01-06-2023
Протестантизм |
Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды
Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство
Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннониты · Методизм · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Унитарианство · Харизматическое движение Евангельские христиане · Ривайвелизм
Christian Connexion (англ.)русск. · Живой поток (англ.)русск. · Истинная церковь Иисуса · Ученики Христа (Церкви Христа) · Церкви Бога (англ.)русск. |
Церковь Бога (Кливленд, Теннесси) — христианская пятидесятническая церковь. Ведет работу в 180 странах мира и объединяет более 7 миллионов членов[1].
Администрация церкви находится в городе Кливленде (США, штат Теннесси).
С 1953 года решением Верховного суда Теннесси за церковью закреплено право называться «Церковь Бога». Географическая приставка (Кливленд, Теннесси) используется для того, чтобы отличать церковь от других объединений с подобным названием. В русском языке также используется вариант — Церковь Божия.
Истоки движения восходят к 1886 году, что делает его старейшим пятидесятническим братством в США[2].
В 1886 году маленькая группа из восьми человек вышла из баптистской церкви Теннесси. Причиной выхода послужило распространение идей ландмаркизма — учения о невозможности получения спасения вне баптистской церкви. 19 августа 1886 года на встречи в Барни Крик (Теннесси) был организован Христианский Союз. Во главе новой общины стал бывший баптистский пастор Ричард Грин Сперлинг (1857—1935). В последющие годы Сперлинг организовал ещё три церкви в округе[3]. Летом 1896 года соседнее селение Кэмп-Крик (Северная Каролина) посетили проповедники движения святости. Шумные молитвенные богослужения, организованные ими в сельской школе, сразу же привлекли к себе внимание. Среди молящихся отмечалось говорение на языках, в том числе и среди детей. Новые духовные практики вызвали большие споры в обществе, баптистские и методистские лидеры осудили движение. Администрация школы отказала в дальнейшей аренде. Собрания перенесли в соседнее здание, превратив его в молитвенный дом. Однако недовольство и возмущение местного населения дошло до того, что новая церковь была разрушена и сожжена[3].
В мае 1902 года Сперлинг и баптистский диакон Уильям Брайант (1863—1949) оформили движение в «Святую Церковь в Кэмп-Крике». В следующем году руководителем общины был избран бывший квакер и евангелист — А. Д. Томлинсон (1865—1943), ставший впоследствии видным служителем движения.
В январе 1906 года в Кэмп-Крике состоялась первая Генеральная Ассамблея «Церквей восточного Теннесси, северной и западной Джорджии, Северной Каролины».
На встрече были рассмотрены вопросы, связанные с организацией нового союза, выказаны некоторые доктринальные позиции, осуждено табакокурение и утверждена практика омовения ног. Первое время в движении не было четкого понимания о говорении на иных языках. Лишь после встреч с очевидцами пробужения на Азуза стрит, практика говорения на иных языках оформляется доктринально. В 1907 году на очередной ежегодной встрече служителей было приняло название «Церковь Бога» (за основу были взяты цитаты из первого и второго послания Павла к Коринфянам)[4]. В 1909 году Томлинсон был избран первым генеральным председателем братства.
1 марта 1910 года вышел первый выпуск газеты «Вечерний свет». В 1911 году издание было переименовано в «Евангелие», которое является официальным изданием союза до сих пор.
По инициативе Томлинсона город Кливленд становится штаб-квартирой церкви. В 1918 году здесь создаётся Университет Ли (Lee University) — первое учебное заведение Церкви Бога.
Под руководством талантливого администратора Томлинсона союз растет. Уже в 1909 году церковь посылает своих первых зарубежных миссионеров — Эдмонта и Ревекку Барр, которые возвращаются с миссией на родину — Багамские острова[5]. В 1914 Церковь Бога начинает работу в Китае[6].
В 1922 году румынский баптист Георге Брадин из Арада получил по почте миссионерский буклет Церкви Божией. Буклет, содержавший описание пятидесятнических проявлений (Крещение Духом Святым и физические исцеления), весьма заинтересовал Брадина — его жена Сида была больна туберкулёзом. По утверждению самого Брадина, после молитвы женщина исцелилась. В том же году, через румынских эмигрантов, Брадин устанавливает контакт с Церковью Бога и начинает в Румынии Апостольскую Церковь Божию[7].
В июле 1923 года церковь пережила болезненный раскол — Томлинсон был отстранен от должности, покинул движение и создал Церковь Бога пророчеств. В 1936 году, в рамках празднования 50-летия церкви, руководитель зарубежных миссии Дж. Ингрэм провел мировое турне, посетив 31 страну. В результате несколько пятидесятнических союзов и миссионеров со всего мира присоединились к Церкви Бога. В 1951 году в состав союза входят пятидесятнические церкви Полного Евангелия в Южной Африке, в 1967 году — Вефильская церковь Индонезии. В 1980 году, с ослаблением коммунистического режима в Румынии, Церковь Бога восстанавливает контакты с Апостольской церковью Божией. В 1995 году был заключён альянс с Полноевангельской Церковью Вьетнама[8].
В 1910 году были выработаны первые доктринальные позиции, оформленные в руководстве для служителей церкви. В 1948 году восемь тысяч делегатов церкви приняли 14 статей Декларации веры[9], которые остались неизменными до сих пор:
Оставаясь евангельским консервативным братством, церковь подчеркивает стремление к нравственной чистоте, приоритет семьи, святость брака, умеренность во всем, скромность во внешнем виде, обязательство христиан быть примерными гражданами.
Первоначально церковь придерживалась строгого пацифизма. (Возможно, на позицию церкви сильно влияли взгляды Томлинсона — бывшего квакера). На сегодняшний день церковь по прежнему считает, что страны могут и должны урегулировать свои споры мирным путем. Однако, участие члена церкви на войне не повлияет на его членство в церкви.
В своей ранней истории Церковь Бога подвергалась влиянию разных радикальных групп. Так, в 1910 году Джордж Хенсли внес в некоторые церкви практику использования змей на богослужениях (Мк. 16:17—18). После того, как Генеральная Ассамблея в 1920 году запретила подобный ритуал, небольшая группа общин вышла из союза и организовала Церковь Бога со знамениями.
Всемирное служение Церкви Бога разделено на 6 регионов:
Регион | Церквей | Служителей | Членов церкви |
---|---|---|---|
Африка | 5602 | 4073 | 768000 |
Азия/Океания | 9652 | 3256 | 3327000 |
Карибский регион | 2172 | 2521 | 411000 |
Европа | 3542 | 1183 | 563000 |
Латинская Америка | 9384 | 9436 | 764000 |
Северная Америка | - | - | 1100000 |
Крупнейшими национальными союзами Церкви Бога являются:
С началом перестройки американские и немецкие служители Церкви Бога посещают Россию. Первоначально, они устанавливают контакт с т. н. «братством не регистрированных пятидесятников». Под руководством евангелиста Церкви Бога Карла Ричардсона в мае 1992 в Москве прошла конференция, объединившая разные пятидесятнические не регистрированные группы. В том же 1992 году московский пресвитер ОЦХВЕ Сергей Ряховский поступил в аспирантуру теологической семинарии Церкви Бога в Кливленде. Однако в 1994 году ОЦХВЕ прекратила контакты с Церковью Бога. Летом 1995 года ОЦХВЕ освободила С. Ряховского от служения и им была создана Российская Церковь Бога. Сегодня «Ассоциация христиан веры евангельской Церковь Божия» насчитывает в России 100 церквей и входит в РОСХВЕ.
В 1989 году немецкий евангелист Руди Шепик установил контакт с независимой группой пятидесятников в городе Славянске. В 1992 году Шепик познакомил украинских служителей с Дитером Кноспе — руководителем Церкви Бога в Германии. Уже в следующем году пасторы пятидесятнических церквей Славянска, Новой Каховки, Горловки и Алчевска изъявили желание вступить в Международную Церковь Бога. Церковь Божия Украины зарегистрирована как самостоятельная религиозная организация. В 2010 году она объединяла 82 церкви и 5,4 тыс. верующих[17].
Церковь Бога.