Цифровое анаморфирование

24-06-2023

Цифрово́е анаморфи́рование — технология видеозаписи или телетрансляции широкоэкранного изображения формата 16:9 с цифровым сжатием по горизонтали до соотношения сторон 4:3, принятого в телевидении стандартной четкости, и последующим растягиванием при воспроизведении. Применяется при современном мастеринге DVD дисков и в цифровом телевещании стандартной четкости. Технология является цифровым аналогом оптического анаморфирования, применяемого при съемке и демонстрации анаморфированных широкоэкранных кинофильмов с использованием цилиндрической оптики. Поэтому, она также применяется в цифровом кинематографе при использовании анаморфотной оптики с цифровой кинокамерой.

Одно из обозначений анаморфированного DVD

Содержание

DVD

Диски, изготовленные по такой технологии, содержат изображение в стандарте разложения, соответствующем обычному телевидению стандартной четкости с классическим соотношением сторон экрана 4:3. Но масштаб изображения по горизонтали отличается от масштаба по вертикали, потому что изображение сжато вдоль длинной стороны кадра. Круг на таком изображении выглядит вертикальным овалом. Вместе с изображением на диске содержится флаг, сообщающий плееру о сжатии по горизонтали, поэтому при декодировании видеозаписи изображение растягивается обратно до своих оригинальных пропорций 16:9. Говорят, что при цифровом анаморфировании используется прямоугольный пиксель, то есть, уменьшенная по горизонтали разрешающая способность. Широкоэкранный телевизор отображает такой фильм в нормальных пропорциях во весь экран. На традиционном телевизоре с экраном 4:3 изображение сжимается по вертикали, чтобы получить правильные пропорции кадра, вписанного в экран с черными полями сверху и снизу. Такая технология дает возможность полнее использовать кадр телевидения стандартной четкости при записи фильмов широкоэкранных форматов в технике Letterbox. Последняя, в отличие от Pan & scan дает не обрезанное изображение таких фильмов, но использует лишь небольшую часть вертикального пространства телекадра. В телевидении стандартной четкости с ограниченной разрешающей способностью это приводит к потере качества и детализации. Особенно это заметно при использовании американского стандарта разложения 525/60, в котором широкоэкранный фильм с соотношением сторон 2,35:1 использует не более 270 строк. При цифровом анаморфировании используется значительно большая часть полезного телевизионного поля, повышая качество видеокопии. Причем, фильмы с соотношением сторон большим, чем 16:9 все равно показываются на широкоэкранном телевизоре с черными полями. Однако, в видеозаписи эти поля занимают значительно меньшую высоту кадра 4:3, увеличивая вертикальное разрешение конечного изображения. Стандартного обозначения анаморфированной видеозаписи не существует, потому что различные релизеры обозначают такие диски по-своему. В России большинство таких DVD имеют обозначение "16:9" (на рисунке). Диски без анаморфирования обозначаются, как 4:3 и в случае, если содержат широкоэкранный фильм, на экране телевизора с экраном 16:9 он будет отображаться в технике Windowbox.

Blu Ray и HD DVD

Эти типы видеодисков используют стандарты разложения телевидения высокой четкости, изначально рассчитанные на соотношение сторон экрана 16:9. Поэтому, цифровое анаморфирование изображения на таких дисках не требуется.

Телевидение

Современное цифровое вещание в стандартной четкости в большинстве стран использует технологию анаморфирования видеоданных из-за повсеместного распространения широкоэкранных телевизоров. Одним из таких стандартов является, например, PAL-plus[1]. Изображение формата 16:9 передается анаморфированным, в общепринятом стандарте разложения 625/50 с «прямоугольным пикселем». В противном случае неанаморфированное изображение 16:9 использует[2] только 432 строки телевизионного растра из 576 возможных. В таблице[3] приведены соотношения размеров сторон пикселей разных стандартов цифрового вещания с учетом того, что в стандартах разложения обычной четкости количество элементов строки считается равным 704 из 720 передаваемых в телесигнале. По 8 элементов с каждого края строки отведены на обратный ход строчной развертки и не содержат изображение.

Соотношение сторон пикселя разных стандартов до и после анаморфирования. Пунктиром обозначен размер пикселя PAL и NTSC на экране после декодирования
Видеостандарт Размер
в пикселях
Пропорция
пикселя
Эквивалент разрешения
в квадратных пикселях
PAL 4:3 704×576 12:11 768×576
PAL 16:9 704×576 16:11 1024×576
NTSC 4:3 704×480 10:11 640×480
NTSC 16:9 704×480 40:33 854×480

Специальный сигнал, включаемый в передачу, информирует телеприемник об анаморфированном стандарте. Поэтому, после декодирования сигнала каждый переданный элемент отображается на экране не квадратным, а прямоугольным, растянутым по горизонтали. Благодаря этому изображение растягивается до исходного размера с соотношением 16:9. и на широкоэкранных телевизорах демонстрируется в нормальных пропорциях на весь экран. Телевизоры со стандартным экраном могут по выбору показывать передачу в технике Letterbox полностью (со сжатием по вертикали) или в технике Pan & scan с потерей краев изображения.

Цифровой кинематограф

Современные кинофильмы, изготовленные по цифровой технологии, используют анаморфирование видеоданных при использовании анаморфотных киносъемочных объективов с цифровой кинокамерой. Это позволяет более полно использовать разрешающую способность матрицы формата Super-35 с классическим соотношением сторон кадра 1,33:1 при съемке широкоэкранных фильмов с соотношением экрана 2,39:1. При этом, анаморфированное (сжатое по горизонтали) изображение, даваемое съемочным объективом, заполняет всю площадь матрицы, максимально используя ее разрешающую способность. Этот процесс аналогичен съемке на кинопленку широкоэкранных анаморфированных фильмов. При дальнейшей обработке полученного цифрового видео производится его цифровая трансформация в формат 2,39:1 растягиванием изображения по горизонтали. В целом весь процесс является цифровым аналогом кинопленочных форматов CinemaScope или Panavision с той разницей, что вместо оптического дезанаморфирования при кинопроекции используется цифровая обработка, и цифровые кинопроекторы при демонстрации такого фильма используют стандартную сферическую оптику. Широкоэкранный цифровой кинофильм также может быть снят традиционным сферическим объективом меньшего фокусного расстояния. Однако, использование анаморфотных объективов, создающих характерный оптический рисунок, привносит «синемаскопический» вид изображения, который у зрителей ассоциируется с «голливудским» видением. Поэтому многие операторы-постановщики используют такую оптику в качестве изобразительного приема. Недостатком съемки с анаморфированием является большая стоимость аренды съемочной оптики и ее громоздкость. Светосила анаморфотных объективов ниже сферических, что требует более интенсивного освещения снимаемой сцены. Поэтому фильмы с небольшим бюджетом снимаются без использования анаморфирования.

См. также

Примечания

  1. Двухформатные вещательные камеры (рус.) // «625» : журнал. — 1995. — № 2.
  2. en:PALplus
  3. en:Standard-definition television

Цифровое анаморфирование.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47