ISO 9001

26-07-2023

ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом ТК 176 Международной Организации по Стандартизации (ISO, International Organization for Standardization). В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Принято считать, что при разработке 1-й версии стандартов ISO серии 9000 ТК 176 руководствовался британским стандартом BS 5750, разработанным Британским институтом стандартов BSI. В свою очередь, считается, что британский стандарт базировался на отраслевых стандартах ВПК.

Содержание

Версии стандартов ISO 9000

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась.

  • 1 версия была подготовлена в 1987 году.
  • 2 версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987.
  • 3 версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена.
  • 4 версия стандарта вышла разобщенно — в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.

Несмотря на ожидавшийся полный пересмотр версии 2000 года, ТК176 решил ограничиться «косметическими» правками — исправлением неточностей и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (то есть сохранить статус-кво в сертификационном бизнесе).

  • Выход 5 версии стандартов планируется на 2012 год. (Эта информация не имеет официального подтверждения![1])

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента качества отдельных организаций занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Так же существуют и независимые системы аккредитации.

О природе стандартов ISO серии 9000

ISO 9000 не является стандартом качества собственно продукта[2] и непосредственно не гарантирует высокое качество продукции[3].

Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения[4]

Процессный подход согласно ISO 9000

Процессы создания продукции входят в цепь «поставщик (на рис.не показано) — организация — потребитель» и на рисунке показаны как «выпуск продукции». Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное — вспомогательные, поддерживающие процессы.

Стандарты, входящие в серию

  • ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования».
  • ISO 9004. Cодержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
  • ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

Стандарты ISO серии 10000 (Технологии поддержки)

  • ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.
  • ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.
  • ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.
  • ISO/TS 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению. (На стадии проекта стандарт ISO/FDIS 10004).
  • ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.
  • ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.
  • ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.
  • ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций. (Стандарт на стадии проекта ISO/CD 10008).
  • ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.
  • ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.
  • ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.
  • ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.
  • ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.
  • ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала. (Стандарт на стадии проекта ISO/FDIS 10018).
  • ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.
Применение стандартов ISO / TC 176 в процессном подходе.

Дополнительные стандарты, изданные ISO ТК 176

176 Технический комитет ISO издал один отраслевой стандарт для организаций-поставщиков автомобильной отрасли.

  • ISO/TS 16949:2009 Частные требования по применению ISO 9001:2008 для автомобильной промышленности и организаций, изготавливающих соответствующие запасные части.

Национальные эквиваленты ISO серии 9000

Российские версии стандартов:

  • ГОСТ Р ISO 9000-2008 — аналог ISO 9000:2005 (подготовлен ОАО «ВНИИЛС» на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»)
  • ГОСТ Р ISO 9001-2008 — аналог ISO 9001:2008

Украинские версии стандартов:

Белорусские версии стандартов:

Стандарт ИСО 9000 в России

В России сертификацией систем менеджмента (качества - по ISO 9001, окружающей среды - по ISO 14001, информационной безопасности - по ISO/IEC 27001) занимаются аккредитованные в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии организации.

Особенность ИСО 9000 в России заключается в том, что версия международных стандартов серии ISO 9000 официально заменила предыдущую версию стандартов ISO 9000 от 1994 г. с 15 декабря 2000 г. В результате чего новая версия стандартов серии ISO 9000 получила обозначение ISO 9001:2000. В России же новые стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Национальных стандартов (ГОСТ Р) с 15 августа 2001 г. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует абсолютно идентичная международным стандартам серии ISO 9001 версии 2000 года серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 версии 2001 года[5][6].

На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года и вводится в действие 13 ноября 2009[5], стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 — 10 сентября 2009 года[6].

Сертификаты, выдаваемые аккредитованными в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии России компаниями, не являются международными. Такие сертификаты выдаются в соответствии с Российским стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и действуют только на территории РФ.

В российской версии стандартов цифры пишутся через знак «-» а в международной через знак «:».

Стандарты ИСО серии 9000 в Беларуси

Внедрение серии международных стандартов ИСО 9000 в Беларуси осуществляется путем издания на их основе государственных стандартов Республики Беларусь.

Сертификация на соответствие государственному стандарту СТБ ISO 9001-2009 проводится аккредитованными органами по сертификации систем менеджмента. Аккредитация органов по сертификации проводится в рамках Национальной системы подтверждения соответствия.

Роль сертификации по ISO 9001

Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям:

  • работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата;
  • работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным.

См. также

  • TQM — Всеобщее управление качеством
  • ITIL
  • ITSM
  • GMP

Примечания

  1. ISO — International Organization for Standardization
  2. Управление качеством как высшая форма проявления регулярного менеджмента iTeam
  3. Гарантирует ли ISO 9001 высокое качество услуг или продукции?
  4. Выбор и применение стандартов ISO серии 9000 2009. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
  5. ↑ ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 25 февраля 2009.
  6. ↑ ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 25 февраля 2009.

Ссылки

  • Международная Организация по Стандартизации
  • ГОСТ Р ISO 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
  • ГОСТ Р ISO 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  • ISO. Перевод А. В. Гарин. Брошюра «Роль стандарта ISO 9001 в цепи поставок». 2010 г. — Данное руководство было обновлено с целью отражения положений стандарта ISO 9001:2008, опубликованного в ноябре 2008 года.
  • Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь — На данном ресурсе можно ознакомится с текстами изданных в Республике Беларусь стандартов ISO серии 9000.
  • Обзор ISO 2010 — Данный документ ежегодно публикуется Международной организацией по стандартизации (ИСО) и содержит статистическую информацию о сертификации систем менеджмента организаций в мире.

ISO 9001.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47