Бенвенуто челлини мариинский театр, челлини бенвенуто работы фото, виппер б р бенвенуто челлини статьи об искусстве м искусство 1970 591 с, челлини бенвенуто работы ювелирные

26-01-2024

Бенвенуто Челлини
итал. Benvenuto Cellini

Бюст Челлини во Флоренции
Дата рождения:

3 ноября 1500(1500-11-03)

Место рождения:

Флоренция

Дата смерти:

13 февраля 1571(1571-02-13) (70 лет)

Место смерти:

Флоренция

Покровители:

Козимо Медичи Старший

Работы на Викискладе

Бенвену́то Челли́ни (итал. Benvenuto Cellini; 3 ноября 1500(15001103), Флоренция — 13 февраля 1571, Флоренция) — выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса.

Содержание

Биография

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Бенвенуто был вторым ребенком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме, где сблизился с верхушкой Ватикана.

В 1527 году участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян покинул город. В 1529 году вернулся в Рим и получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились — они были позднее переплавлены.

Мстя за брата, в 1531—1534 годах Челлини убил ювелира, затем напал на нотариуса, после чего бежал в Неаполь, где опять лишил жизни еще одного ювелира за то, что тот плохо высказывался о Челлини при папском дворе.

В 1537 году был принят на французскую службу королём Франциском I, исполнив его портретную медаль. Снова попав в Рим, Челлини был арестован, обвинён в краже папских драгоценностей, однако он смог опять бежать. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключен под стражу и, однако, после освобожден.

С 1540 года жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению — большой солонкой Франциска I (1540—1543).

Во Франции мастер освоил технику бронзового литья, и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы. С 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны. Здесь он исполнил и ряд других скульптур, реставрировал античные произведения.

В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку с ювелиром. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие». Под домашним арестом мастер начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.

Скульптор скончался 13 февраля 1571 года в родной Флоренции. Был похоронен с большими почестями в Церкви Благовещения.

Творчество

Книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» является одним из самых замечательных произведений литературы XVI в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558 году, однако большая часть рукописи написана рукой 14-летнего мальчика, секретаря Челлини, и ещё несколько страниц выполнено другой рукой. Хроника доходит до 1562 года. В XVIII веке после разнообразных приключений, рукопись пропала. В 1805 году она была найдена в одной из книжных лавок во Флоренции и передана в библиотеку Лауренциана, где находится и по сей день. Первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728 году.

Жизнь Бенвенуто Челлини написана в той литературной манере, которую можно назвать популярной, и этим отличается от таких произведений, как «Исповедь блаженного Августина» или «Исповедь Руссо». На страницах своей книги Бенвенуто Челлини не высказал никаких новых идей; он описал свои приключения, мысли и чувства с откровенностью, не характерной для жанра автобиографии предшествующего времени, и сделал это богатым разговорным языком, который очень убедительно передает ход мысли и переживания человека.

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника, относительно же его художественного дарования мнения разделились; однако, несмотря на это, он представлял скульпторов на торжественной церемонии погребения Микеланджело. Варки и Вазари с похвалой отзывались о его таланте ювелира. Вазари, например, писал, что Челлини — непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также замечательный скульптор. Из созданных им произведений ювелирного искусства сохранилось немногое: солонка Франциска I (1540—1543, Вена, Художественно-исторический музей), медали и монеты, сделанные для папы Климента VII и Алессандро Медичи, а также эскизы декоративной застежки для облачений Климента VII.

«Сальера» (1543).

Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, — бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр). Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545—1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545—1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545—1548, там же); Ганимед (1548—1550); Аполлон и Гиацинт; Нарцисс (все во Флоренции); бюст Биндо Альтовити; Распятие (ок. 1562, Эскориал).

«Челлини рассказывает в своей автобиографии о том, как папа заказал драгоценное украшение, в которое должен был быть вставлен прекрасный бриллиант. Все соперничающие мастера делали различные фигуры и среди них вставили камень; только Челлини пришло в голову использовать бриллиант так, чтобы ввязать его в композицию с мотивировкой: он сделал из этого камня престол для Бога-отца, вычеканенного на рельефе». (Виктор Шкловский в книге «Гамбургский счёт»)

Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» — где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции, в который Дюма-отец, искусно вплетает историю любви подмастерья Асканио к дочке парижского прево — Коломбе.

Интересные факты

Историк философии Г. Гефдинг (1843—1931 гг.)[1] сообщает, что находясь в заточении, Бенвенуто Челлини имел реальное видение солнца, поднявшегося над стеной, в середине которого находился распятый Иисус Христос, следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа.[2]

Примечания

  1. Гефдинг. Брокгауз и Эфрон
  2. Голощапов С. Галлюцинации и религиозные видения. Репринтное переиздание статьи из журнала «Вера и разум» (Харьков, 1915 г.). — Казань: Тан, 1992. — 38 с. (Человек соприкасается с запредельным. Вып. 3. с. 6).

Сочинения

  • Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959;
  • в рус. переводе — «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции», пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. — Л., [1931];
  • то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.

Библиография

  • Дживелегов А. К., Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929;
  • Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве. М., 1970;
  • Camesasca Е., Tutta l’opera del Cellini, Mil., 1955;
  • Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.
  • López Gajate, Juan. El Cristo Blanco de Cellini. San Lorenzo del Escorial: Escurialenses, 1995.
  • Pope-Hennessy, John Wyndham. Cellini. New York: Abbeville Press, 1985.
  • Parker, Derek: Cellini. London, Sutton, 2004.
  • Н. П. Подземская. «Жизнь Бенвенуто Челлини» как литературный памятник позднего итальянского Возрождения // Культура Возрождения XVI века. — М.: Наука, 1997, с. 157—163
  • Соротокина Н. М. Бенвенуто Челлини. — М.: Вече, 2011. — 368 с., ил. — «Великие ист. персоны». — 3000 экз., ISBN 978-5-9533-5165-2

Ссылки

  • ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО. Жизнь Бенвенуто Челлини. Архивировано из первоисточника 13 мая 2012. Проверено 18 мая 2011.
  • Homoerotic works in the Androphile image collection
  • Изображение Персея: Reverse angle (400k) from Pbase
  • More images

Бенвенуто челлини мариинский театр, челлини бенвенуто работы фото, виппер б р бенвенуто челлини статьи об искусстве м искусство 1970 591 с, челлини бенвенуто работы ювелирные.

Костин, Владимир Макарович, Портацио, Уилс, Амерлинг Фридр., Файл:Dulaure, Jacques-Antoine.JPG, Категория:1976 год на Мальте.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47