Штатив (тренога)

24-05-2023

Фотоаппарат, установленый на штативе

Штати́в (нем. Stativ), трипод (от греч. τρί — три + πόδι — нога), тренога — переносная опора для оптических приборов (фото-, видео-, киноаппаратуры, зрительных труб, геодезических приборов, осветительного оборудования, и т. д.), служит для точного наведения и сохранения их положения в процессе работы.

Представляет собой складной треножник с креплением для прибора, часто оснащён поворотным механизмом (головкой) для наведения прибора и жидкостным уровнем для контроля точной установки горизонтального положения прибора.

Настольный мини-штатив

Содержание

Назначение

Назначение:

  • уменьшение «шевелёнки» в фиксированных степенях свободы и обеспечение плавности передвижения — в расфиксированных (видеосъёмка[Прим. 1] и фотосъёмка с проводкой);
  • фиксация/расфиксация выбранных степеней свободы передвижения устройства (могут фиксироваться все, например, при студийной съёмке);
  • чёткое и подконтрольное управление траекторией и дистанцией передвижения оптического устройства в расфиксированных степенях свободы (например: приближение/удаление и сдвиг в фокальной плоскости — при макросъёмке, повороты вокруг нодальной точки на необходимый угол — при панорамной съёмке).
  • любительская съемка, при которой должны сфотографироваться все участники процесса (семейные снимки)
  • индивидуальные назначения (фотограф снимает сам себя)

Классификация фото- и видеоштативов

По креплению аппарата

Штативная площадка и штативная головка

В настоящее время для крепления фото- и видеоаппаратуры применяется резьба на 1/4" и 3/8". В потребительской технике распространена 1/4". Резьба 3/8" используется для крепления тяжёлого оборудования.

Кроме того, для повышения оперативности установки и снятия аппарата штативная головка многих современных штативов разделена на собственно головку и быстросъёмную площадку с винтом, привинчиваемую к аппарату. Быстросъёмные площадки различаются по форме (круглые, прямоугольные, шестиугольные и др.) и размеру и между крепления к штативной голове (защёлка, обеспечивающая быстрое расстыкование фотоаппарата с площадкой и штатива с головой, и зажимные рельсы, обеспечивающие дополнительную степень свободы, правда, в небольших пределах).

По типу головки

Штативная головка (на жаргоне фотографов «голова») — поворотный механизм, позволяющий изменять ориентацию камеры без перемещения штатива.[1]

Штативная головка с регулировкой и фиксацией

3D—голова состоит из нескольких шарниров, как правило, горизонтального и вертикального, с отдельной фиксирующей ручкой для каждого из них. Позволяет очень точно наводить на объект по каждой степени свободы отдельно с ручной имеющий большой рычаг, применяется при панорамировании. Может иметь пузырьковый круговой уровень (или два линейных, расположенных перпендикулярно), кольцо с угловыми делениями для удобного панорамирования, откидную на 90 градусов платформу.

Шаровая головка укреплена на шаровом шарнире, фиксатор расположен на ручке. Это определяет их достоинства и недостатки: 3D-головой лучше снимать неподвижные объекты (пейзажи, репродукции), а шаровой — подвижные (спорт, портреты, животных). В отличие от 3D-головы, шаровая голова позволяет наклонять фотоаппарат на небольшие углы, за исключением паза для поворота фотоаппарата на 90°, находясь в котором фотоаппарат можно наклонять на любой угол. В профессиональных моделей могут быть отдельные винты для фиксации наклона и подъёма (для лёгких моделей применяется один, сперва фиксирущий одну свободу, затем другую: между ними разная величина начального усилия на сдвиг), винт задающий начальный уровень усилия (настройка под разный вес оборудования) для изменения положения, горизонтальный шарнир для панорамирования. Шаровые головки обычно очень компактны. Шаровая голова предназначена для оперативной работы.

У более дорогих штативов обычно бывают съёмные головки. Дорогие головки имеют более плавный ход, что позволяет точнее наводить аппарат (особенно это важно для видеосъёмки с большим приближением).

Многие головки позволяют поворачивать аппарат на 90° вокруг горизонтальной оси (например, для съёмки портретов).

Панорамная голова предназначена для создания панорамных фотографий. Основнае отличие этого типа головы от предыдущих — в возможности контролировать точно и в широких пределах, помимо наклона, подъёма и поворота, ещё две или три степеней свободы, для обеспечения неподвижности нодальной точки (при вращении — для создания цилиндрических и кубических панорам, при вращении и наклоне, — для сферических панорам). Для контроля наклона, подъёма и поворота применяется принцип, заложенный в 3D-голову. Для контроля других степеней свободы применяются специальные конструкции (часто являющиеся неотъемлемой частью головы, реже — просто дополнительным оборудованием для неё). Для создания цилиндрических панорам компактными или дальномерыными фотоаппаратами, если вних проэкция оси объектива проходит через центр крепления к голове штатива, можно применять рельсовую площадку для головы.

Рельсовая или макро-голова предназначена для макросъёмки. Позволяет двигать фотоаппарат вперёд-назад (иногда вправо-влево) с миллиметровой точностью — когда фотографируемый объект по размерам сравним с негативом, такой способ наводки на резкость удобнее, чем кольцом фокусировки на объективе.

По материалу

Для репортёрских камер применяют в основном алюминиевые и карбоновые штативы благодаря их компактности и малому весу; для студийных — ещё деревянные, цельноалюминиевые и стальные, так как для них неважен вес, а жёсткость конструкции является определяющим параметром.

  • Пластмассовые для компактов. Из плюсов обладают только низкой стоимостью.
  • Алюминиевые сплавы — основной материал для штативов. Если в состав сплава входит магний (обычно примерно 1,5 %), то маркетологи называют их сделанными из магниевого сплава (в народе — «магниевые»).
  • Штативы для тяжёлых фотоаппаратов выполняют из базальтового волокна. Такие штативы при меньшей массе более жёстки, чем из алюминиевого сплава.
  • Для очень тяжёлой, скорее возимой, чем носимой, техники (кинокамер, геодезического оборудования) применяют деревянные штативы. Они прекрасно подавляют вибрации, но совсем не компактны.
  • Штативы из карбона. Они значительно дороже, чем такие же алюминиевые, но немного легче и лучше подавляют вибрации. Обычно покупаются фотографами-путешественниками.

По принципу фиксации секций ног

  • Эксцентрический зажим применяется в подавляющем большинстве современных штативов. В штативах высокого класса изготавливаются полностью из металла и имеют регулировочный винт.
  • Байонетное соединение. Приемущества: раскладываение (складывание) секций ноги происходит в три движения: расфиксирующее вращение; выдвижение (вдвижение) секций; фиксирующее вращение. Недостатки: как правило, высокая хлипкость соединения. Нашло применение в недорогих штативах.
  • Муфтовое соединение. Преимущества: зажимает равномерно по всему радиусу трубы. Недостатки: требует использования круглого профиля труб секций; как правило, в использовании менее оперативно, чем эксцентрические. Применяется в профессиональных штативах.
  • Винтовое соединение (винт проходит через поперечные сечения секций, фиксируется гайкой-барашком). В настоящее время применяется в деревянных и других студийных штативах. Достоинство: площадь соприкосновения соединяемых секций очень велика. Недостаток: неоперативен в использовании; низкое соотношения длин собранного и разобранного штатива.

По дополнительным функциям

Тренога для фотоаппарата, имеющая гибкие опоры
  • Длинная ручка и дополнительный подпружиненный штырёк служат для видеосъёмки; фотографам всё это не обязательно.
  • Жидкостный уровень важен для съёмки панорам и для правильного восприятия пейзажа при съёмке широкоугольным и сверхширокоугольным объективом.
  • Переворачивающаяся колонна. Из некоторых штативов можно вынуть колонну и перевернуть её (таким образом, камера оказывается между ног штатива). Применяется для макросъёмки.
  • Установка нодальной точки. Для съёмки панорам имеет существенное значение неподвижность оптического центра объектива (называется также нодальной точкой). Для этого на панорамной головке устанавливают ещё один механизм перемещения фотоаппарата относительно штатива.
  • Дистанционное управление. Свойственно видеоштативам высоких ценовых категорий.

Приёмы работы со штативом

Штативные гайки:
1 — с резьбы 1/4" (штатив) на 3/8" (камера)
2 — с резьбы 3/8" (штатив) на 1/4" (камера)

Современные фотоаппараты зачастую довольно легки, и иногда массы фотоаппарата недостаточно для того, чтобы штатив его мог надёжно зафиксировать. В этих случаях можно посоветовать следующие меры:

  • дистанционный спуск затвора: достигается применением автоспуска, спускового тросика или пульта дистанционного управления;
  • увеличение устойчивости штатива: достигается увеличение веса центра штатива (подвешивание на крюк штатива груза (например, фоторюкзака) или натягивание растяжки к неподвижному предмету, например, к ботинку поставленной под штатив ноги).

Альтернативы

Альтернативы штативу, позволяющие избавиться от шевелёнки, см. в статье Шевелёнка.

Штативная гайка

На фото- кино- и видеоаппаратуре применяются гнёзда с внутренней резьбой 1/4 и/или 3/8 дюйма.

Штативы оснащаются наружной резьбой этих же размеров.

Для установки аппаратуры с внутренней резьбой 3/8" на штативе с наружной резьбой 1/4" применяется штативная гайка, представляющая из себя втулку с наружной резьбой большого диаметра и с внутренней резьбой малого диаметра.

Для установки аппаратуры с резьбой 1/4" на штатив с большой резьбой применяется соответствующая деталь.

См. также

В Викисловаре есть статья «штатив»

Примечания

  1. При видеосъёмке сильно увеличивает чёткость изображения: если видеокамера дрожит, то многие кодеки (в том числе MPEG-2) сильно ухудшают качество картинки.

Источники

  1. Штативная головка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Литература

  • Щепанский, Г. В. Штатив // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • Яковлев М. Ф. Учись фотографировать. М., «Искусство», 1977


Штатив (тренога).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47