Шницлер, Артур

08-10-2023

Артур Шницлер
Arthur Schnitzler
Дата рождения:

15 мая 1862(1862-05-15)

Место рождения:

Вена

Дата смерти:

21 октября 1931(1931-10-21) (69 лет)

Место смерти:

Вена

Гражданство:

 Австрия

Род деятельности:

прозаик, драматург

Годы творчества:

18911931

Направление:

венский импрессионизм

Произведения на сайте Lib.ru

Артур Шницлер (нем. Arthur Schnitzler, 15 мая 1862, Вена21 октября 1931, там же) — австрийский писатель.

Содержание

Биография

Родился в обеспеченной еврейской семье. Сын известного венского врача-ларинголога, в 18791884 учился на врача в Венском университете, с 1886 по 1893 практиковал, но затем полностью переключился на литературу и театр. Интересовался психоаналитической теорией З. Фрейда, сионистским учением Т. Герцля, был хорошо знаком с обоими авторами. C 1890 входил в авангардный литературный кружок Молодая Вена, был в дружеских отношениях с Г. фон Гофмансталем. С 1923 — президент австрийского ПЕН-клуба.

В 1930 дочь писателя покончила с собой, что ускорило его смерть.

Творчество

Крупнейший представитель венского импрессионизма. Проза и особенно драматургия Шницлера приобрели широкую известность, были на протяжении XX века многократно экранизированы, наново переделывались для современной сцены (такие постановки принадлежат, в частности, Т. Стоппарду, В. Швабу). В России пьесы Шницлера ставили В.Мейерхольд и А.Таиров.

Весной 1933 года по всей Германии начается массовое сожжение книг. Наряду с немецкими авторами (Томас Манн и Генрих Манн, Арнольд Цвейг и Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк), в костер попали книги Д.Лондона, А. Шницлера, З. Фрейда, А.Жида, Э.Золя, М. Пруста [1]. Творчество младовенцев было запрещено в нацистской Германии до 1945 года.

Пожалуй, богатое психологическими мотивами творчество Шницлера стоит у начала той поры, которая отмечена восхождением австрийской литературы к её вершинам XX века - к Йозефу Роту, Роберту Музилю, Герману Броху и к их современнику, подавленному тяжелой душевной болезнью, Францу Кафке. Где-то поблизости, на периферии, никогда не сближаясь с ними по-настоящему, но постоянно перехватывая у них образы и проблемы, чтобы представить их затем в своем, искаженном виде, кружил и Хаймито фон Додерер, этот венский подражатель Достоевского, собиравший материал для своих "Демонов", мрачного видения Вены, Австрии, Европы, одержимой "демонами" революции. Конечно, праздничная Вена Шницлера с её салонами и шантанами 90-х годов и трагическая Вена Додерера - это два различных мира, но в самом различии есть и свой смысл - эволюции, пройденной страною и её писателями; здесь сказывается пафос дистанции от конца прошлого века до середины века нашего, пафос тем более ощутимый, что действие произведений Роберта Музиля, Германа Броха, Хаймито фон Додерера и Шницлера развертывается в одной и той же стране, а они, при всех своих различиях писатели, сложившиеся в этой "Какании". Так беспощадно обозвал свою родину Музиль, использовав для этого свифтовского наименования официальное сокращённое название старой Австро-Венгерской двуединой монархии "Ка-унд-ка", кайзеровской и королевской. Выдающиеся австрийские писатели изобразили предсмертные муки этого чудовищного политического образования, в которое были насильно втиснуты десятки народов и народностей от Галиции до Тироля, от Кракова до Боснии, смертный час Какании. Зато именно Шницлер сумел показать двуединую монархию в её мишурном блеске, в её карнавальной пестроте, в которой последние парижские моды соседствовали со старинными традиционными мундирами и плюмажами, а оперетка с придворным церемониалом; но за этой маскарадной шумихой и весёлой суматохой Шницлер уже почувствовал и дал показал своим читателям приближение тех новых суровых времён, когда старая гнилая империя рухнет, как карточный домик, оставив по себе недобрую память и покалеченные человеческие судьбы, безумных героев Франца Кафки и разъедаемых ностальгией "людей без качеств" Роберта Музиля (см. "Человек без свойств").

Произведения

Пьесы

  • Anatol/ Анатоль (1893, экранизир. 1921, 1954, 1962, 1966)
  • Liebelei/ Игра в любовь (1895, экранизир. 1927, 1933 — Макс Офюльс, 1958, 1969, 2003)
  • Reigen/ Хоровод (18961897, пьеса была обвинена в порнографии; экранизир. 1950 — М.Офюльс, 1964 — Р. Вадим, 1969, 1982, 1992; опера Филиппа Бусманса, 1993)
  • Paracelsus/ Парацельс (1899, историч. драма)
  • Der grüne Kakadu/ Зелёный попугай (1899, историч. драма, экранизир. 1954, 1955, 1963, 1969)
  • Der Schleier der Beatrice/ Покрывало Беатриче (1900)
  • Der einsame Weg/ Одинокий путь (1903, экранизир. 1990)
  • Marionetten/ Марионетки (1906)
  • Komtesse Mizzi / Графиня Мицци (1909, экранизир. 1975)
  • Der junge Medardus/ Юный Медард (1910, историч. драма, экранизир. 1923)
  • Das weite Land/ Далекая страна (1911, экранизир. 1960, 1970, 1987)
  • Professor Bernhardi/ Профессор Бернхарди (1912, социально-критическая драма об антисемитизме, экранизир. 1962, 1964)
  • Komödie der Worte/ Комедия слов (1915)
  • Komödie der Verführung/ Комедия соблазнения (1924)

Романы

  • Der Weg ins Freie/ Путь на волю (1908, социально-критический роман о европейском еврействе, экранизир. 1983)
  • Therese. Chronik eines Frauenlebens/ Тереза. История жизни одной женщины (1928)

Повести и рассказы

  • Смерть/ Sterben (1892, экраниз.1971)
  • Цветы/ Blumen (1894)
  • Прощание/ Ein Abschied (1896,экр.1986)
  • Мертвые молчат/ Die Toten schweigen (1897)
  • Жена мудреца/ Die Frau des Weisen (1897)
  • Бенефис/ Der Ehrentag (1897)
  • Лейтенант Густль/ Leutnant Gustl (1900,экр. 1963)
  • Слепой Джеронимо и его брат/ Der blinde Geronimo und sein Bruder (1900, экр.1977)
  • Греческая танцовщица/ Die griechische Tänzerin (1902)
  • Судьба барона фон Лейзенбог/ Das Schicksal des Freiherrn von Leisenbohg (1903)
  • Пророчество/ Die Weissagung (1904)
  • Новая песня/ Das neue Lied (1905)
  • Смерть холостяка/ Der Tod des Junggesellen (1907)
  • Дневник Редегонды/ Das Tagebuch der Redegonda (1909)
  • Убийца/ Der Mörder (1910, экр.1984)
  • Пастушья свирель/ Die Hirtenflöte (1911)
  • Фрау Беате и ее сын/ Frau Beate und ihr Sohn (1913)
  • Доктор Греслер, курортный врач/ Doktor Gräsler, Badearzt (1917, экр.1990)
  • Возвращение Казановы/ Casanovas Heimfahrt (1917, экр.1978, 1992)
  • Барышня Эльза/ Frauelein Else (1924, экр.1929, 1946, 1970,1974, 1987, 2002)
  • Траумновелле(Фридолин)/ Traumnovelle (1925-1926, экр.1969, 1989, 1999 «С широко закрытыми глазами»)
  • Игра на рассвете/ Spiel im Morgengrauen (1926-1927, экр. 1931, 1974, 1985, 1991, 2001)
  • Бегство на край земли/ Flucht in die Finsternis (1931)

Публикации на русском языке

  • Полное собрание сочинений, тт. 1-8. М.: Саблин, 1903—1905
  • Зелёный попугай. Парацельзус. Подруга: Пьесы. М.: Госиздат, 1922
  • Хоровод: 10 диалогов. Берлин, Мысль, 1922
  • Жена мудреца. М.: Художественная литература, 1967
  • Барышня Эльза: Новеллы/Пер. с нем.- СПб.: Северо-Запад, 1994 (содержание: Барышня Эльза. Фридолин (перевод "Traumnovelle" 1926 года). Фрау Беата и ее сын. Игра на рассвете)
  • Тереза. История жизни одной женщины. М.: Текст, 2002
  • Траумновелле. М.: Гаятри, 2006

Литература

  • Allen R. An annotated Arthur Schnitzler bibliography; editions and criticisms in German, French, and English, 1879—1965. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1966
  • Wagner R. Arthur Schnitzler: eine Biographie. Wien; München; Zürich; New York: Molden, 1981
  • Kawohl B. Arthur Schnitzler: Personalbibliographie 1977—1994. Giessen: Kletsmeier, 1996
  • Arthur Schnitzler. München: Edition Text + Kritik, 1998.
  • Gay P. Schnitzler’s century: the making of middle-class culture, 1815—1914. New York: Norton, 2002
  • Fliedl K. Arthur Schnitzler im zwanzigsten Jahrhundert. Wien: Picus, 2003
  • Wisely A.C. Arthur Schnitzler and twentieth-century criticism. Rochester: Camden House, 2004
  • Wagner R. Wie ein weites Land: Arthur Schnitzler und seine Zeit. Wien: Amalthea, 2006
  • Блок А. А. Артур Шницлер. Полное собрание сочинений [1906]// Он же. Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.5. М.-Л.: Госиздат, 1962, с.621-622.
  • Евлахов А. М. Артур Шницлер. Баку, 1926

Ссылки

  • Сайт Общества Шницлера (нем.)
  • (англ.)
  • Страница на сайте IMDB
  • Об Артуре Шницлере
  • Список экранизаций произведений Артура Шницлера в хронологическом порядке (нем.)

Примечания

  1. Цветков Ю.Л. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал: Монография. М., Иваново: Издательство МИК, 2003. С. 29.

Шницлер, Артур.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47