DC-10

23-10-2023

DC-10
Макдоннел Дуглас ДС-10 авиакомпании Northwest
Тип пассажирский самолёт
Производитель McDonnell Douglas
Первый полёт 29 августа 1970
Начало эксплуатации 5 августа 1971 в American Airlines
Статус Эксплуатируется
Основные эксплуатанты FedEx
USAAF
Годы производства 1968-1988
Единиц произведено DC-10: 386
KC-10: 60
Варианты KC-10 Extender
McDonnell Douglas MD-11

Макдоннел Дуглас ДС-10 (англ. McDonnell Douglas DC-10) — широкофюзеляжный (один из первых в этом классе) турбореактивный среднемагистральный (в некоторых модификациях — дальнемагистральный) авиалайнер.

Содержание

Аэродинамическая схема

Трёхмоторный турбовентиляторный низкоплан с расположением 2 двигателей под крылом и 1 сзади над фюзеляжем, со стреловидным крылом и однокилевым оперением.

Общие сведения

Разработанные как результат запроса авиакомпании American Airlines обратившейся одновременно к компаниям Макдоннел Дуглас (McDonnell Douglas) и Локхид (Lockheed) с аналогичным техническим заданием, этот самолет, несмотря на некоторые проблемы возникшие в начальный период, стал очень удачным широкофюзеляжным коммерческим авиалайнером.

В начале он задумывался как двухмоторный, но вскоре ему был добавлен третий двигатель, установленный в основание киля. Это было сделано, чтобы он мог отвечать требованиям Американ Эйрлайнс, которая хотела использовать этот самолёт на уже существующих взлетных площадках. Работы над ДС-10 начались в феврале 1968 года и сразу же последовали заказы от Америкэн Эйрлайнс и Юнайтед Эйрлайнс (United Airlines). Первый полет был выполнен 20 августа 1970 года.

Грузовая версия самолёта в раскраске FedEx

Первый среднемагистральный ДС-10-10 начал свою службу в Америкэн Эйрлайнс (American Airlines) в августе 1971. В это же время уже полным ходом шли работы над дальнемагистральным ДС-10-30, который был снабжён более мощными двигателями, дополнительными топливными баками и усиленными шасси. Больше всего ДС-10 было построено именно в модификации ДС-10-30, включая транспортный вариант, в то же время авиакомпании Northwest Airlines и Japan Airlines заказали самолёт в модификации ДС-10-40 с двигателями Pratt & Whitney JT9D. ВВС США заказали также 60 ДС-10 в модификации КС-10А в качестве летающего танкера.

Производство этого самолёта было прекращено в 1989 году, однако многие машины были переделаны в грузовой вариант и продолжают летать до настоящего времени. По состоянию на февраль 2010 в эксплуатации находятся 168 машин типа DC-10 (включая танкеры), из них 67 принадлежат FedEx, а 59 USAAF. FedEx постепенно выводит DC-10 из парка. В пассажирской эксплуатации DC-10 остается у двух американских чартерных операторов, Omni Air (9 шт) и World Airways (3 шт) и авиакомпании Biman из Бангладеш (4 шт).

Технические характеристики

DC-10-40 авиакомпании Omega Tanker

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Макдоннел Дуглас ДС-10-40:

  • Количество пассажиров: до 380 человек
  • Двигатели:
    • Pratt and Whitney JT9D-20 49,000 lb (22,25 т) или
    • Pratt and Whitney JT9D-59A 53,000 lb (24,1 т);
  • Максимальный взлётный вес: 259,450 кг
  • Максимальная дальность полёта: 11,685 км
  • Крейсерская скорость на высоте 10,000 метров: 908 км/час
  • Размах крыла: 50,4 м
  • Максимальная длина: 55,5 м
  • Максимальная высота: 17,7 м

Катастрофы и крупные аварии

По данным на 1 июля 2009 года в катастрофах и крупных авариях был потерян 31 самолет типа Макдоннел Дуглас ДС-10[1], что составляет 8 % от всего выпуска. Это худший показатель среди всех широкофюзеляжных самолётов. Для сравнения, у Боинга-747, L-1011 и Ил-86 этот показатель составляет 4 %, а для самолётов Airbus существенно ниже [источник не указан 272 дня]. Следует отметить, что основные потери Боинга-747 приходятся не на технические проблемы, а на ошибки экипажа и террористические акты, в то время как у DC-10 это в основном технические неполадки.

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
12.06.1972 N103AA Уинсор (Онтарио) 0/67 Декомпрессия на эшелоне, разрушение люка грузового отсека.
17.12.1973 EC-CBN Бостон 0/168 Грубая посадка из-за ошибки экипажа.
03.03.1974 TC-JAV Эрменонвиль 346/346 Декомпрессия на эшелоне, разрушение люка грузового отсека.
12.11.1975 N1032F Нью-Йорк 0/139 При взлете в третий двигатель попали птицы, взлет прерван.
02.01.1976 N1031F Стамбул 0/373 Пожар первого двигателя, грубая посадка.
01.03.1978 N68045 Лос-Анджелес 2/200 Взлет прерван на критической скорости, выкатился за пределы ВПП.
25.05.1979 N110AA Чикаго 2+271/271 При взлете отвалился первый двигатель. Потерявший управление лайнер разбился.
31.10.1979 N903WA Мехико 1+72/88 При посадке в тумане самолет промахнулся мимо ВПП.
28.11.1979 ZK-NZP Эребус 257/257 Сбился с курса, врезался в гору. Единственная крупная авиакатастрофа в Антарктике.
03.02.1981 AP-AXE Карачи 0/0 Сгорел на стоянке.
23.01.1982 N113WA Бостон 2/212 При посадке выкатился за пределы ВПП, оказался на отмели.
03.09.1982 EC-DEG Малага 50/394 При взлете лопнула шина шасси, выкатился с ВПП и сгорел.
23.12.1983 HL7339 Анкоридж 0/3 Грузовой рейс. Столкнулся с другим самолетом на ВПП, экипаж DC-10 перепутал полосу.
10.08.1986 N184AT Чикаго 0/0 Техник дернул за шланг кислородного генератора.
10.01.1987 5N-ANR Илорин 0/9 Тренировочный полет, при посадке выкатился за пределы ВПП.
17.09.1987 82-0190 Шривпорт 1/3 Военный самолет. Взрыв топливного бака при заправке.
21.05.1988 N136AA Даллас 0/254 Взлет был прерван на критической скорости.
19.07.1989 N1819U Сиу-Сити 111/296 Повреждение гидросистем из-за усталостного разрушения хвостового двигателя.
27.07.1989 HL7328 Триполи 4+75/199 Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях.
19.09.1989 N54629 пустыня Тенере 117/117 Рейс Нджамена-Париж взорван террористами.
21.12.1992 PH-MBN Фару 56/340 Посадка с превышением скорости при сильном боковом ветре.
14.04.1993 N139AA Даллас 0/202 Грубая посадка, КВС не учел бокового ветра.
26.11.1993 YV-135C Буэнос-Айрес 0/123 При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП.
13.06.1996 PK-GIE Фукуока 3/275 Взлет был прерван из-за отказа двигателя.
05.09.1996 N68055 Ньюбург 0/5 Аварийная посадка грузового рейса, на борту возник пожар.
21.12.1999 F-GTDI Гватемала 2+16/314 При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП.
30.04.2000 N800WR Кампала 0/7 Грузовой рейс. При посадке выкатился за пределы ВПП, в озеро Виктория.
18.12.2003 N364FE Мемфис 0/7 Грузовой рейс. При посадке экипаж не учел боковой ветер.
28.04.2004 N189AX Богота 0/3 Грубая посадка грузового рейса, шасси попало в выбоину на ВПП.
01.07.2005 S2-ADN Читтагонг 0/216 При посадке съехал с ВПП.
04.06.2006 N68047 Манагуа 0/3 Грузовой рейс, при посадке выкатился за пределы ВПП.
28.07.2006 N391FE Мемфис 0/3 Грузовой рейс. При посадке произошло разрушение левой основной стойки шасси, после чего загорелся левый двигатель.
08.05.2009 N139WA Балтимор 0/173+ Военный чартер. Грубая посадка[2], списан[3]

12 июня 1972 года в небе над Канадой произошел инцидент с самолетом American Airlines, летевшим из Детройта в Баффало. В полете вырвало крышку грузового люка из-за чего было потеряно управление всем хвостовым оперением лайнера. Экипаж смог посадить самолет, изменяя тягу двигателей и управляя элеронами. Никто из 67 человек на борту не пострадал, лайнер был отремонтирован[4]

25 июля 2000 года при взлёте обломок самолёта DC-10 попал в покрышку взлетавшего Конкорда. Покрышка лопнула на взлёте, кусок корда отлетел в двигатель и воспламенил его. Погибли все на борту Конкорда (109) и 4 человека на земле.

Примечания

  1. Aviation Safety Network > ASN Aviation Safety Database > ASN Aviation Safety Database results
  2. DC-10 blows nose gear tire on landing at BWI | LiveATC.net
  3. CH-Aviation — Airline News, Fleet Lists & More
  4. ASN Aircraft accident McDonnell Douglas DC-10-10 N103AA Windsor, ON

См. также

Пожарный самолёт Tanker 910 на базе McDonnell Douglas DC-10

Ссылки

  • Пролет DC-10 над взлетной полосой.



 
Пассажирские самолёты McDonnell Douglas
Cерия Douglas: Dolphin  • DC-1  • DC-2  • DC-3  • DC-4  • DC-5  • DC-6  • DC-7  • DC-8
Cерия McDonnell Douglas: DC-9  • DC-10  • MD-80  • MD-11  • MD-90  • MD-95
Cерия McDonnell Douglas (проекты): MD-94X  • MD-12

DC-10.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47