«Сессна-A-37 Дрэгонфлай» («Сессна-A-37-стрекоза», англ. Cessna A-37 Dragonfly) — американский лёгкий двухместный штурмовик, разработанный на базе учебного самолёта T-37 в середине 1960-х годов. Активно применялся в ходе войны войны во Вьетнаме, состоял на вооружении ряда государств Латинской Америки (в небольшом количестве используется до сих пор). В конструкции A-37 произошёл возврат к идее штурмовика как хорошо бронированного самолёта непосредственной поддержки войск, впоследствии получившей развитие при создании штурмовиков Су-25 и A-10.
Варианты и модификации
- YAT-37D (впоследствии переименованные в YAT-37A) - два предсерийных прототипа, переоборудованные в штурмовой вариант из учебно-тренировочных самолётов T-37C.
- A-37A (Cessna Model 318D) - первая модель с двумя турбореактивными двигателями J-85-GE-5, поступившая на вооружение в 1966 году. Всего из учебно-тренировочных самолетов T-37 было переоборудовано 39 машин. Применялась в ходе войны во Вьетнаме, пилоты отмечали уязвимость машины от огня с земли[1], однако в целом итоги её применения были оценены ВВС США весьма высоко[2].
- A-37B (Cessna Model 318E) - вторая модель, поступившая на вооружение в мае 1968 года, с двумя двигателями J-85-GE-17A и усиленной защитой. Всего до 1975 года произведено 577 машин[1].
- OA-37B
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации A-37B.
Источник данных: Jane's, 1975.
Технические характеристики
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: 843 км/ч
- Максимальная скорость: 816 км/ч на 4875 м
- Крейсерская скорость: 787 км/ч на 7620 м
- Скорость сваливания: 182 км/ч (при максимальной посадочной массе)
- Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой)
- Перегоночная дальность: 1628 км (с ПТБ)
- Практический потолок: 12 730 м
- Скороподъёмность: 35,5 м/с
- Нагрузка на крыло: 319,3 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,476 (при нормальной взлётной массе)
- Длина разбега: 792 м
- Длина пробега: 2012 м (при максимальной посадочной массе)
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 × 7,62 мм пулемёт GAU-2B/A
- Точки подвески: 8
- 4 внутренние с нагрузкой 394 кг каждый
- 2 средние с нагрузкой 272 кг каждый
- 2 внешние с нагрузкой 227 кг каждый
- Боевая нагрузка: 1860 кг
- Неуправляемые ракеты: 7 × 70 мм ракет в блоках LAU-32/A или LAU-59/A или/и 19 × 70 мм ракет в блоках LAU-3/A
- Бомбы: свободнопадающие:
-
- фугасные: 119 кг Mk 81 или/и 241 кг Mk 82 или/и 340 кг M117
- зажигательные: 340 кг BLU-1C/B или/и 225 кг BLU-32/B с напалмом
- касетные: CBU-14/A, CBU-24/B или/и CBU-25/A (противопехотные), CBU-12/A или/и CBU-22/A (дымовые)
- Подвесные артиллерийские установки: SUU-11/A с 1 × 7,62 мм пулемётом M134
- Подвесные топливные баки: 4 × 378 л под крылом
Страны-операторы
- США
- Южный Вьетнам - в период войны во Вьетнаме поставлялись из США по программе военной помощи
- Сальвадор - первые шесть A-37B были получены из США в феврале 1982 года, таким образом, Сальвадор стал первым государством в западном полушарии, получившим на вооружение эту машину[3]. В общей сложности из США было получено 14 A-37B и два OA-37B[4], по состоянию на 2010 год на вооружении оставалось пять A-37B и два OA-37B[5]
- Гондурас
Примечания
- ↑ 1 2 И. Куцев. Лёгкий штурмовик A-37 // "Зарубежное военное обозрение", № 10, 1983. стр.54-55
- ↑ В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. — М.: АСТ, Астрель, 2001. — С. 223.
- ↑ И. Голембиовский. Сальвадор: не сломить волю патриотов // «Известия», № 64 (20045) от 5 марта 1982. стр.5
- ↑ Kev Darling. Tweet and the Dragonfly the Story of the Cessna A-37 and T-37. Lighting Source Inc., 2005. стр.66-67
- ↑ Вооруженные силы зарубежных стран // "Зарубежное военное обозрение", № 7 (772), 2011. стр.94
Литература
- Jane's All The World's Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed.. — London: Macdonald and Jane's, 1975. — P. 311-312. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9
Самолёты компании Cessna |
Серия Citation |
|
Одномоторные |
|
Двухмоторные |
|
Военные |
|
Вертолёты |
|