Bell X-1

01-07-2023

X-1
Тип экспериментальный самолёт
Производитель Bell
Первый полёт 1946
Годы производства 1946 - 1951


Bell X-1 — экспериментальный самолёт. Самолёт Bell Х-1 был первым самолётом ВВС США с ракетным двигателем и специально предназначался для исследования проблем сверхзвукового полёта. Первый самолёт, преодолевший звуковой барьер (14 октября 1947 года). Построен компанией Bell.

Содержание

Описание

Расчётная скорость полёта самолёта Bell Х-1 на высоте 24 400 м составляла 2720 км/час. Проектирование самолёта было начато в 1943 г. и проводилось фирмой «Белл» совместно с NACA (не путать с NASA, которое было основано лишь в 1958 году) и ВВС. В 1946 г. был построен первый экземпляр самолёта Х-1, имевший обозначение Х5-1. Экспериментальный ракетный самолёт Bell Х-1 представляет собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан. Крыло самолёта прямое, с обрезанными концами и с относительной толщиной 8 %. На концевых частях крыла расположены обычные элероны, а между фюзеляжем и элеронами — посадочные щитки. Обшивка крыла изготовлена из дюралевых плит толщиной более 12,7 мм у корня и около 3,2 мм на концах. Для уменьшения вибраций при больших скоростях для самолёта спроектированы специальные демпферы. Конструкция самолёта рассчитана на перегрузки от +18 g до —10 g. Фюзеляж овального сечения, цельнометаллический, с герметической кабиной лётчика. Вход в кабину расположен с правой стороны перед крылом. Фонарь кабины не выступает из обводов фюзеляжа. По верху фюзеляжа от основания киля до фонаря проходит гребень. Хвостовое оперение, как и крыло, не имеет заметной стреловидности. Свободнонесущий стабилизатор с относительной толщиной 6 % установлен на 1/3 высоты киля с таким расчётом, чтобы вывести его из зоны турбулентности за крылом. Угол установки стабилизатора может изменяться в полёте при помощи винтового подъёмника. Рули высоты и направления имеют балансировку, а на руле направления, кроме того, установлен триммер.

История

В первом полёте самолёт Х-1 был поднят на специально модифицированном бомбардировщике B-29 и после отделения от него планировал до земли с выключенным двигателем. Посадка была произведена на дно высохшего озера, посадочная скорость составила 290—320 км/час. Запуск с самолёта-носителя обеспечивал возможность подъёма экспериментального самолёта на высоту с полным весом, который исключал его нормальный самостоятельный взлёт с существующих аэродромов. В конце 1946 года начались полёты с работающим двигателем, положившие начало серии широких экспериментальных исследований испытаний в околозвуковой и сверхзвуковой областях. 14 октября 1947 года впервые в США пилотируемый самолёт Bell Х-1 под управлением капитана ВВС Чарльза Йегера достиг сверхзвуковой скорости (М=1,04). До передачи самолёта в музей Смитсоновского института на нём было выполнено более 80 полётов. При последнем полёте в январе 1949 года самолёт взлетел самостоятельно с половинным запасом топлива; длина разбега при этом составила около 700 м, скорость отрыва — 273 км/час. В течение 1 мин. 40 сек. самолёт набрал высоту 7600 м и оставался в воздухе 8 мин., хотя двигатель работал меньше 2 мин. Только в 1953 году ВВС США официально подтвердили, что в 1948 году на экспериментальном самолёте Bell Х-1 на высоте 14 000 м была достигнута скорость 1556 км/час, а в 1949 году — высота 21 383 м. Позже были построены ещё два самолёта Х-1: один с толщиной крыла 10 % и другой с топливным турбонасосом, работающим на концентрированной перекиси водорода. Переход на подачу топлива насосом позволил увеличить запас жидкого кислорода до 2270 л и спирта — до 2500 л, что обеспечило продолжительность работы двигателя на полной тяге до 4,5 мин. Но в первом же полёте вследствие полной утечки азота Х-1 загорелся в воздухе, ещё на самолёте-носителе, и его пришлось сбросить.

Дальнейшее развитие самолёта Х-1

В 1952 году были начаты работы над самолётом Х-1А, который представлял собой улучшенный вариант третьего экземпляра самолёта Х-1 и предназначался для проведения исследований при более высоких сверхзвуковых скоростях полёта, включая исследования проблемы так называемого «теплового барьера». На проектирование и постройку этого самолёта, включая предварительные изыскания, было затрачено 10 млн долларов. Самолёт был построен в 1953 году и начал проходить испытания в апреле того же года. Конструктивно самолёт Х-1А подобен самолёту Х-1. Существенным внешним отличием является выступающий из обводов фюзеляжа фонарь кабины. Длина фюзеляжа увеличена на 213 мм для размещения дополнительного топлива. Особенностью самолёта Х-1А является также то, что фюзеляж, за исключением фонаря кабины и обтекателя, идущего от основания киля до фонаря, имеет форму пули калибра 12,7 мм; его максимальный диаметр 1,4 м.

Модификации

  • X-1A
  • X-1B
  • X-1D
  • X-1E

ЛТХ

  1. Экипаж: 1
  2. Длина: 30 футов 11 в (9,4 м)
  3. Размах крыла: 28 футов (8,5 м)
  4. Высота: 10 футов (3,3 м)
  5. Площадь крыла: 130 фт ² (12 m²)
  6. Пустой вес: 7000 фунтов (3175 кг)
  7. Загруженный вес: 12225 фунтов (5545 кг)
  8. Максимальный взлётный вес: 12250 фунтов (5557 кг)
  9. Максимальная скорость: 957 миль/ч (1541 км / ч) (число Маха 1,26)
  10. потолок: 71900 футов (21900 м)

Реальные самолёты в серии X

Bell X-1.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47