4 дня в мае

04-05-2023

4 дня в мае
4 Tage im Mai
Жанр

военная драма
боевик

Режиссёр

Ахим фон Боррис

Продюсер

Штефан Арндт
Алексей Гуськов

Автор
сценария

Ахим фон Боррис
Эдуард Резник

В главных
ролях

Павел Вензел
Алексей Гуськов

Оператор

Бернд Фишер

Композитор

Томас Файнер

Кинокомпания

X-Filme Creative Pool
ЗАО Студия «F.A.F.»
LLC Aurora Production
Hessischer Rundfunk (HR)
ARTE
Norddeutscher Rundfunk (NDR)

Длительность

97 мин.

Страна

 Германия
 Украина
 Россия

Язык

русский
немецкий

Год

2011

IMDb

ID 1699202

«4 дня в мае» — кинофильм, военная драма режиссёра Ахима фон Борриса. Совместное производство Германии, Украины и России. Мировая премьера состоялась в рамках кинофестиваля в Локарно 9 августа 2011 года.

Официальный слоган: «Иногда граница проходит не между „своими“ и „чужими“, а между добром и злом».

Содержание

Сюжет

Последние дни перед капитуляцией нацистской Германии. Померания, побережье Балтики. Подразделение Советской армии из семи человек во главе с капитаном, прозванным товарищами Горынычем (Гуськов), оставлена для разведки и наблюдения за передвижениями отступающего противника. Группа располагается в большом здании — приюте для девочек-сирот. Невдалеке обнаружен отряд вермахта, ожидающий транспорт для эвакуации в Данию. Обе стороны, понимая, что война практически завершена, не хотят вступать в бой и избирают выжидательную позицию. Сопротивление не закончено лишь для воспитанного в традициях национал-социализма подростка-сироты Петера (Вензель). Но разведчики обезоруживают его и терпеливо пытаются нейтрализовать юношескую агрессию.

8 мая 1945 года в приют приезжает майор, непосредственный командир подразделения, в которую входит разведгруппа. Он пьян по случаю капитуляции Германии. Майор пытается изнасиловать одну из немецких девушек. Капитан обезоруживает его и пресекает эту попытку. Желая устранить свидетелей своего непристойного поведения, майор объявляет, что в здании засели переодетые власовцы, и силами своего подразделения начинает штурмовать приют. Для защиты детей на помощь советским разведчикам приходит не сдавшаяся немецкая часть. Совместно им удаётся обеспечить безопасный отход сирот на рыболовецком баркасе в Данию.

Достоверность

За основу сценария продюсер Алексей Гуськов, выступивший и в качестве исполнителя главной роли, взял публикацию Дмитрия Фоста. В ней автор, ссылаясь на рассказ маршала Советского Союза К. С. Москаленко, описал якобы имевший место случай прихода гитлеровских войск на помощь советской разведгруппе. Разведчики пресекли попытку пьяного майора-танкиста изнасиловать немецкую девушку, позже были им оклеветаны и вынуждены вступить в бой с советской же танковой частью. Потенциальная достоверность рассказа подтверждается его публикацией в авторитетном российском историческом иллюстрированном журнале «Родина»[1]. Однако, позднее в том же журнале «Родина» вышла статья кандидата исторических наук Бориса Соколова, в котором он приводит аргументы, ставящие под сомнение подлинность процитированного в рассказе Дмитрия Фоста политдонесения[2]. Позднее другие историки утверждали, что сюжет вымышлен от начала и до конца, включая так и не найденные архивные документы[3][2][4]. В частности, российский историк Алексей Исаев по итогам беседы с Дмитрием Фостом выложил откровенный ответ автора о фактической причине появления этой выдумки:

Как выяснилось в приватной беседе, написал он про «братство по оружию» на Рюгене из мега-геополитических соображений: надо мириться с немцами, создавать ось Берлин-Москва-Пекин.

А. Исаев, «Отчёт»[5]

Кроме того, в произведении Дмитрия Фоста цитируется некое политдонесение неназванного автора, в котором утверждается что бой вел «137 танковый батальон 90 сд».[2] 137 отдельный танковый батальон 29-ой гв. тбр 23 мая 1944 г. переименован во 2-й танковый батальон 96-го гвардейского тяжелого танкового полка. В начале 1945 года 90 сд были приданы 3 танковых полка: 95-й отдельный гвардейский танковый полк, 93-й отдельный гвардейский танковый полк, 46-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. Возможно, любой из танковых батальонов этих полков, оставшихся с 90 сд или любой другой приданный тб мог получить наименование 137 отб и в донесении для краткости именоваться «137 тб 90 сд». Данное предположение не может рассматриваться всерьез — штаты советских отдельных танковых полков не имели в своем составе батальонов, а состояли из рот (например штат № 010/507 для отдельного танкового полка) и следовательно не могли выделить из своего состава никакого батальона.[источник не указан 150 дней]

В ролях

  • Павел Вензель — Петер
  • Алексей Гуськов — капитан, командир разведгруппы
  • Иван Шведов — Трубицин, разведчик
  • Андрей Мерзликин — Седых, разведчик
  • Сергей Легостаев — Иванов, разведчик
  • Мераб Нинидзе — майор
  • Геральд Александр Хелд — полковник Вальд
  • Мартин Брамбах — лейтенант Вендт
  • Ангелина Хенх — Анна
  • Петра Келлинг — патронесса приюта

Критика

Андрей Плахов, обозреватель газеты «Коммерсантъ», полагает, что фильм впечатляет самой историей, невероятной, но произошедшей в действительности. Даже если некоторые немецкие зрители ожидали увидеть более негативное описание советских солдат, то они были разочарованы.

В фильме не прозвучало ни одного грязного слова, ни одна из немок не была изнасилована. Но всё это не производило впечатления «клюквы». Выполненный в традициях старого советского кино, только с невозможным для него сюжетом (скорее способным заинтересовать Сергея Лозницу), фильм оказался любопытным жанровым экспериментом. А также — отличной площадкой для того, чтобы Алексей Гуськов продемонстрировал свою актёрскую харизму. Благодаря ей и точно найденному актёру-мальчику (Павел Венцель) картина работает даже в самых рискованных сюжетных ситуациях, свидетельством чему стали бурные аплодисменты и благодарные лица публики, на фоне которых поблекли несколько скептических ухмылок.

— А. Плахов, «Коммерсант»[6]

Критик Денис Рузаев из еженедельника «Time Out» считает, что присутствие Алексея Гуськова в картине сразу в двух ипостасях — актёра и продюсера — неизбежно повлияло на весь творческий результат: «Как бы фон Боррис ни старался выписывать характеры и выстраивать мизансцены, ничего не поделаешь — приходится держать долгие крупные планы артиста Гуськова»[7].

По мнению обозревателя «Известий» Ларисы Юсиповой, режиссёр снял «спокойный, культурный» фильм — без лозунгов о переосмыслении истории, но с очевидным гуманистическим посылом[3].

7 мая 2012 года телеканал НТВ снял с эфира показ ленты «4 дня в мае», объяснив свое решение тем, что намерение показать этот фильм вызвало крайне негативную реакцию ветеранских организаций и отдельных зрителей — участников Великой Отечественной войны[8].

Награды

  • Специальный приз жюри: За смелость и гуманизм и приз «Золотая ладья» в программе «Выборгский счёт» кинофестиваля «Окно в Европу» (Выборг, 2011 год).

Примечания

  1. Дмитрий Фост, «Русская былина»
  2. ↑ Был ли бой на острове Рюген?  (рус.). Российский исторический журнал «Родина» (04.04.2008). Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 5 мая 2012.
  3. ↑ Как майор Горыныч гитлерюгендовца усыновил  (рус.). газета «Известия» (16.02.2012). Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 27 апреля 2012.
  4. Про "Четыре дня в мае"  (рус.). Живой Журнал Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 5 мая 2012.
  5. Отчёт о конференции на ММКВЯ 07.09.2006  (рус.). Военно-исторический форум (07.09.2006). Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 5 мая 2012.
  6. Многосерийный убийца  (рус.). Коммерсантъ. Издательский дом (11.08.2011). Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 26 апреля 2012.
  7. 4 дня в мае. Рецензия  (рус.). Time Out. Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 27 апреля 2012.
  8. НТВ снимает с эфира военную драму «4 дня в мае»  (рус.). НТВ.Ru (05.05.2012). Архивировано из первоисточника 5 октября 2012. Проверено 5 мая 2012.

Ссылки

  • "Русская былина" // Журнал «Вокруг света» № 5 за 2006 год.
  • Официальный сайт фильма «4 дня в мае»  (нем.)
  • Карточка «4 дня в мае» в государственном регистре фильмов МК РФ

4 дня в мае.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47