19-08-2023
РПКСН проекта 667БДРМ «Дельфин» | ||
---|---|---|
|
||
|
||
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | РПКСН 2-го/3-го поколения | |
Обозначение проекта | 667БДРМ «Дельфин» | |
Разработчик проекта | ЦКБМТ «Рубин» | |
Главный конструктор | С. Н. Ковалёв | |
Кодификация НАТО | Delta-IV | |
Скорость (надводная) | 14 узлов | |
Скорость (подводная) | 24 узла | |
Рабочая глубина погружения | 320 … 400 м | |
Предельная глубина погружения | 550 … 650 м | |
Автономность плавания | 80 … 90 суток | |
Экипаж | 135 … 140 человек | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 11 740 т | |
Водоизмещение подводное | 18 200 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 167,4 м | |
Ширина корпуса наиб. | 11,7 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,8 м | |
Силовая установка | ||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
4 носовых ТА калибра 533 мм Боекомплект (торпед): 12 533-мм торпеды САЭТ-60М[1], 53-65М[2][3], ПЛУР «Водопад» до 24 мин вместо части торпед. |
|
Ракетное вооружение | 16 баллистических ракет Р-29РМ, Р-29РМУ2 или Р-29РМУ2.1«Лайнер» | |
ПВО | 4 … 8 ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» | |
Категория на Викискладе |
Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» — серия советских атомных подводных лодок, изначально вооружённых баллистическими ракетами Р-29РМ, и впоследствии перевооружённых ракетами Р-29РМУ2 «Синева», Р-29РМУ2.1 «Лайнер».
Проект 667-БДРМ (обозначение NATO — «Delta-IV») является дальнейшим развитием проекта 667БДР «Кальмар» и последней модификацией РПКСН второго поколения, плавно перетёкшего в третье поколение. Постановление правительства о разработке проекта вышло 10 сентября 1975 года[4]. Проект был разработан в ЦКБМТ «Рубин», генеральным конструктором проекта являлся С. Н. Ковалёв. В проекте использовались новые разработки в области вооружения, систем управления и обнаружения, средства снижения гидроакустических шумов. Широкое применение получили различные демпфирующие, виброизолирующие, звукопоглощающие устройства. Отрабатывались результаты исследований шумоизлучения различных корпусных конструкций. Впоследствии полученные результаты использовались при проектировании ТРПКСН проекта 941 «Акула».
Головной ракетоносец проекта 667БДРМ — К-51 «Верхотурье» — был заложен в феврале 1981 года на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, спущен на воду в январе 1984 года, а в декабре 1984 года введён в строй. Всего в период с 1984 по 1990 годы было построено 7 субмарин этого проекта, 5 из них находятся в составе ВМФ России, одна — К-84 «Екатеринбург» — в декабре 2014 года передана флоту после капитального ремонта[5], и еще одна — на переоборудовании в носитель глубоководных аппаратов. Все корабли были построены на заводе «Севмаш». Последним со стапелей сошёл K-407 «Новомосковск».
Проект имеет классическую для этого класса субмарин компоновку: двухвинтовая силовая установка, ракетные шахты за рубкой в специальном ограждении, выступающем из корпуса, горизонтальные рули размещены на рубке, торпедные аппараты — в носовой части.
По сравнению с лодками проекта 667БДР, «Дельфин» имеет увеличенную высоту ограждения ракетных шахт, увеличенные длины носовой и кормовой оконечностей корабля, диаметр прочного корпуса, диаметр лёгкого корпуса в районе 1-3 отсеков. Прочный корпус и межотсечные переборки изготовлялись с применением стали, менее склонной к хрупкому разрушению[6]. Поверхность корабля покрыта акустически-маскирующим материалом.
Были применены новые пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Набегающий поток воды выравнивается специальным устройством.
Новым основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 «Skiff»), имеющие увеличенные дальность стрельбы (до 8 300 км и более), точность и радиус развода боевых блоков. Эти ракеты, и их модификация Р-29РМУ2 «Синева», сохранившая договорное обозначение РСМ-54, стали последними отечественными жидкостными БРПЛ.
Подводный пуск может осуществляться на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все ракеты могут быть запущены в одном залпе[7].
Крейсеры проекта 667БДРМ относительно регулярно совершают походы и участвуют в учебных стрельбах. Как правило запуски осуществляются из акватории Баренцева моря, а целью служит специальный полигон Кура на Камчатке, расположенный в нескольких сотнях километров к северу от Петропавловска-Камчатского.
В 1991 году на крейсере К-407 «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга С. В. Егорова были проведены специальные испытания (операция «Бегемот») с подготовкой и запуском всего боекомплекта в одном залпе (как при реальной боевой стрельбе). С крейсера К-407 «Новомосковск» были запущены 16 ракет Р-29РМ, весь боекомплект, с интервалом в 14 секунд. По словам очевидцев «лодка стреляла как автомат»[8]. Запуск полного боекомплекта был повторён в 1998 году, когда на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39[9]. Лучший результат АПЛ «Огайо» — 4 ракеты Трайдент-2.
28 октября 2010 года произведён успешный пуск баллистической ракеты Р-29РМУ2 «Синева» (РСМ-54) с борта подводного ракетоносца К-117 «Брянск»[10].
20 мая 2011 года в 18 час. 50 мин. мск. с борта К-84 «Екатеринбург» был произведён успешный пуск модернизированной межконтинентальной баллистической ракеты Р-29РМУ2.1 «Лайнер»[11][12].
С лодок проекта 667БДРМ было осуществлено два запуска (в 1998 и в 2006 годах) на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли. С «Новомосковска» ракетой-носителем «Штиль-1», созданной на базе боевой ракеты Р-29РМ, в июле 1998 года впервые в мире был запущен ИСЗ «Тубсат-Н», разработанный в Германии (старт был выполнен из подводного положения). Ведутся работы по созданию и более мощной морской ракеты-носителя «Штиль-2» с массой выводимой нагрузки, увеличенной со 100 до 350 кг.
Тактический номер | Зав. № | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Подписание приемного акта после среднего ремонта[13][14] |
---|---|---|---|---|---|
К-51 «Верхотурье» | 379 | 23.02.1981 | 07.03.1984 | 29.12.1984 | 25.12.1999 30.12.2012[15] |
К-84 «Екатеринбург» | 380 | 17.02.1982 | 17.03.1985 | 30.12.1985 | В строю[16] |
К-64 (БС-64 «Подмосковье») | 381 | 18.12.1982 | 02.02.1986 | 23.12.1986 | выведен из эллинга после переоборудования |
К-114 «Тула» | 382 | 22.02.1984 | 22.01.1987 | 30.10.1987 | 12.01.2006 15.12.2015 прибыл в ЦС «Звёздочка» для проведения планового заводского ремонта по техническому состоянию и продления срока службы.[17] |
К-117 «Брянск» | 383 | 20.04.1985 | 08.02.1988 | 30.09.1988 | 11.02.2008 |
К-18 «Карелия» | 384 | 07.02.1986 | 02.02.1989 | 10.10.1989 | 22.01.2010 |
К-407 «Новомосковск» | 385 | 02.02.1987 | 28.02.1990 | 27.11.1990 | 27.07.2012 |
По состоянию на 2013 год РПКСН проекта 667БДРМ являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Корабли предыдущего проекта, 667БДР «Кальмар», снимаются с вооружения, а из новейших подводных крейсеров проекта 955 «Борей» в состав флота вошли только три — К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах».
БС-64 находится на переоборудовании. Остальные субмарины проходят или прошли средний ремонт и модернизацию на заводе «Звёздочка» в Северодвинске. «Тула», «Брянск», «Карелия» и «Новомосковск» уже прошли модернизацию. Еще одна АПЛ — «Верхотурье» — завершила ремонт и вернулась в строй 30 декабря 2012 года[18]. АПЛ К-84 «Екатеринбург», поставленная на ремонт с целью модернизации гидроакустического комплекса, 29 декабря 2011 года серьёзно пострадала при пожаре[19] и ремонтируется на Звёздочке. Она вернётся в строй к 2014 году[20]. 19 декабря 2014 года подводная лодка была принята флотом после ремонта[16]. Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
В 2012 году директор ЦС «Звёздочка» Владимир Никитин озвучил планы по восстановлению технической готовности ракетоносцев проекта 667БДРМ, благодаря чему срок их службы будет продлён с 25 до 35 лет[21] [22].
Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года приняла решение о начале производства модернизированных ракет Р-29РМУ2. В связи с этим ведутся работы по оснащению «Дельфинов» новым ракетным комплексом Д-9РМУ2 «Синева»[23].
В октябре 2011 года завершилось испытание новой версии основного оружия кораблей — тема «Лайнер». Модифицированные ракеты Р-29РМУ2.1 получили усовершенствованную систему преодоления противоракетной обороны и возможность нести до 12 ядерных блоков малого класса. Данное перевооружение позволит продлить срок существования северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025—2030 года[24].
941 «Акула» | «Огайо» | 667БДРМ «Дельфин» | «Вэнгард» | «Триумфан» | 955 «Борей» | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||
Годы постройки | 1976—1989 | 1976—1997 | 1981—1992 | 1986—2001 | 1989—2009 | 1996—2020 (план) |
Годы службы | 1981—н.в. | 1981—н.в. | 1984—н.в. | 1993—н.в. | 1997—н.в. | 2013—н.в. |
Построено | 6 (1 в строю, 2 в резерве ВМФ) | 18 (18 в строю) | 7 (5 в строю, 2 в ремонте) | 4 | 4 | 3 (3 в строю, 8 планируется) |
Водоизмещение (т)надводное подводное |
23 200 48 000 |
16 746 18 750 |
11 740 18 200 |
15 130 15 900 |
12 640 14 335 |
14 720 24 000 |
Число ракет | 20 Р-39(«Булава» по проекту 941УМ) | 24 Трайдент II | 16 Р-29РМУ2 | 16 Трайдент II | 16 М45 | 16 «Булава» |
Забрасываемый вес (кг) · дальность (км) | 1150 · 9300 | 2800 · 7400 ? · 11300 |
2800 · 8300 ? · 11547 |
2800 · 7400 ? · 11300 |
? · 6000 | 1150 · 9300 |
Шумность подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» при скорости 4-8 узлов в диапазоне частот 5−1000 Гц составляет 65-85 Дб на 1 Па при расстоянии 1 м[25].
При патрулировании в Баренцевом море АПЛ 667БДРМ обнаруживается лодкой типа «Лос-Анджелес» на дистанции до 30км (при полном штиле (8 % времени года)), в обычных условиях (92 % времени года) станция AN/BQQ-5 обнаруживает АПЛ «Дельфин» на дальностях не более 10км[26]
Предшествующая модификация:
667БДРМ.