факультет АТС начал свою деятельность 1 ноября 1960 г. В структуру факультета входят три выпускающих кафедры:
- «Автоматика и компьютерное телеуправление движением поездов»;
- «Транспортная связь»;
- «Специализированные компьютерные системы».
и три общеобразовательных кафедры:
- «Физика»;
- «Электротехника и электрические машины»;
- «Вычислительная техника и программирование».
Сегодня здесь готовят специалистов (инженеров-электриков) за специальностью «Автоматика и автоматизация на транспорте». В границах этой специальности на факультете проводится подготовка специалистов по следующим специальностям:
Первый набор студентов состоялся в 1945 году.
В состав факультета на сегодня входят три выпускающих кафедры:
- «Путь и путевое хозяйство»;
- «Строительные материалы, конструкции и сооружения»
и две общеинженерные:
- «Строительная механика и гидравлика»;
- «Начертательная геометрия и компьютерная графика».
В настоящее время на факультете учится более 2200 студентов дневной и заочной форм обучения по следующим специальностям:
Механический факультет был создан вместе с Харьковским эксплуатационно-тяговым институтом железнодорожного транспорта в 1930 г. На факультете осуществляется подготовка специалистов по следующим специальностям:
Инженерно-экономический факультет (в настоящее время — факультет экономики транспорта) был создан 1 сентября 1934 года. В структуре факультета действуют семь выпускающих кафедр (учета и аудита; экономики, организации управления предприятием; экономики железнодорожного транспорта; финансов; менеджмента на транспорте; маркетинга на транспорте) а также одна общеакадемическая кафедра (экономической теории).
На факультете осуществляется подготовка специалистов по образовательно-квалификационным уровням бакалавр, специалист и магистр на дневной и заочной форме обучения, а также научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру по следующим специальностям:
Краснолиманский заочный факультет Укрдазт является правопреемникомм Краснолиманского учебно- консультационного пункта вуза, основанного в 1965 г. Контингент студентов заочной формы обучение факультета составляет 600 лиц (жители Донецкой и Луганской областей Украины, из которых почти 97 % — железнодорожники магистральных железных дорог и промышленного транспорта), в том числе 97,8 % учатся на контрактной основе.
Факультет расположен на площади 0,569 га, где имеется двухэтажный учебный корпус площадью 1122 га (8 лекционных аудиторий на 430 мест и 7 лабораторий). При факультете имеется собственная библиотека с читальным залом на 16 мест общей площадью 55 га. Фонд библиотеки составляет 18201 учебник и 17050 методических указаний.
Факультет готовит специалистов по семи специальностям пяти направлений подготовки:
В академии работают четыре специализированных ученых совета по защите докторских и кандидатских диссертаций:
Библиотечное обслуживание осуществляется через 7 абонементов, 3 читальных зала, медиатеку. Библиотечный фонд — всего 813847 экз., в том числе книг — 420404, периодических изданий — 20769, авторефератов и диссертаций — 3280, спец. видов — 3111, CD-R — 96, маг. кассет — 53. Есть обменный фонд — 4631 экз.[1]
Академия имеет свой стадион (в районе ст. Основа), поликлинику, спортивно-оздоровительные базы в Евпатории и на Червонооскольском водохранилище, пансионат в Алуште.
ХИИТ.