17-06-2023
Шарой | |
Самоназвание: |
Шарой |
---|---|
Общая численность: |
100,000 |
Расселение: | |
Родовое село: | |
Входят в | |
Религия | |
Происхождение |
чеченское |
Знают могильники предков |
Шарой, Джангулдой, ГIой, Пхой, Оркайта и др. |
Диалект |
Шаройский (Чеченского языка) |
Шарой — один из 9 Чеченских тукхумов (самоназвание — «Шарой») и тейпов на юго-востоке Чеченской Республики и в Республике Дагестан (Хасавюрт, Новолак, Бабаюрт). Шароевский диалект чеченского языка — наиболее изолированный. Вероисповедание — ислам суннитского толка.
Содержание |
И. А. Джавахишвили утверждал о том, что шаройцы связаны с сарматами. По мнению Джавахишвили, изначальной формой слова «сармат» была «шармат», которая разбирается как «шар»-«матт» — «равнинное племя»(Вагапов), либо как «говорящие на языке шаройцев», аналогично наксаматам — «говорящим на языке нахчи». Интересным моментом является и то, что по утверждению Магамеда Ахметова (заслуженный строитель России и Чечено-Ингушетии) шаройские старейшины считают изначальной формой этнонима «Шарой» — «Саарой», «Саарей»(«моя равнина») — «са-ара-матт», буквально «моей равнины страна».
Язык общения — шаройский. Шароевский диалект (язык) является чуть ли не единственным вайнахским диалектом, в котором практически нет заимствований и сохранены древние формы слов. Это объясняется ещё и тем, что Шаройский район — самый высокогорный и труднодоступный в Чечне. Надо заметить, что на шароевском диалекте говорят лишь представители тейпа Шарой и несколько его ответвлений (Хуландой, Гой, Кейхосрой, Мозухой, Хитлой, Ашнай и нек. др.), помимо шаройского диалекта в районе существуют еще химойский говор, кирийский говор (с заметным пластом ичкерийских слов), кенхинский говор и хиндойский говор.
Сравнительные примеры:
хе́лий(чеч.) — хьа́йл (коровы)
ге́зарий — га́йзар (козы, козлы)
ве́жарий — ва́жар (братья)
ков — кIеб (ворота)
бIов — бIаб (боевая башня)
йи́жарий — йа́жар (сестры)
хе́ший — хьа́йша (гости)
хье́чаш — хьа́каш (сливы)
тIе́маш — тIа́мош/тIа́миш (крылья)
ке́даш — ка́даш (чашки)
Iа́ьмнаш — Iа́мош (озера)
лаь́мнаш — ла́маниш (горы)
гу́ьйрие — гу́йр (осень)
Iу́ьйрие — Iу́йри (утро)
су́ьйрие — су́йр (вечер)
воь́лу — вие́ло (смеюсь)
доь́шу — дие́шо (читаю)
доь́ху — дие́хо (прошу)
хьоь́ху — хие́хо (учу)
лаь́цна — ла́сна (поймал)
йи́цна — йи́сна (забыл)
де́вдира — бо́вдира (бежали)
ну́ц — но́вц (зять)
са́йниг, хьа́йниг, са́йнаш — са́йдар, хьа́йдар, са́йбарш (мой, твой, мои)
му́гIа — мих (как, какой)
у́ггар — о́ггар (очень)
хIи́нца — хIу́нза (сейчас, теперь)
би́е — ми́е
ко́ртали — курти́ллар (шаль)
корт — курт (голова)
йи́лбаз — и́лбиз (бес)
е́шап — йа́шаб (ведьма)
хьаж — хьаг (лоб)
ста́ргIа — со́ргIа (бычок)
охьаха́а — Iаха́ (сесть)
доь́хка — ди́рку (пояс, ремень)
шо́вда — инз, и́нзи (родник)
ирча, цäрмат — эрчин-и, аьрач, джогIур, сармат (уродливый, некрасивый)
В позиции после сонанта р в исходе слова чеченскому литературному глухому спиранту с в шароевском диалекте регулярно соответствует глухая аффриката ц:
Урс — урц
Наьрс — нарцI
гIирс — гIирц
пхьарс — пхьарц
арс — арц
В позиции после сонанта р чеченскому литературному глухому спиранту ш в шароевском диалекте соответствует глухая смычная аффриката ч (аналогично кистинскому):
боь́рша — буо́рча (самец)
хуо́рша — хуо́рча (малярия)
Iарш — Iарч (небеса)
ма́ршо — ма́рчо (свобода)
Древние поселения Шарой обнаруживаются в Закавказье (районы Западного Ирана), шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский район, как бывший Шаройский район (см. интервью Ахметова Магомеда)
В шаройский тукхум входят следующие тейпы:
Андо-цезов шаройцы считают теми же чеченцами, говорящими на аваризированном языке. Так по рассказам шаройских старожилов, андо-цезы это и есть шароевцы, которые остались жить в Цумадинском районе по Андийскому Койсу. Также это видно и из огромного числа шароевских слов в тиндинском, андийском и цезском языках.
В бассейне реки Шаро-Аргун зарегистрированы десятки топонимов, обозначающих культовые места, которые могут пролить свет на многие неясные места в истории религиозных верований нахчского народа. В числе этих топонимов обнаруживаются: Иштар (Астар, село в Шарое), Гор (с. Шарой), Изида, Сет — из Древнего Египта; имя богини Тейшебуэа (Тишоли) — из Урарту.
У шароевского общества имелись следующие укрепления и военные поселения: Парсма (Щит), Сандаха (Отборные), Кебасара бIав (Ворот склона башня), Кебаса (Ворот склон), КIесала (Резервные (тыловые) войска, гарнизон), Чур тогIие (Внутренняя долина с замковым укреплением Шикъара, Шуора — с мощным замковым укреплением по-над л. б. Шаро-Аргуна, Сербала (гордые) и Лаьшкара (группа войск, резервный гарнизон) и немного ниже по течению Шаро-Аргуна — Букказие (богаз — ворота) и дальше — ЗазаргIание.
По большему счету фамилии шаройцев не отличны от остальных нахчских (чеченских) фамилий. Однако, имеются и «чисто свои», такие как Хинаразовы, Истамаловы, Эдалбаевы, Цобаевы, Авдуевы, Эликаевы, Зазиевы, Говдаевы, Палтаевы, Велхоевы, Солцановы, Матароевы, Петтиевы, Жогалдоевы и др.
Чеченские тукхумы | |
---|---|
Аккий • Малхий • Нохчмахкахой • Орстхой • Терлой • Чантий • Чеберлой • Шарой • Шотой |
Шаройцы.