276-я отдельная трубопроводная бригада

05-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
276-я отдельная трубопроводная бригада
276 отпбр

Нарукавный знак по роду войск (службе) Трубопроводные(ая) ВС СССР.
Годы существования

1 апреля 1983 год9 февраля 1989 год

Страна

СССР СССР

Подчинение

штабу 40-й Армии

Входит в

40-я Армия

Тип

трубопроводная бригада армии

Включает в себя

управление бригады и воинские части

Участие в

Афганская война

276-я отдельная трубопроводная бригадавоенное формирование (соединение, бригада) спецвойск в составе Вооружённых сил СССР.

Сокращённое наименование276 отпбр. Условное наименование — Полевая почта № 38021.

276 отпбр была создана для выполнения задач по строительству, ремонту и эксплуатации топливных трубопроводов вдоль главной автомобильной дороги связывавшей города Кабул и Термез в целях полноценного функционирования воинских частей 40-й Армии в период Афганской войны.

История бригады

Предпосылки для организации трубопроводного снабжения топливом 40-й Армии[1]

Спустя три месяца после ввода советских войск в декабре 1979 года в Афганистан, оппозиция активизировала свою деятельность. Перед перед руководством ВС СССР стал вопрос налаживания инфраструктуры и материально-технической базы по более надёжному обеспечению ГСМ формирований 40-й Армии.
Требовалось разворачивание полевых топливных хранилищ с резервом горючего которое обеспечило бы автономность боевой деятельности войск (сил).
Управлением Тыла ВС СССР на территории ДРА были развернуты 30-ть полевых складов горючего общей вместимостью 93 тысяч кубометров. Последовательное наращивание резервуарных емкостей к 1984 году позволило содержать запасы горючего: по автомобильному бензину на 90 суток, по дизельному топливу и авиационному керосину на 60 суток. При этом суточный горючего колебался в диапазоне от 700 до 1 500 тонн (автомобильного бензина 200 — 500 тонн, дизельного топлива 150 — 200 тонн, авиационного керосина 350 — 700 тонн).
На первичном этапе после ввода войск, подвоз горючего от перевалочных баз и их отделений осуществлялся автомобильным транспортом ТуркВО и 40-й Армии, суммарная грузоподъёмность которого составляла на направлении ТермезКабул — 5 000 тонн, на направлении КушкаШинданд — 2 400 тонн. В первую очередь горючим снабжались войска (силы) на восполнение расхода и только после этого — на пополнение запасов на армейских складах и их отделениях. Оборачиваемость колонн по времени была значительной: на один рейс затрачивалось от 4 до 10 суток и даже более.
Для обеспечения рейдовых операций воинских частей комплектовались специальные подразделения подвоза с необходимыми запасами горючего (на 1 000 километров) на автомобилях повышенной проходимости.
Учитывая сложный горный рельеф на большей части территории Афганистана, в которой изобиловали высокогорные перевалы, сложные серпантинные участки, а также участки сложные для прохода колесной техники, особенно в период снегопада и гололеда, в ряде случаев приходилось осуществлять доставку горючего войскам (силам) средствами Военно-транспортной авиации. Также доставка горючего осуществлялась воздушным транспортом частям, действовавшим на изолированных направлениях, в отрыве от основных сил. Для подачи горючего использовались в основном самолёты Ан-12, Ан-22 и вертолёты Ми-6 и Ми-8. В среднем за год ими подавалось около 9 тысяч тонн горючего и 300 — 350 тонн масел и смазок.
По мере совершенствования системы наземных транспортных коммуникаций объём подачи горючего воздушным транспортом значительно сократился и к 1986 году составил всего 2 200 тонн.
Средняя масса разовой заправки всех транспортных средств, летательных аппаратов и боевой техники 40-й Армии горючим составляла по автобензину 2 700 тонн, по дизельному топливу 3 000 тонн, по авиационному керосину 2 200 тонн.
Общий расход горючего и смазочных материалов за время пребывания советских войск в Афганистане составил около 4 миллионов тонн. В сравнении — это составляет около 25 % от того количества ГСМ, которые были израсходованы в Великой Отечественной войне всеми Вооруженными силами СССР.
Масштабы поставок ГСМ воинским частям 40 А , которые на момент ввода войск требовали ежедневного передвижения большого количества автомобильного транспорта через понтонные мосты на реке Амударья, которые были и без того перегружены (Мост Дружбы был построен только в 1985 году), вынудили Управление Тыла ВС СССР оперативно рассмотреть вопрос о переходе на организацию трубопроводного снабжения топливом через Государственную границу СССР.

Первый этап организации трубопроводного снабжения[1]

Первоначальной задачей поставленной Управлением Тыла ВС СССР стала прокладка трубопроводов через реку Амударья в Афганистан в районе г. Термез.
Прокладка трубопроводов предполагалась по двум направлениям. Для снабжения группировки войск (сил) 40-й Армии на восточном направлении — Термез — Хайратон. И для снабжения группировки войск на западном направлении — КушкаГерат.
Для восточного направления был сформирован 95-й отдельный трубопроводный взвод (95 отпв). Взвод выполнил поставленную задачу и проложил три линии трубопровода от склада горючего в г. Термез до его отделения на территории Афганистана в речном порту н.п. Хайратон. Работы по наведению перехода трубопровода через Амударью были завершены к концу января 1980 года.
Развертывание системы, включая линии трубопровода, завершилось 13 февраля 1980 года. После чего тыловые подразделения подвоза горючего стали получать его на отделении склада горючего в Хайратоне, не пересекая государственную границу СССР. После этого последовало сооружение топливного трубопровода через реку Кушка на направлении КушкаГерат. Здесь работала часть личного состава того же 95-го отпв, который выполнял задачу на участке Термез — Хайратон. Позднее для обслуживания этого участка трубопровода был сформирован 2062-й отдельный трубопроводный взвод 2062 отпв.

Второй этап и формирование 276-й трубопроводной бригады[1][2]

Прокладка трубопровода через Амударью решали проблему снабжения только частично. На территории Афганистана доставка горючего выполнялась автомобильным транспортом. По маршруту ХайратонБаграм автомобильные колонны подвоза ГСМ совершали рейсы за 3 — 4 суток в летнее время и 4 — 6 суток в зимнее. При этом только для преодоления участка Пули-ХумриБаграм протяжённостью в 220 километров, где узким местом являлся перевал и тоннель Саланг, требовалось от 1,5 до 2 суток летом и 2 — 3 суток зимой.
Кроме фактора длительности доставки и высоких материальных затрат на доставку ГСМ автомобильным транспортом, спецподразделения автомобильного подвоза несли постоянные потери в технике и в людях из-за обстрелов автомобильных колонн афганскими душманами, что вынудило Управление Тыла ВС СССР рассмотреть вопрос об организации трубопроводного снабжения топливом далее вглубь территории Афганистана.
В первую очередь рассматривался вопрос о продвижении полевого магистрального трубопровода (ПМТП) в направлении Кабула.
Для этой цели в ГСВГ, из состава 7-й трубопроводной бригады дислоцированного в г.Фюрстенвальде, был выведен 14-й отдельный трубопроводный батальон (14 отпб).
20 мая 1980 года 14 отпб (войсковая часть 38021) по понтонному мосту через Амударью был введён на территорию Афганистана под н.п. Хайратон, откуда и началась прокладка трубопровода для авиационного керосина на первом участке от 1565-го склада горючего ТуркВО в Хайратоне до 1386-го склада горючего 40 А южнее г. Пули-Хумри, которая была закончена к августу 1980 года. К 3 декабря 1981 года была развернута параллельно вторая линия трубопровода для подачи по ней дизельного топлива и автобензина на армейский склад в Пули-Хумри.
В соответствии с Директивой Генерального штаба № 314/8/0547 от 30 июля 1982 года28 августа 1982 года на базе 14 отпб была сформирована 276-я отдельная трубопроводная бригада (276 отпбр) с дислокацией управления в Килагайской долине близ г. Пули-Хумри.
Организационно бригада состояла из управления и 3-х отдельных трубопроводных батальонов (отпб) с общей численностью личного состава в 898-ь человек.
К августу 1982 года силами 276 отпбр была проложена первая линия трубопровода на участке Пули-ХумриБаграм.
В мае 1982 года 276 отпбр проложила вторую линию трубопровода Пули-ХумриБаграм.
В 1986 году в штате 276 отпбр дополнительно сформированы 3-и эксплуатационные роты (по одной в каждый отпб), в результате чего численность личного состава достигла 1038-ь человек. 1 января 1987 года в состав бригады был передан и 95-й отдельный трубопроводный взвод.
Общая протяжённость топливных трубопроводов на восточном направлении возведённых 95 оптв, 14 оптб и 276 оптбр к маю 1984 года составила 921 километр.

Третий этап[1]

На третьем этапе трубопроводного снабжения топливом воинских частей 40-й Армии, Управление Тыла ВС СССР занялось вопросом продвижения трубопровода в западном направлении КушкаГерат.
Осенью 1984 года в г. Смела Черкасской области Украинской ССР Киевского военном округа, был сформирован 1461-й отдельный трубопроводный батальон (1461 оптб) численностью 360 человек.
К 30 ноября 1984 года 1461 оптб двумя воинскими эшелонами прибыл на станцию Кушка и сосредоточился в районе начального пункта трубопровода у н.п. Турагунди провинции Джаузджан. 1461 оптб не вошёл в состав 276 отпбр, но для дополнительного обучения его личного состава, к нему было временно откомандировано 30-ь специалистов из 276 отпброфицеров, прапорщиков и солдат. Они на практике передавали свои навыки личному составу батальона и помогли им быстрее адаптироваться к условиям Афганистана.
К январю 1985 года 1461 оптб проложил линию трубопроводов от н.п. Турагунди до г. Шинданд, включая ответвления на аэродромы общей протяжённостью в 256-ь километров. С учётом трубопроводов через реку Кушка возведённых в начале 1980 года 95 отпв — общая протяжённость топливных трубопроводов на западном направлении составила 286-ь километров.

Состав и дислокация 276 отпбр[2]

Бригада была рассредоточена по трубопроводу идущему вдоль военно-автомобильной дороги ХайратонПули-ХумриБаграм.
Участки дороги были поделены по зонам ответственности по отдельным трубопроводным батальонам (отпб). Эксплуатационные роты в отпб были разделены в организационно-штатном порядке повзводно на стационарно дислоцированные Гарнизоны насосных станций (ГНС). На каждом ГНС устанавливались передвижные насосные установки, которые позволяли поддерживать необходимое для перекачки давление в трубопроводе.
В различные годы в состав каждой роты входило от 5-и до 8-и ГНС. Всего на ПМТП было создано к 1987 году 44-е ГНС в составе 6-и эксплуатационных рот. На каждом ГНС имелся патрульно-аварийный автомобиль с расчётом ПАК (патрульно-аварийная команда) в чью задачу входил экстренный выезд на место повреждения ПМТП и его восстановление. Кроме ГНС в штатах эксплуатационных рот в чьей зоне ответственности где деятельность вооруженных отрядов оппозиции отличалась высокой активностью, на насосные станции были приданы бронетранспортеры для сопровождения патрульно-аварийных команд.

Состав

Состав 276 отпбр (в/ч 38021) на 1 января 1987 года с пунктами дислокации:

  • Управление бригады. 161 человек по штату. Дислоцировалось в Килагайской долине близ г. Пули-Хумри провинции Баглан
    • Рота связи
    • Авторемонтный взвод
    • Комендантский взвод
  • 95-й отдельный трубопроводный взвод (95 отпв). Дислоцирован в н.п. Хайратон провинции Балх
  • 1-й отдельный трубопроводный батальон (1 отпб). 313 человек по штату. Штаб в н.п. Хайратон провинции Балх
    • Рота связи
    • Автомобильный взвод
    • Пожарное отделение
    • 2-е Эксплуатационные роты (эр)
  • 2-й отдельный трубопроводный батальон (2 отпб). 314 человек по штату. Штаб в г. Пули-Хумри провинции Баглан
  • 3-й отдельный трубопроводный батальон (3 отпб). 242 человек по штату. Штаб в н.п. Доши провинции Баглан

Личный состав: офицеры — 111, прапорщики — 77, сержанты — 203, солдаты — 645. Всего 1 036 человек (с заштатным составом).

Зоны ответственности

Зоны ответственности подразделений:

Вооружение и техническое оснащение

Вооружение:

  • БТР-60ПБ — 20 ед.,
  • БРДМ-2 — 11 ед.,
  • зенитные установки ЗУ-23 установленные на грузовые автомобили — 5 ед.,

Техника:

  • Передвижная насосная установка для горючего ПНУ-100/200 — 185 ед.,
  • Перекачивающая станция горючего на базе ЗиЛ-130 ПСГ-160 — 39 ед.,
  • Передвижная компрессорная станция ЗИФ-55 — 17 ед.,
  • Грузовые автомобили — 164 ед.,

Всего АТТ и БТТ — 456 единиц.

Боевое охранение 276 отпбр[2]

Для поддержки действий бригады, боевое охранение обеспечивали подразделения от 4-х мотострелковых полков (мсп) 201-й и 108-й мотострелковых дивизий.
Приказом Командующего 40 А № 026 от 1 февраля 1985 года — были распределены зоны ответственности по участкам трубопровода и количество ежедневного выделяемой бронетехники, с последующими изменениями в протяжённости участков:

  • 122 мсп 201 мсд — 152 км (190 км) — 28 ед. БТР,
  • 395 мсп 201 мсд — 140 км (125 км) — 24 ед. БТР,
  • 177 мсп 108 мсд — 122 км (126 км) — 30 ед. БТР,
  • 682 мсп 108 мсд — 26 км (16 км) — 4 ед. БТР,

Итого выделенной для боевого охранения 276-й отпбр БТТ: 86-ть БТР.

Потери[2]

В Афганистане 276 отпбр провела 6 лет 5 месяцев 8 дней.
Безвозвратные людские потери за это время составили:

Итого потерь по 276 отпбр — 90 человек.
В 14 отпб до переформирования в 276 отпбр погибло — 24 человека.
Итого общие людские потери личного состава 14 отпб и 276 отпбр — 114 человек.

Вывод и расформирование бригады[2]

С 12 декабря 1988 года подразделения 276 отпбр начинают планомерную передачу пунктов дислокации ГНС со штатной техникой под управление сформированного в составе правительственной армии ДРА 240-го трубопроводного полка (240 тп ВС ДРА).
В период с 19 января по 25 января 1989 года закончилась практическая передача ПМТП 240 тп ВС ДРА.
С 23 января по 25 января часть личного состава 276 отпбр убывает в СССР воздушным транспортом.
9 февраля 1989 года оставшийся личный состав бригады в количестве 912 человек на 56 единицах техники пересекла государственную границу СССР. По выводу бригада расформировывается.
На этом боевая деятельность 276 отпбр в Афганистане завершилась.

Награды[2]

Всего через ряды 276-й отдельной трубопроводной бригады за период эксплуатации трубопровода в Афганистане на апрель 1988 года прошли службу 636 офицеров, 470 прапорщиков, 773 сержантов, 3932 солдат. Всего 5 811 человек.
За выполнение боевых задач на территории ДРА, военнослужащие 276 отпбр были награждены следующими орденами и медалями:

Командиры 276-й отпбр[3]

См. также

Примечания

  1. ↑ Обеспечение горючим частей и соединений Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане
  2. ↑ Сайт 276 отпбр и 1461 отпб
  3. Бешкарев Александр Иванович. Афганистан. Перечень советских воинских частей (40-я Армия)

Литература

  • А. И. Мейтин, А. Г. Турков, Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 — 1989 годов)
  • В. М. Московченко. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности. М. ВАГШ. 1990.
  • Минобороны России ГШ ВС Применение Ограниченного контингента советских войск для оказания военной помощи правительству Афганистана (декабрь 1979 г. - февраль 1989 г.). М. Военное издательство. 1993.

Ссылки

  • Суконкин Алексей Сергеевич. Части и соединения 40-й армии.
  • Поимённая Книга Памяти 14 отпб и 276 отпбр.

276-я отдельная трубопроводная бригада.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47