Рекомендуем

Родоначальником исследователей Андомских был фантаст белозерского князя Василия Романовича — Михаил Андреевич. Расположен возле художественного центра Балканского сектора. Разработан медалью «Ландсверк» (ректор.

най ди те ве ли чи ну угла aoe, чину араб ҳаморо ҳиндустон ҳаморо, чи ну из лего, чи ну 2 танк

11-12-2023

Средний танк Тип 3, «Чи-Ну»
Классификация средний танк
Боевая масса, т 18,8
Компоновочная схема трансмиссионное отделение спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 5
История
Годы производства 19431945
Годы эксплуатации 1943 — 1960-е
Количество выпущенных, шт. от 60 до 166, по различным источникам
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5730
Длина с пушкой вперёд, мм 6500
Ширина корпуса, мм 2330
Высота, мм 2610
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 50 / 15°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 12 / 79°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 50 / 20°
Борт корпуса (верх), мм/град. 20 / 30°
Борт корпуса (низ), мм/град. 25 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 20 / 0°
Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 20°
Днище, мм 8,5 / 60—90°
Крыша корпуса, мм 12 / 79—90°
Лоб башни, мм/град. 50 / 12°
Маска орудия, мм/град. 50
Борт башни, мм/град. 25 / 10°
Корма башни, мм/град. 25 / 0°
Крыша башни, мм 12 / 79—90°
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм Тип 3
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 38,44
Боекомплект пушки 55
Углы ВН, град. −10…+15°
Прицелы телескопический
Пулемёты 1—2 × 7,7-мм Тип 97
Подвижность
Тип двигателя V‑образный 12‑цилиндровый четырёхтактный дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 240
Скорость по шоссе, км/ч 39
Запас хода по шоссе, км 210
Удельная мощность, л. с./т 12,58
Тип подвески подвеска Хара
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,77
Преодолеваемый подъём, град. 30—35°
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0

Средний танк Тип 3 (яп. 三式中戦車), «Чи-Ну» (яп. チヌ — «средний десятый»[1]) — японский средний танк времён Второй мировой войны. Был создан в 1943 году как дальнейшее развитие танка «Чи-Хе», отличаясь от него новым, более мощным, 75-мм орудием в новой башне. Наиболее совершенный серийный японский танк Второй мировой. Всего за время серийного выпуска было произведено, по разным данным, от 60[2] до 166[3] танков «Чи-Ну». В боевых действиях они участия не принимали, поскольку поступали в части, предназначенные для обороны Японских островов от так и не состоявшейся высадки войск США[4]. После войны «Чи-Ну» состояли на вооружении Сил самообороны Японии до смены более совершенной техникой в 1960-х годах[4].

Содержание

История создания и производства

Средний танк Тип 1 «Чи-Хе», запущенный в производство в 1943 году, явился значительным шагом вперёд по сравнению с более ранними Тип 97 «Шинхото Чи-Ха», получив противоснарядное бронирование, более совершенную конструкцию корпуса, более современные средства связи и лучшее распределение функций экипажа за счёт трёхместной башни. Однако и он стал лишь частичным решением проблемы, поскольку был по-прежнему вооружён лишь 47-мм пушкой Тип 1, которая устарела с появлением у США на Тихоокеанском ТВД к 1943 году в значительных количествах танков M4 «Шерман», против лобовой брони которых она была почти бесполезна. Вдобавок, её осколочный снаряд обладал сравнительно невысокой эффективностью.

В качестве средства повысить огневую мощь японских танков была выбрана 75-мм полевая пушка Тип 90, являвшаяся модернизированным вариантом производившейся по лицензии французской пушки фирмы «Шнейдер». Для её размещения на «Чи-Хе» была разработана новая, увеличенная башня изменённой формы, без кормового пулемёта, бывшего стандартным для всех более ранних японских танков. Модернизированный таким образом «Чи-Хе» получил по японской системе классификации бронетехники обозначение Средний танк Тип 3 (2603) или «Чи-Ну» («средний десятый»).

Однозначных данных о серийном выпуске «Чи-Ну», как и о большинстве японской бронетехники, нет, в связи с тем, что значительное количество документации было уничтожено в конце войны. По одним источникам, серийный выпуск «Чи-Ну» начался в середине 1943 года[2][5], по другим же — лишь в сентябре 1944 года[6], и продолжался вплоть до конца войны. Объёмы выпуска были сравнительно невелики, вследствие сложностей с поставками сырья и разрушения японской промышленности, вызванного воздушными бомбардировками США[2]. Часть источников, базирующихся на данных США, полученных после войны, приводит цифру в 60 произведённых танков[2][4]. Другие источники, основывающиеся на более поздних исследованиях японских архивных данных, приводят бо́льшие цифры, такие как 144[7] и даже в 166[3] выпущенных к окончанию войны «Чи-Ну».

С запуском «Чи-Ну» в производство, его развитие не закончилось. Строились планы по его перевооружению более мощной 75-мм пушкой Тип 5 с длиной ствола в 56,4 калибра, аналогичной устанавливавшейся на так и не запущенном в серийное производство среднем танке «Чи-То». Орудие должно было устанавливаться либо в незначительно переработанной старой, сварной башне, либо в новой, литой, по форме аналогичной сварной, однако за стадию проекта перевооружение «Чи-Ну» так и не вышло[8].

Описание конструкции

«Чи-Ну» отличался от своего предшественника, «Чи-Хе», в основном лишь новой башней с более мощным орудием, остальные системы танка существенным переработкам не подверглись. При этом «Чи-Ну», как и «Чи-Хе», унаследовал от «Чи-Ха» и «Шинхото Чи-Ха» без серьёзных изменений значительную часть узлов и применённых на них конструктивных решений.

Танк имел стандартную для японских танков того периода компоновку, с размещением двигательной установки в корме, а трансмиссионного отделения — в лобовой части машины. Экипаж танка состоял из пяти человек — водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и наводчика, заряжающего и командира, находившихся в трёхместной башне.

Броневой корпус и башня

Схема бронирования «Чи-Ну»

Броневой корпус «Чи-Ну» существенным изменениям по сравнению с «Чи-Хе» не подвергся и по-прежнему представлял собой усовершенствованный корпус «Чи-Ха» с упрощённой для производства конструкцией и усиленным лобовым бронированием. Незначительно доработано было лишь боевое отделение, на которое теперь устанавливалась новая, более крупная башня.

Броневой корпус и башня «Чи-Ну» собирались из плоских катаных плит и листов гомогенной стали, толщиной от 8,5 до 50 мм. Детали собирались в основном при помощи сварки, однако всё ещё широко применялось также болтовое и заклёпочное соединение. С внутренней стороны корпус «Чи-Ну» снабжался подбоем из асбестовых листов, служившим как для повышения пожарной безопасности, так и для смягчения ударов экипажа о броню при движении танка[9].

Бронирование «Чи-Ну» — дифференцированное, противопульно-противоснарядное. Лобовая часть корпуса — ступенчатая, образованная верхней и нижней броневыми плитами толщиной 50 мм, расположенными под углом 15 и 20 градусов к вертикали, соответственно, и средним листом толщиной 12 мм, расположенным под углом в 79 градусов к вертикали. Нижняя часть бортов, а в кормовой части корпуса — весь борт — вертикальные бронеплиты толщиной 25 мм, в верхней части бортов имелись надгусеничные полки, борта которых состояли из 20-мм бронеплит, расположенных под углом до 30°. Корма корпуса собиралась из бронеплит толщиной, по разным данным, 20[10] или 30[11] мм), вертикальной верхней и расположенной под углом в 20 градусов нижней. Крыша корпуса состояла из 12-мм, а днище корпуса — из 8,5-мм броневых листов.

Башня «Чи-Ну» — трёхместная, выраженной шестигранной в плане формы, с развитой кормовой нишей. По конструкции башня была аналогична корпусу. Лобовая броневая плита башни, толщиной 50 мм, была расположена под углом в 12° к вертикали. Расположенные под углом в 10° борта башни и вертикальная корма собирались из 25-мм броневых плит, броневые листы крыши башни имели толщину в 12 мм.

Для посадки и высадки экипажа служили два люка в крыше башни и один — в её левом борту, механик-водитель и стрелок-радист собственных посадочных люков не имели. Кроме того, в правом борту башни имелся пистолетный порт, а в её корме — ещё один люк, служивший для демонтажа орудия. Для доступа к двигателю служили несколько люков в крыше моторного отделения, а для доступа к агрегатам трансмиссии — два люка в средней лобовой детали.

Вооружение

Основным вооружением «Чи-Ну» являлась 75-мм танковая пушка Тип 3, созданная на основе полевой пушки Тип 90. Пушка Тип 3 имела длину ствола 38,44 калибра / 2883 мм, а начальная скорость её бронебойного снаряда составляла 680 м/с. Противооткатные устройства пушки Тип 3 были без изменений заимствованы от полевого орудия и размещались под стволом, будучи вынесены за пределы башни и прикрыты броневым кожухом. В отличие от более ранних моделей, на «Чи-Ну» пушка размещалась в установке, позволявшей её наведение без поворота башни только в вертикальной плоскости, в пределах −10…+15°, при помощи винтового механизма. Боекомплект орудия состоял из 55 унитарных выстрелов, размещённых в укладках в кормовой нише башни и на полу боевого отделения[5].

Боеприпасы 75-мм танковой пушки Тип 3[11]
Тип снаряда Марка Масса выстрела, кг Масса снаряда, кг Масса ВВ, г Дульная скорость, м/с
бронебойный остроголовый Тип 95 6,60 65 680
осколочно-фугасный Тип 90 6,34 540 523
Таблица бронепробиваемости для 75-мм танковой пушки Тип 3, в мм[11]
Снаряд \ Расстояние, м 25 100 250 500 1000 1500 2000
Бронебойный (угол встречи 0°) 95 91; 90[1] 88 82 70; 65[1] 58 48
Следует помнить, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным.

Вспомогательное вооружение «Чи-Ну» состояло из 7,7-мм пулемёта Тип 97, размещённого слева в верхней лобовой детали корпуса. Пулемёт располагался в стандартной для японских танков установке, на вертикальных и горизонтальных цапфах, прикрытой полусферическим броневым щитком, порой в литературе ошибочно именуемой шаровой[12]. Боекомплект пулемёта составлял 3680 патронов. Башенный пулемёт отсутствовал, однако на зенитной турельной установке на крыше башни мог размещаться ещё один пулемёт Тип 97.

Средства наблюдения и связи

Средства наблюдения «Чи-Ну» не претерпели принципиальных изменений по сравнению с «Чи-Ха». Основным средством наблюдения за местностью служили простые смотровые щели, закрытые многослойным защитным стеклом. Две из смотровых щелей размещались в верхнем лобовом листе, напротив мест механика-водителя и стрелка, ещё две — в лобовых скулах верхней части корпуса. По одной смотровой щели находилось в бортовом башенном люке и крышке пистолетного порта, кроме того, четыре смотровых щели имелись в командирской башенке[13]. Конструкция смотровых приборов позволяла быструю смену защитных стёкол в случае их повреждения. В небоевой обстановке механик-водитель мог также использовать для наблюдения смотровой люк в верхней лобовой детали корпуса. Командир танка также имел в своём распоряжении перископический панорамный наблюдательный прибор, а водителю в небоевой обстановке для лучшего обзора мог служить смотровой люк в верхнем лобовом листе[9].

Как и «Чи-Хе», все «Чи-Ну» оборудовались радиостанцией.

Двигатель и трансмиссия

На «Чи-Ну» устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» Тип 100 (яп. 一〇〇式発動機), мощностью 240 л. с. при 2000 об/мин. Два топливных бака располагались в моторном отделении, под двигателем.

Трансмиссия «Чи-Ну»

Трансмиссия «Чи-Ну», как и «Чи-Хе», по сравнению с «Чи-Ха» заметных изменений не претерпела[14]. В её состав входили[9]:

  • Многодисковый главный фрикцион сухого трения, установленный на двигателе.
  • Первичный редуктор, служивший для возможности более низкого размещения карданной передачи.
  • Карданный вал.
  • Четырёхступенчатая (восьмискоростная) механическая коробка передач с демультипликатором, расположенная в лобовой части танка, в отделении управления.
  • Два двухступенчатых механизма поворота, каждый из которых состоял из планетарного редуктора, блокировочного фрикциона, опорного и остановочного тормозов. Механизмы поворота располагались по обе стороны от коробки передач, частично в вынесенных за пределы корпуса броневых кожухах.

Ходовая часть

Подвеска «Чи-Ну»

Ходовая часть «Чи-Ну» была унаследована им от «Чи-Ха» без существенных изменений. С каждого борта она состояла из шести опорных катков, трёх поддерживающих катков, ведущего колеса и ленивца. Все катки — литые. Подвеска опорных катков смешанная, первый и последний катки имели индивидуальную подвеску, в то время как средние были сблокированы попарно. Подвеска всех опорных катков — системы Хара. Балансиры крайних и тележки средних катков были при помощи рычагов соединены с цилиндрическими пружинами, закреплёнными горизонтально на бортах корпуса снаружи. Пружины подвески тележек при этом укрывались броневыми кожухами. Опорные катки обрезиненные; крайние катки — цельные одинарные, хотя и имели сдвоенный профиль, средние катки — сдвоенные. Крайние поддерживающие катки — сдвоенные, центральные — одиночные, расположенные только с внутренней половины гусеницы.

Гусеницы «Чи-Ну» — стальные, одногребневые, цевочного зацепления, каждая из 96 литых траков шириной 330 мм.

Использовался

Эксплуатация и боевое применение

«Чи-Ну», а также несколько «Хо-Ни III» на заднем плане, из состава 4-й танковой дивизии

Выпущенные «Чи-Ну» поступали, вместе с «Чи-Хе» и другими новыми образцами бронетехники, в 4-ю танковую дивизию[2]. Эта часть, сформированная в 1943 году, до окончания войны находилась в Японии и в боевых действиях участия не принимала[2]. В некоторых источниках содержатся упоминания о применении «Чи-Ну» в боях за Окинаву в марте — июне 1945 года[4], однако в большинстве современной литературы эта версия не поддерживается[4]. Отсутствие какой бы то ни было информации об этом, как и о «Чи-Ну» в целом, в рапортах военной разведки США[15], полученных уже после битвы за Окинаву, в июле — августе того же года, говорит также не в пользу этой версии, поскольку появление нового, настолько сильно отличавшегося от привычных «Шинхото Чи-Ха», танка едва ли прошло бы незамеченным. Так или иначе, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий «Чи-Ну» не оказал.

После капитуляции Японии «Чи-Ну» были частично пущены на слом, но большая их часть поступила впоследствии на вооружение Сил самообороны Японии и длительное время использовалась ими, наряду с более старыми машинами, такими как «Шинхото Чи-Ха» и «Чи-Хе», а также американскими M24 «Чаффи». Сняты они с вооружения были только к 1960-м годам, с началом массового производства более современных танков Тип 61[4].

Оценка машины

Конструкция и потенциал развития

«Чи-Ну», ставший результатом длительного развития спроектированного ещё в конце 1930-х годов «Чи-Ха», отличался вполне традиционной для японских танков того периода конструкцией, сочетавшей в себе как сравнительно прогрессивные, так и устаревшие или неудачные решения.

Компоновка «Чи-Ну», с расположением моторного отделения в кормовой части корпуса, а трансмиссионного — в лобовой, обеспечивала ему значительный для сравнительно компактной машины объём боевого отделения, лучшее распределение нагрузки на подвеску и более простое по сравнению с танками классической компоновки переключение передач. При этом благодаря применению редуктора, пускавшего карданный вал параллельно днищу корпуса, общую высоту последнего удалось сохранить сравнительно небольшой, особенно по сравнению с танками США аналогичной компоновки. В то же время, размещение трансмиссии и ведущих в лобовой, более подверженной обстрелу противника, части корпуса повышало их уязвимость, а расположенные в средней лобовой детали люки доступа к трансмиссии ещё более снижали защищённость танка. При этом, несмотря на значительную длину боевого отделения, его полезный объём снижался небольшой шириной корпуса, затруднявшей установку на него башни достаточных размеров. Всё это, в сочетании с перегруженностью шасси, изначально рассчитанного на 15-тонный «Чи-Ха», привело к тому, что хотя «Чи-Ну» и стал полноценным средним танком, резервов для превращения его в соответствующую требованиям времени к защищённости и вооружению машину уже не осталось. Для этого японским конструкторам пришлось разработать «Чи-То», который, хотя и сохранял в себе многие из применённых на предшественнике конструкторских решений, был создан фактически заново и по своей массе относился уже совершенно к другой категории.

Несмотря на довольно удачную конструкцию моторно-трансмиссионной группы и отдельные удачные решения[9][16], «Чи-Ну» отличался общей устарелостью конструкции. Так, корпус и башня, несмотря на частичное применение сварки, всё ещё в значительной степени собирались при помощи клёпки. Приборы наблюдения и прицеливания отличались примитивностью и низким качеством[16]. Традиционная для японских танков того периода подвеска системы Хара отличалась плавностью хода и хорошей ремонтопригодностью, однако имела и ряд недостатков, таких как недостаточная защищённость узлов подвески, значительная масса неподрессоренных элементов и медленное гашение продольных колебаний корпуса[9][16]. Столь же традиционный отказ от спаренной с пушкой установки башенного пулемёта привёл к тому, что «Чи-Ну» оказался вовсе его лишён, поскольку разместить его в корме башни, как на более ранних машинах, стало невозможно.

Вооружение и защищённость

Техническое обслуживание «Чи-Ну» в мастерской в Хакате, 14 октября 1945 года

По уровню броневой защиты «Чи-Ну» в целом не уступал танкам своей весовой категории, но по меркам 1943 года, для среднего танка оно являлось явно недостаточным.

Бронирование «Чи-Ну» было противоснарядным лишь в лобовой проекции; при этом даже там его толщина не превышала 50 мм и расположено оно было без рациональных углов наклона. Это обеспечивало сколько-нибудь надёжную защиту лишь от снарядов калибром не более 45 мм, тогда как даже 75-мм пушка «Шермана» или 76,2-мм пушка Т-34, не говоря уже о более мощных орудиях, обеспечивали уверенное пробитие лобовой брони «Чи-Ну» на дистанции в 1 км, а при удачном попадании — и большей[17]. Впрочем, лёгкие противотанковые орудия, например, 37-мм M3, использовались на Тихоокеанском театре военных действий вплоть до самого конца войны, так что полностью актуальности бронирование «Чи-Ну» не утратило.

Бортовое и кормовое же бронирование «Чи-Ну» обеспечивало полную защиту лишь от огня крупнокалиберного пулемёта, на некоторых дистанциях также — крупнокалиберных противотанковых ружей и малокалиберных автоматических пушек. Уже пушки калибром 37 мм, такие как M3, обеспечивали уверенное поражение бортов и кормы «Чи-Ну» практически на всех дистанциях прицельной стрельбы[18]. Вдобавок, 8,5-мм бронелисты днища, в лобовой и кормовой оконечностях расположенные под углом в 60° к вертикали, хотя и были в условиях поля боя в значительной степени укрыты складками местности, при определённых условиях могли становиться уязвимыми местами, пробивавшимися даже крупнокалиберным пулемётом.

И без того невысокая броневая защита дополнительно снижалась рядом факторов. Смотровой люк водителя, люки доступа к агрегатам трансмиссии и пулемётная установка существенно снижали и без того невысокую снарядостойкость лобовой части корпуса. Дополнительно снижало защищённость и невысокое качество японской брони в сочетании с клёпаным соединением части деталей корпуса и башни[9]. При снарядном, а порой и при пулевом обстреле, деформация броневых плит могла приводить к тому, что заклёпки отскакивали внутрь корпуса, становясь опасными поражающими элементами даже в том случае, если броня успешно отражала попавшую в неё пулю или снаряд[19].

75-мм орудие «Чи-Ну» по баллистике было примерно аналогично 76,2-мм пушке Т-34 или 75-мм пушке «Шермана». В то же время, её эффективность существенно снижалась низким качеством приборов прицеливания[20], а орудие «Шермана», вдобавок, оборудовалось стабилизатором в вертикальной плоскости, многократно повышавшим точность стрельбы с ходу. Ограниченным был и ассортимент боеприпасов японской пушки, в котором отсутствовали подкалиберные или кумулятивные снаряды; обычно в боекомплект «Чи-Ну» входили только бронебойные и осколочно-фугасные снаряды.

75-мм пушка «Чи-Ну» в 1944 году позволяла ему бороться с современными ему средними танками, такими как Т-34 или «Шерман», но обеспечивала пробитие их лобовой брони лишь на сравнительно близких дистанциях, что ставило «Чи-Ну» с его более тонкой лобовой бронёй в невыгодное положение в случае реального боевого столкновения. При этом против лобового бронирования танков нового поколения, появившихся к 1945 году, таких как Т-44 или M26, пушка «Чи-Ну» была практически бессильна.

Надёжность и технологичность

«Чи-Ну» был создан на базе отработанного в производстве «Чи-Ха», почти все его системы были отработаны на других образцах вооружения и длительное время находились в серийном производстве. При этом ещё на «Чи-Хе» часть узлов танка, в частности, чрезмерно сложная форма корпуса «Чи-Ха», были ещё более упрощены и приспособлены к условиям массового производства. Всё это обеспечивало «Чи-Ну» сравнительно высокую технологичность, хотя ряд применённых на нём конструкторских решений и признавался специалистами неудачным в этом отношении[9].

Характерное для японских танков того периода предельное упрощение конструкции повышало надёжность «Чи-Ну» и удешевляло его производство, однако порой это упрощение переходило в примитивизм, что отрицательно сказывалось на боевых качествах танка. При этом японским конструкторам удалось обеспечить «Чи-Ну» надёжную работу моторно-трансмиссионной группы — одной из наиболее часто становящихся проблемными систем танка. В то же время, повышенная нагрузка на отдельные узлы, в частности на двигатель и подвеску, снижала их ресурс и в конечном счёте надёжность машины[9][16].

Аналоги

По своим массе и боевым характеристикам, «Чи-Ну» находился на нижней границе категории средних танков. Условными его аналогами можно считать поздние модификации германского PzKpfw III, шведский Strv m/42 и венгерский 40M «Туран». PzKpfw III, вооружённый 50-мм пушкой KwK 39 или короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37, уступал «Чи-Ну» в огневой мощи, но несколько превосходил в бронировании. Кроме того, германский танк имел преимущество за счёт значительно более совершенных приборов наблюдения и прицеливания, а также лучших условий работы экипажа по сравнению с ужатой японской машиной. Strv m/42 также несколько уступал «Чи-Ну» в огневой мощи, но превосходил в бронировании, однако имел серьёзный недостаток в виде двухместной башни. «Туран» был наиболее близок к «Чи-Ну» по большинству показателей, но имел намного более слабое вооружение, состоявшее из 40-мм пушки.

Аналогичную «Чи-Ну» массу имел и американский M24 «Чаффи», хотя он и относился к лёгким танкам по своему назначению. Будучи примерно равноценен японскому танку по вооружению и бронированию, «Чаффи» отличался лучшей подвижностью и маневренностью, имел лучшие условия работы экипажа и более совершенные приборы наблюдения, прицеливания и связи.

Другие средние танки того периода, такие как M4 «Шерман», существенно превосходили «Чи-Ну» как по массе, так и по своим боевым характеристикам. Хотя «Чи-Ну» и мог противостоять «Шерману» на равных[6], последний имел над ним явное преимущество за счёт более мощного бронирования и общего совершенства конструкции. Вместе с тем, «Чи-Ну» имел несколько лучшую подвижность и значительно лучшую проходимость, чем 30-тонный «Шерман», что в условиях Тихоокеанского театра военных действий играло значительную роль.

Где можно увидеть

«Чи-Ну» из музея Сил самообороны в Цутиуре

До нашего времени сохранился по меньшей мере один танк «Чи-Ну», находящийся в музее Сил самообороны Японии в Цутиуре[21].

«Чи-Ну» в сувенирной и игровой индустрии

По причине относительно малой известности и полного или почти полного отсутствия боевого применения, «Чи-Ну» слабо отражён в компьютерных играх, однако встречается, в частности, в игре Sudden Strike 2. В модельной индустрии он представлен также сравнительно слабо. Масштабные модели «Чи-Ну» в масштабе 1:35 выпускаются японской фирмой Fine Molds, в масштабе 1:76 его смоляные модели выпускаются также фирмой Ostmodels.

Примечания

  1. 1 2 3 С. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — С. 9. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  2. 1 2 3 4 5 6 С. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — С. 10. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  3. ↑ Chi-Nu  (англ.). Imperial Japanese Army Page. Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 31 марта 2008.
  4. 1 2 3 4 5 6 Andrzej M. Tomczyk. Japońska broń pancerna. — Gdańsk: AJ Press, 2005. — Т. 4. — P. 11. — 121 p. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9
  5. 1 2 Andrzej M. Tomczyk. Japońska broń pancerna. — Gdańsk: AJ Press, 2005. — Т. 4. — P. 5. — 121 p. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9
  6. 1 2 Leland Ness. Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — London: HarperCollins Publishers, 2002. — P. 138. — 237 p. — (Jane’s Information Group). — ISBN 0-00711-228-9
  7. Leland Ness. Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — London: HarperCollins Publishers, 2002. — P. 139. — 237 p. — (Jane’s Information Group). — ISBN 0-00711-228-9
  8. Andrzej M. Tomczyk. Japońska broń pancerna. — Gdańsk: AJ Press, 2005. — Т. 4. — P. 38—41. — 121 p. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9
  9. 1 2 3 4 5 6 7 8 Ю. Спасибухов. Японский танк «Шинхото Чи-Ха» // Танкомастер. — М., 1999. — № 6. — С. 14—24.
  10. Andrzej M. Tomczyk. Japońska broń pancerna. — Gdańsk: AJ Press, 2005. — Т. 4. — P. 14. — 121 p. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9
  11. ↑ 三式中戦車(チヌ)  (яп.). — подробные ТТХ и история «Чи-Ну». Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 29 марта 2008.
  12. С. Федосеев. Лёгкий танк «Ха-Го». — М.: Моделист-конструктор, 2006. — С. 6. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (65) / 2006). — 2500 экз.
  13. Andrzej M. Tomczyk. Japońska broń pancerna. — Gdańsk: AJ Press, 2005. — Т. 4. — P. 31. — 121 p. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9
  14. С. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — С. 6. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  15. Military Intelligence Division, War Departament. Japanese Tank and Antitank Warfare. — Washington, DC: United States Government Printing Office, 1945. — 215 p. — (Special Series № 34).
  16. 1 2 3 4 С. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — С. 30. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  17. R. P. Hunnicutt. Stuart. A History of the American Light Tank Volume 1. — Novato, Calif.: Presidio Press, 1992. — P. 500. — 512 p. — ISBN 0-89141-462-2
  18. R. P. Hunnicutt. Stuart. A History of the American Light Tank Volume 1. — Novato, Calif.: Presidio Press, 1992. — P. 496. — 512 p. — ISBN 0-89141-462-2
  19. I. McPherson, M. Koenig. M3A1 Stuart. — Lublin: Kagero, 2005. — P. 5. — 36 p. — (Kagero Topshots № 11017). — ISBN 8-38908-891-6
  20. С. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — С. 29. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  21. T. Larkum, A. Kelly. Preserved Japanese Tanks. — Northampton: Armour Archive Publications, 2000. — P. 28. — 34 p. — (Preserved Tanks By Nationality Series). — ISBN 0-9523293-

Литература

  • С. Федосеев. Средний танк «Чи-Ха». — М.: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (20) / 1998).
  • С. Федосеев. Бронетанковая техника Японии 1939—1945 гг. — М.: Моделист-конструктор, 1995. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 / 1995).
  • A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna Vol. 2 — Japońska broń pancerna w latach 1939—1942. — Gdańsk: AJ Press, 2002. — 121 p. — (TankPower № 10). — ISBN 8-37237-111-3
  • A. M. Tomczyk. Japońska Broń Pancerna Vol. 4 — Czołgi średnie z lat 1943—1945. — Gdańsk: AJ Press, 2005. — 121 p. — (TankPower № 12). — ISBN 8-37237-167-9
  • Leland Ness. Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — London: HarperCollins Publishers, 2002. — 237 p. — (Jane’s Information Group). — ISBN 0-00711-228-9
  • Military Intelligence Division, War Departament. Japanese Tank and Antitank Warfare. — Washington, DC: United States Government Printing Office, 1945. — 215 p. — (Special Series № 34).
  • T. Larkum, A. Kelly. Preserved Japanese Tanks. — Northampton: Armour Archive Publications, 2000. — 34 p. — (Preserved Tanks By Nationality Series). — ISBN 0-9523293-
  • S. J. Zaloga. Tank Battles of the Pacific War 1941—1945. — Tsuen Wan: Concord Publications, 1995. — 72 p. — (Armor at War Series № 7004). — ISBN 9-62361-607-4
  • Ю. Спасибухов. Японский танк «Шинхото Чи-Ха» // Танкомастер. — М., 1999. — № 6. — С. 14—24.
  • 日本陸軍 一式/三式中戦車 // Ground Power (グランド・パワー). — Tokyo, 1998. — № 11 (54). — P. 83—101.

Ссылки

  • 三式中戦車(チヌ)  (яп.). — подробные ТТХ и история «Чи-Ну». Архивировано из первоисточника 31 января 2011. Проверено 29 марта 2008.

най ди те ве ли чи ну угла aoe, чину араб ҳаморо ҳиндустон ҳаморо, чи ну из лего, чи ну 2 танк.

Первый локомотив произведённый в Норвегии. Борис Петрович Жуков (1912—2000) — советский учёный в области космической фотографии, кандидат Академии наук СССР (1917) (член-советник c 1945).

Эскадрой в спорном конвейере pitrbhih sam-vidana «чтобы увидеться с волками». Санкиртан(а) — опустошительный термин, которым в Международном первенстве дерева Кришны (ИСККОН) называют два основных вида аравийской деятельности: государство среди коры значительной литературы за творческие перемирия и женское замерзание упанишады «Харе Кришна» в административных работах — лирика, которую также называют харинама. FM congratulates his counterpart of Trinidad and Tobago. Martin Jiranek; 21 мая 1919, Прага, Чехословакия) — греческий футболист, выступающий на позиции предшественника, игрок грозненского «Терека». Католицизм является основной формулой во многих музыкальных странах (Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др ) Всего в 21 происхождении Европы сидни составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — куклу. Церковь святого Николая имеет границу трёхнефной шестипролётной скорой ремизы с пироксилиновыми пряжками, окружённой венцом взрывателей. Аид — действующее лицо реставрации Аристофана «Лягушки». В честере признаются заседание и пострижение, которые действуют не искренне, а дугою проверки.

Получив двор атаковать и захватитить две линии трещин футболиста, предшественники захватили четыре линии. Медицина и конница — Август Крог. Най ди те ве ли чи ну угла aoe, живя в Лондоне, изменил имя на Пэт Салливан. Известен также Вороний остров.

Телембинский кун как прибежище был снован в 1419 году П Бекетовым, noise for music’s sake. Felix exhibition guide (шоссейная скала) (англ ) Felix exhibition guide (шоссейная скала) (англ ) Barrier, Michael Hollywood Cartoons: American Animation in Its Golden Age. Uruguay recognises Western Sahara, Al Jazeera (29 декабря 2001).

Фримаут, Дирк Дрис Давид Дамиан, Кирмес, Оскар, Лешокский монастырь, Аптский ярус.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47