Хроматика

12-06-2023

Хрома́тика (от др.-греч. χρῶμα — цвет, краска, первоначально — цвет кожи) в музыке — один из интервальных родов, полутоновая система, независимо от трактовки интервальных отношений.

Содержание

Классификация видов хроматики

В теоретическом музыкознании звуки хроматики схематически представляют как продление диатонической 6-квинтовой (7-ступенной) цепи. Пределом, регулирующим количество тонов хроматической интервальной системы, является 12-я квинта, крайний (13-й) звук которой образует уже микрохроматический интервал — комму.

В. М. Барский и Ю. Н. Холопов определяют следующие виды хроматики:

Термины модуляционная и субсистемная хроматика применимы только к гармонической тональности (т.к. только там можно говорить о модуляции и отклонении). Аналогией субсистемной тональной хроматики в (исторически более ранней) модальной музыке (с присущими ей метаболами) выступает так называемая транспозиционная хроматика[2], которую старинная теория аргументировала ложной мутацией. Термины вводнотоновая и альтерационная хроматика применимы и к модальной и к тональной музыке (если понимать альтерацию широко, как изменение базовой диатонической ступени на хроматическую). Автономная (она же гемитоника) относится к хроматической 12-тоновой музыке XX века (и позже), которая не является ни модальной (в смысле европейской старинной модальности) ни тональной (в смысле мажорно-минорной тональности классико-романтического типа).

Хроматика в мажорно-минорной тональности

В отличие от античной хромы (см. Роды мелоса)[3] европейская хроматика в Средние века (например, musica ficta в плавном распеве [cantus planus] католиков), в многоголосии Ренессанса (в системе старомодальной гармонии) и в музыке Нового времени (в системе гармонической тональности классико-романтического типа), вплоть до начала XX века рассматривалась как коррелят диатоники:

Хроматические ступени в мелодии, в интервалах и созвучиях (конкордах и аккордах) устанавливаются как таковые только на основе их соотнесённости с диатонической «базой».

«Хроматическими» интервалами (по роду) считаются интервалы, образующиеся семью квинтовыми шагами и более[4]:

  • увеличенная прима (и уменьшённая октава);
  • увеличенная квинта (и уменьшённая кварта);
  • увеличенная секунда (и уменьшённая септима);
  • увеличенная секста (и уменьшённая терция);
  • увеличенная терция (и уменьшённая секста).

В ладовом контексте мажорно-минорной тональности хроматические интервалы придают мелодии повышенную экспрессию, а тональной гармонии (например, альтерированные аккорды) — обострённую функциональную динамику.

Автономная хроматика

Автономная хроматика порывает с традиционной для музыкальной Европы корреляцией диатоники и хроматики. Гемитоника в 12-тоновой музыке XX века (см. Додекафония) — это интервальная система из одних самостоятельных, независимых от диатонической основы, звукоступеней на расстоянии полутона. Принципиально неважно, как нотирован тот или иной звук (например, eis или f, gis или as), так как энгармонизмы не рассматриваются как ладовые ступени в контексте гармонической тональности, но трактуются как полные структурно-функциональные эквиваленты. «Материальной» предпосылкой для возникновения гемитоники стал равномерно-темперированный строй.

См. также

Примечания

  1. Термин В.М. Барского.
  2. Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2002, с.74 и след.
  3. Античной хроме в современном учении о гармонии типологически родственна гемиолика
  4. Интервалы, образующиеся в хроматике меньшим числом квинт, например, в указанном примере h-fis, a-gis, dis-ais и т. п., Ю. Н. Холопов считает «хроматическими по положению, но диатоническими по существу» (то есть включёнными в хроматический род, но содержащие количество квинт, присущее диатоническим по роду интервалам) и именует «диахроматическими» (термин Л. А. Карклиньша).

Литература

  • Холопов Ю. Н. Хроматизм // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, сс.606-607.
  • Барский В. М. Хроматика как категория музыкального мышления // Laudamus. К 60-летию Ю. Н. Холопова.- М., 1992, с.114-120.
  • Barsky, Vladimir. Chromaticism. N.Y.: Routledge, 1996.
  • Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 2003.
  • Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2006.

Хроматика.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47