01-10-2023
Шидэбала монг. Шидэбал Гэгээн хаан кит. 元英宗 |
||
Портрет юаньского периода | ||
|
||
---|---|---|
19 апреля 1320 — 4 сентября 1323 | ||
Предшественник: | Буянту | |
Преемник: | Есун-Тэмур | |
Рождение: | 23 февраля 1303 | |
Смерть: | 4 сентября 1323 (20 лет) Нанпо |
|
Династия: | 1) Чингизиды 2) Юань |
|
Отец: | Аюрбарибада | |
Мать: | Раднашири из Унгират |
Шидэбала (монг. Шидэбал, 23 февраля 1303 — 4 сентября 1323) — пятый император династии Юань ((китайское храмовое имя — кит. трад. 元英宗, палл.: Ин-цзун, девиз правления — Чжичжи), каан Монгольской империи (монгольское храмовое имя — Гэгэн-хаган, монг. Гэгээн хаан). Правил с 19 апреля 1320 года по 4 сентября 1323 года.
Содержание |
Шидэбала был старшим сыном хана Буянту и Раднашири.[1]
Его бабушка, Даги установила его как наследного принца в 1316 году, а позже и как хана. В 1317 году он был главой двух Секретариатов и Бюро Военных Дел.[2] В этоо время его отец Буянту даже ходил с идеей отказа от престола в пользу Судхибалы. [3] После смерти Буянту, в марте 1320 года, Тэмудэр, соперник Шидэбалы достиг большой силы и полную поддержку Даги. Однако, после прихода к власти внука, она восстановила Тэмудэра как министра одного из секретариат.
Шидэбала сменил своего отца 19 апреля 1320 года.[4] С самого начала своего царствования, Шидэбала показал устойчивую политическую независимость разрешений, что продолжал делать на протяжении всего правления. Противостоя влиянию императрицы и Тэмудэра, он назначил себе советников из знатных семей, получивших хорошее конфуцианское образование.[5] Крупный военачальник Байджу оказывал большое влияние на императора и Тэмудэра.
Шидэбала, молодой император, однако, не сидел, сложа руки. Он был подготовлен к такой роли, получив китайское и конфуцианское образование. Он старался всё больше прививать Конфуцианство и Буддизм, всячески способствовал развитию культуры, и хвалил каллиграфию.
Также немало внимания было посвящено Буддизму. В 1321 году Шидэбала построил буддийский храм в горах на западе западе Ханбалыка.[6] С другой стороны, во время его правления, от особенно жестокой дискриминации страдал Ислам.[7] Император разрушил храм, построенный мусульманами в Шанду.
Вскоре умерла императрица Даги и Тэмудэр (в 1322-23).[8]
В 1322 году, смерти Даги и Тэмудэра позволили ему захватить полную власть. Он установил полностью новое руководство своей администрации. В качестве единственного советника, Байджу стал мощным союзником Шидэбалы. Они ликвидировали множество правлений, некогда подчиненных императрице.[9] Распространялось все большее влияние Нео-Конфуцианства, несшего большие ограничения на монгольских женщин, которым всё же было разрешено передвигаться более свободно в общественных местах.[10]
После этого Шидэбала начал спокойно реформировать власть, основанную на Конфуцианских принципах, продолжая политику отца по активному содействию китайской культуре. Он и Байджу приняли на службу в правительство огромное количество китайских ученых-чиновников, многие из которых уже вышли в отставку, когда Тэмудэр стоял у власти. Этот список возглавил Чжан Гуй, ставший управляющим по делам государства и главным партнером Байджу в проведении реформ. Так же трое ученых были назначены в качестве советников в Секретариат, и семеро были назначены в академию Ханьлинь.
Для облегчения трудового бремя мелких землевладельцев, администрация Шидэбалы предусмотрела, чтобы помещики отложивали определенную часть территорий, находящихся в их собственности, из которых доходы могли бы быть собраны для покрытия расходов на барщину.[11]
Несмотря на стабильное правление Шидэбалы, он пришел к трагическому концу 4 сентября 1323 года в связи с событиями, известными сегодня, как «Государственный переворот в Нанпо».[12] Переворот был запланирован среди сторонников Тэмудэра, и тех, кто боялся мести или преследований. Его возглавил приемный сын Тэмудэра, Тэгши. Кроме того, в заговоре были задействованы высокопоставленные чиновники.[13]
Когда Шидэбала остался в Нанпо на своем пути от летнего дворца в Шанду, на него и было совершено покушение.
Правление Есун-Тэмура было коротким, длившееся всего лишь год после смерти Даги. Но он был прославлен в китайских произведениях тем, что он со своим отцом они содействовали установлению династии Юань как традиционной китайской династии, и всяческим содействием китайской культуре.
Империя Юань | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Предыстория | |||||||||
Императоры |
Хубилай • Тэмур • Хайсан • Аюрбарибада • Шидэбала • Есун-Тэмур • Раджапика • Хошила • Туг-Тэмур • Иринджибал • Тогон-Тэмур |
||||||||
Внутренняя политика | |||||||||
Экспансия |
Мьянма • Корея (Коджон • Тогто-Буха) • Тибет (Карма-бакши • Пагба-лама) • Дали • Вьетнам (Чан Нян Тонг • Чан Хынг Дао) • Ява • Япония |
||||||||
Наука |
Диетологическая энциклопедия «Иньшань-чжэнъяо» Ху Сыхуэя • Медицинская энциклопедия «Шии-дэсяофан» Вэй Илиня • Словарь рифм «Чжунъюань-иньюнь» Чжоу Дэцина • Хозяйственная энциклопедия «Нун-шу» Ван Чжэня |
||||||||
Историография |
«Цзинь-ши», «Ляо-ши» и «Сун-ши» Оуян Сюаня и Тогто (подготовка: Юань Цзюэ) • Энциклопедия государственности «Вэньсянь-тункао» Ма Дуаньлиня |
||||||||
Философия | |||||||||
Религия | |||||||||
Искусство |
|
||||||||
Путешественники |
Баттута • Монтекорвино • Поло • Саума и Ябалаха |
||||||||
Падение | |||||||||
Хроники о Юань | |||||||||
Портал:Китай |
Шидэбала.