14-04-2023
Франц Петер Шуберт Franz Peter Schubert |
|
Литография Йозефа Крихубера |
|
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | |
Инструменты |
Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, Австрия[1] — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Интерес к музыке Шуберта при жизни его был умеренным, но значительно вырос посмертно. Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.
Содержание |
Франц Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале, небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их пятнадцати детей десять умерли в раннем возрасте.
Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.
Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Преподавателями Шуберта были Венцель Ружичка и позднее Антонио Сальери. Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.
Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни[2].
В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году он принял решение оставить капеллу. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец[2]. В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.
Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах[2]. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори)[3].
В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе[2]. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку. В середине ноября он вернулся в Вену[4].
В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел[5], но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.
С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.
Композитор умер 19 ноября 1828 года в возрасте 31 года после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды». 22 января 1888 года его прах перезахоронили на Центральном кладбище Вены[2].
В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрёл художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки.
Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл.
Замечателен также сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.
Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции.
В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Незавершённой симфонии» си минор — Шуберт является продолжателем Бетховена.
Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.
Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.
После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта[6]. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни[7]. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен[6]. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.[8]
Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете»[9]. Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта, а Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали влияние «Большой симфонии» на их творчество[10].
В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был совершенным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты[10].
Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвестна. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году.
Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году[11].
Осталось тайной самого Шуберта, почему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Кажется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а остальные обнаружены в набросках.
С другой точки зрения «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением[12].
В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).
Piano Sonata - Moderato | |
|
|
Piano Sonata - Andante | |
|
|
Piano Sonata - Menuetto | |
|
|
Piano Sonata - Allegretto | |
|
|
Piano Sonata - Moderato | |
|
|
Piano Sonata - Andante | |
|
|
Piano Sonata - Scherzo | |
|
|
Piano Sonata - Allegro | |
|
|
Mass in G, movement 1 | |
|
|
Mass in G, movement 2 | |
|
|
Mass in G, movement 3 | |
|
|
Mass in G, movement 4 | |
|
|
Mass in G, movement 5 | |
|
|
Mass in G, movement 6 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 1 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 2 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 3 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 4 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 5 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 6 | |
|
|
Impromptu in B-flat, movement 7 | |
|
|
Impromptu in A-flat, D. 935/2 (Op. 142 No. 2) | |
|
|
Der Hirt auf dem Felsen | |
|
|
В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда (англ.)русск., открытый в 1904 году.
Ave Maria | ||
---|---|---|
Молитва | Аве Мария • Приветствие Ангела (Благовещение — Лк.1:28) и Елисаветы (Посещение Марии — Лк.1:42) | |
Музыка | Ave Maria Шуберта • Ave Maria Вавилова (Каччини) • Ave Maria Баха — Гуно • Ave Maria Сен-Санса • Ave Maria Палестрины • Ave Maria Верди • Ave Maria Листа • Ave Maria Брамса • Ave Maria Морриконе • Ave Maria Шпилевского • … | |
Графика | «Аве, Мария (Иа Орана Мариа)» Гогена • «Радуйся, Мария (Арсени)» Арсени | |
Молитвы | Три «Аве Мария» • Ангел Господень • Розарий | |
Персоны | Дева Мария • Архангел Гавриил • Праведная Елисавета • Лука • Урбан IV • Иисус Христос |
Шуберт, Франц Петер.