22-10-2023
Харьково-Николаевская железная дорога | |
Вокзал в Харькове |
|
Годы работы: | |
---|---|
Страна: | |
Город управления: |
Харьков |
Состояние: |
С 1907 года в составе Южных железных дорог. |
Харьково-Николаевская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, построенная на средства частного капитала в 1868—1871 годах. С 1881 года казённая. Общее протяжение (на 1900 год) — 1196 вёрст. С января 1907 года в составе Южных железных дорог
Содержание |
Территориально, до объединения, станция была разделена между двумя дорогами. Территория Харьково-Николаевской ж.д., располагалась ближе к Холодной горе. Когда станцию «Харьков-Балашовский» соединили с со станцией «Харьков-Пассажирский» (по многочисленным просьбам жителей Харькова), вокзальные тупики Николаевской и Балашовской линий (ныне «Люботинские тупики») были дополнены тупиковыми путями — пункта экипировки пассажирских поездов, выходящими в район нынешнего «Водотреста».
Первое оборотное паровозное депо было построено на этой станции (сохранились остатки паровозного здания). Примерно в 1903 году, станция была соединена однопутной линией со станцией Харьков-Балашовский (Юго-Восточной ж.д.), по инициативе ХПЗ. Заводская обкатка паровозов постройки ХПЗ производилась на участке: Харьков-Балашовский — Новая Бавария — Люботин. Название «Новая Бавария», связано с Пивным заводом, построенным вблизи станции, первым хозяином которого являлся германский предприниматель — Гольдберг. Исторической достопримечательностью станции являлась — водонапорная башня, ныне разрушена… Надо бы восстановить… Её издалёка было видать… Вблизи здания вокзала росли вековые дубы… Экзотика!… Не надо заниматься безликой «еврореконструкцией»… Архитектурное развитие станций должно отражать историческую преемственность во всём…
До войны, от станции «Мерефа» однопутная линия имела выход непосредственно на 1-й путь станции Люботин. Вследствие крушения, в целях обеспечения безопасности движения, была произведена реконструкция по переносу пересечения маршрутов восточнее станции Люботин. До войны, на территории локомотивного депо «Люботин» располагалось паровозное здание «Закрытого — Сибирского» типа, поворотный круг располагался внутри этого здания.
Харьково-Николаевская железная дорога.