AWACS

21-10-2023

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осуществляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи. Подобные системы предназначены для разведки и управления воздушным боем, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением.

В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C/AWACS (англ. Airborne early Warning and Control System — «Авиационная система раннего предупреждения и управления»). В зависимости от качества вспомогательной аппаратуры, системы связи, а также количества операторов в англоязычных источниках разделяют системы AEW (Airborne early Warning), осуществляющие лишь обнаружение целей но не управление боем и AEW&C/AWACS, осуществляющие такое управление.

Содержание

Описание

Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[1] и даже на дирижаблях[2]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.

Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)

Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обуславливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение[3]).

Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[4]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.

Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.

Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

Изображение Тип Система (ДРЛОиУ/ДРЛО) Статус
 Бразилия
Embraer R-99 ДРЛОиУ Эксплуатируется
 Великобритания
Avro Shackleton AEW.2 ДРЛО Снят с эксплуатации
Fairey Gannet AEW.3 ДРЛО Снят с эксплуатации
Hawker Siddely Nimrod AEW3 ДРЛО Снят с эксплуатации
Westland AEW.2 / AEW.5 / ASaC.7 ДРЛОиУ / ДРЛО Эксплуатируется
 Израиль
Gulfstream G500 SEMA ДРЛОиУ Эксплуатируется
IAI G-550 CAEWS ДРЛОиУ Эксплуатируется
IAI 707 Phalcon / Boeing 707 Cóndor ДРЛОиУ Эксплуатируется
 Ирак
Adnan 2 / Simorgh ДРЛОиУ
Baghdad 1 ДРЛОиУ
 Испания
EADS CASA C-295 AEW ДРЛОиУ Испытания
 КНР
KJ-1 ДРЛО Проект закрыт
KJ-200 ДРЛО Эксплуатируется
KJ-2000 ДРЛОиУ Эксплуатируется
ZDK-03 ДРЛОиУ Эксплуатируется
 СССР /  Россия
А-50 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Ан-71 ДРЛОиУ Проект закрыт
Ту-126 ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
Як-44 ДРЛОиУ Проект закрыт
Ка-31 ДРЛО Эксплуатируется
 США
Boeing 737 AEW&C ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing B-29 AEW ДРЛО Летающая лаборатория
Снят с эксплуатации
Boeing E-3 Sentry ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing E-767 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Boeing PB-1W ДРЛО Снят с эксплуатации
Douglas AD-3 / AD-4W / EA-1E ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman AF-2W ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman E-1 ДРЛО Снят с эксплуатации
Grumman E-2 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Grumman TBM-3W ДРЛО Снят с эксплуатации
Lockheed EC-121 Warning Star ДРЛОиУ Снят с эксплуатации
Lockheed ЕС-130V / NC-130H ДРЛОиУ
Lockheed P-3 AEW&C / VXS-1 ДРЛОиУ Эксплуатируется
Sikorsky HR2S-1W ДРЛО Проект закрыт
 Швеция
Saab S100B Argus ДРЛОиУ Эксплуатируется

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

  • 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания
  • 5 самолётов KJ 2000
  • KJ 200
  • Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[6]
  • ~3 вертолёта Ка-31 корабельного базирования
  • 27 самолетов А-50 различных модификаций[7][8].
  • 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве.

Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

Иран
КНР
  • Палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[6].


Примечания

  1. см. Ка-31
  2. Планы использования дирижаблей для обнаружения крылатых ракет
  3. например, см. Grumman E-2 Hawkeye
  4. Ian White The history of the air intercept (AI) radar and the British night-fighter 1935-1959. — Barnsley: Pen & Sword Aviation, 2007. — 326 p. — ISBN 978-1844155323
  5. Рособоронэкспорт завершает поставку в Индию трех самолетов А-50ЭИAVIA.RU
  6. ↑ Летающий радар для китайского авианосца
  7. ВВС России вооружились новым летающим радаромLenta.ru (на русском)
  8. Первый модернизированный самолет А-50У поставлен ВВС России
  9. Radarspaningsflygplan typ S 100 B ArgusFörsvarsmakten (на шведском)
  10. Airborne Warning and Control System (AWACS) - Saudi E-3 AWACSBOEING.COM (на английском)
  11. Saab модернизирует авианосец ВМС Таиланда на Aviation Explorer
  12. Japan moves on AWACS radar upgrade kitsUnited Press International, Inc. (на английском)

AWACS.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47