Power chord

22-10-2023

пауэр-аккорд E5 play 

Пауэр-аккорд (англ. power-chord) — аккорд, состоящий из основного и квинтового тонов, обычно играемых на электрогитаре с использованием эффекта «перегруза»[1]. Наиболее часто пауэр-аккорды используются в рок-музыке[2].

Содержание

История

Линк Рэй, один из первых музыкантов, использовавших пауэр-аккорды

Не существует единого мнения по поводу того, кто первым использовал пауэр-аккорды в музыкальных произведениях. Наиболее распространена версия Кита Ричардса, по которой пауэр-аккорд был изобретен Линком Рэем, использовавшим этот аккорд в 1958 году на инструментальной композиции «Rumble»[3].

Тем не менее, пауэр-аккорды также встречаются на более ранних, но менее коммерчески успешных записях. Роберт Палмер утверждал, что блюзовые гитаристы Вилли Джонсон (англ. Willie Johnson) и Пэт Хэйр (англ. Pat Hare), работавшие на Sun Records в 1950-е годы, являются подлинными создателями пауэр-аккорда. Доказательством этого может служить игра Джонсона в композиции «How Many More Years», записанной в 1951 году вместе с Хаулин Вульфом (англ. Howlin' Wolf), а также партия Хэйра в записанном в 1954 году блюзе Джеймса Коттона (англ. James Cotton) «Cotton Crop Blues»[4].

В 1964 году хитом стала песня The Kinks «You Really Got Me», построенная на пауэр-аккордах[5]. Быстрая смена аккордов, встречающаяся в этой песне, в дальнейшем стала типичной для тяжелых хард-роковых риффов.

Окончательной популяризации пауэр-аккордов способствовали хэви-метал группы, такие как Black Sabbath и Deep Purple.

Анализ

При применении эффекта «перегруза» в спектре сигнала появляется большое количество гармоник. Чётные гармоники придают тембру инструмента объём и глубину. Нечётные гармоники также консонируют с основным тоном, однако при игре нескольких нот одновременно они могут диссонировать с другим основным тоном и его гармониками. Более того, вследствие интермодуляции одновременно звучащие ноты при искажении порождают звуки, определяемые разностью их частот.

Обычно аккорды состоят из трёх нот, поэтому при применении эффекта «перегруза» образуются три пары нот, и порождаются три вторичных звука, вносящих диссонанс. Пауэр-аккорд замечателен тем, что как гармоники основных тонов, так и звуки, определяемые разницей частот, находятся в гармонии с основными тонами. Поэтому даже при сильном «перегрузе» пауэр-аккорд звучит чище и мощнее обычных аккордов[6], что объясняет название аккорда («мощный» — англ. «powerful»)

Звуки, входящие в состав пауэр-аккорда, образуют квинту — один из самых совершенных (после октавы) консонансных интервалов[7], — поэтому пауэр-аккорд звучит сравнительно мощно даже без применения эффекта «перегруза».

Терминология и классификация

Существуют два основных способа построения пауэр-аккорда: по двум нотам (основному и квинтовому тонам)[8] и по трем нотам (основному тону, квинтовому тону и основному тону через октаву)[9]. Хотя пауэр-аккорд, состоящий из двух звуков, в классической музыке относится не к аккордам, а к интервалам[10], данный термин получил широкое распространение среди рок-музыкантов и гитаристов.

Пауэр-аккорд относится к аккордам нетерцовой структуры и обозначается цифрой 5 (C5, D5 и т. д.) Построенный по квинтам пауэр-аккорд является квинтаккордом, поэтому соответствующую технику игры на электрогитаре часто называют «игрой квинтами»[11]. Обращение квинтаккорда, образованное перемещением основного тона вверх на октаву, называется квартаккордом, однако данный аккорд не имеет стандартного обозначения и используется довольно редко[12].

В пауэр-аккордах отсутствует терцовый тон, поэтому они не являются ни мажорными, ни минорными. Ввиду того, что пауэр-аккорды можно использовать как в мажорном, так и в минорном аккомпанементе, их иногда называют универсальными[13].

Строение аккорда

Так как основной и квинтовый тона в составе пауэр-аккорда могут повторяться через октаву, любой аккорд может быть построен несколькими способами. Можно выделить следующие основные варианты построения пауэр-аккорда (основной и квинтовый тон обозначены соответственно через 1 и 5):

  • 1-5 — чистая квинта (A)
  • 1-5-1 — квинтаккорд (B)
  • 5-1 — чистая кварта (C), которая также является пауэр-аккордом, так как подразумевает пропущенный основной тон
  • 5-1-5 — квартаккорд
  • 1-5-1-5 и 5-1-5-1 — чистая квинта и чистая кварта (D), взятые через октаву

Аккорды в нижнем регистре могут звучать гулко и неясно, а в верхнем — слабо и недостаточно глубоко, поэтому чаще всего пауэр-аккорды берутся в среднем регистре.

Аппликатура

Для воспроизведения пауэр-аккордов на гитаре обычно требуется только одна аппликатура. Пальцы можно двигать вдоль струн, выбирая лад, соответствующий нужному аккорду[14].

Стандартный строй

Квинтаккорд — 1-5-1 — может браться от шестой струны следующим образом: основной тон берется на любом ладу, квинтовый тон — на пятой струне через два лада, основной тон через октаву — на четвертой струне через два лада. От пятой струны аккорд берется аналогичным образом. От четвертой и от третей струны аккорд берется таким же образом, но на второй и первой струнах звуки берутся на один лад выше.

Чистая квинта — 1-5 — берется тем же образом, что и квинтаккорд, но верхняя из трех струн не играется.

        G5     A5     D5     E5     G5     A5     D5     A5
E||----------------------------------------------(10)---(5)----|
B||--------------------------------(8)----(10)----10-----5-----|
G||------------------(7)----(9)-----7------9------7------2-----|
D||----(5)----(7)-----7------9------5------7-------------------|
A||-----5------7------5------7---------------------------------|
E||-----3------5-----------------------------------------------|

Чистая кварта — 5-1 — может браться одним пальцем, как, например, в риффе из песни Deep Purple «Smoke on the Water»:

     G5/D Bb5/F C5/G         G5/D Bb5/F Db5/Ab C5/G
E||------------------------|----------------------|
B||------------------------|----------------------|
G||*--0---3---5------------|---0---3---6---5------|
D||*--0---3---5------------|---0---3---6---5------|
A||------------------------|----------------------|
E||------------------------|----------------------|

|-----------------------|---------------------||
|-----------------------|---------------------||
|--0---3---5---3---0----|--------------------*||
|--0---3---5---3---0----|--------------------*||
|-----------------------|---------------------||
|-----------------------|---------------------||

Квартаккорд — 5-1-5 — может браться от шестой и пятой ступени двумя пальцами: нижние две струны берутся одним пальцем, верхняя — другим на два лада выше. При построении квартаккорда от четвертой и третей струн ноты на первой и второй струнах играются на один лад выше. В качестве основного тона пауэр-аккорда выступает средняя нота квартаккорда, а не нижняя.

        D5     E5     G5     A5     D5     A5     D5     G5
E||-----------------------------------------------5------10----|
B||---------------------------------10-----5------3------8-----|
G||-------------------7------9------7------2-----(2)----(7)----|
D||-----7------9------5------7-----(7)----(2)------------------|
A||-----5------7-----(5)----(7)--------------------------------|
E||----(5)----(7)----------------------------------------------|

Пониженный строй (Dropped D)

В пониженном строе пауэр-аккорды от всех струн, кроме шестой, берутся аналогично стандартному строю.

При пониженном строе гитары (Dropped D) квинтаккорд от шестой струны может играться одним пальцем, при этом аккорд D5 может быть сыгран на трех открытых струнах:

     D5      E5
E||----------------
B||----------------
G||----------------
D||--0-------2-----
A||--0-------2-----
D||--0-------2-----

В большинстве случаев пауэр-аккорд играется не более чем на трех струнах. Однако пониженный строй позволяет сыграть пауэр-аккорды на четырех, пяти и даже шести струнах:

E||--------------------------5---
B||--3-------5-------7-------3---
G||--2-------4-------6-------2---
D||--0-------2-------4-------0---
A||--0-------2-------4-------0---
D||--0-------2-------4-------0---

Интересные факты

  • В процессе игры с использованием пауэр-аккордов могут образовываться параллельные квинты, являющиеся запрещенным приемом голосоведения[15].

Примечания

  1. Квинт-аккорды (power-chords). AmDm.ru. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
  2. FAQ: Музыкальная теория. Guitar.ru. — Как играть аккорды типа D5, G5 и т.п.?. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  3. История LINK WRAY. ofmusic.ru. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  4. Robert Palmer, «Church of the Sonic Guitar», pp. 13-38 in Anthony DeCurtis, Present Tense, Duke University Press, 1992, pp. 24-27. (англ.)
  5. Robert Walser Running with the Devil: Power, Gender, and Madness in Heavy Metal Music. — Wesleyan University Press, 1993. — ISBN 0-8195-6260-2  (англ.)
  6. Усиление и перегруз…. Gutars.ru.
  7. Теория музыки. Онлайн-энциклопедия "Кругосвет". — Теория музыки в историческом развитии. Архивировано из первоисточника 11 марта 2012.
  8. The Complete Idiot's Guide to Music Theory. — 2nd Edition. — 2005. — С. 122. — 314 с. — ISBN 978-1592574377 (англ.)
  9. Glossary of Guitar Terms  (англ.). Mel Bay Publications, Inc.. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  10. Аккорд. Классическая музыка.ru. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  11. Power chords. Игра квинтами.. MetalTab.ru. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  12. Классификация аккордов. Guitar Studio. — Аккорды нетерцевой структуры.(недоступная ссылка — история)
  13. Гитара для "чайников". — Киев: Диалектика, 2009. — 304 с. — ISBN 978-5-8459-0815-5
  14. Электрогитара для новичков. Урок 5. novmuz.net. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012.
  15. Гармония. Программа для музыкальных ВУЗов по специальности «Пение». Министерство культуры СССР. Архивировано из первоисточника 12 апреля 2012. (PDF)

Power chord.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47