18-10-2023
Прототип консоли на выставке | |
Производитель | |
---|---|
Тип | |
Поколение | |
Дата выхода |
не вышла в производство, ограничившись презентациями |
Носитель | |
ЦП | |
Средства управления |
голосовые команды через головную гарнитуру, мембранная клавиатура |
Halcyon (читается Халсиэн, полное название RDI Halcyon Laserdisc System) — домашняя игровая система, разработанная RDI Video Systems в январе 1985 года. Игровая система так и не вышла на рынок из-за прекращения финансирования со стороны инвесторов. Было выпущено всего лишь несколько прототипов для демонстрации её возможностей. Начальная розничная цена должна была составить USD $2500[1], что по меркам того времени было очень дорого.
Игровая система базировалась на микропроцессоре Z80 и использовала в качестве носителя лазердиски, от чего её размер был сравним с видеомагнитофоном. Разработчики утверждали, что система будет иметь искусственный интеллект подобно HAL 9000 из фильма Космическая одиссея 2001 года.
Для игровой системы было запланировано шесть игр, из которых было выпущено всего две: Thayer’s Quest и NFL Football[2].
Рик Дайер (основатель компании RDI Video Systems), будучи фанатом Colossal Cave Adventure, мечтал выпустить игру, в которой каждая сцена была бы наполнена графическими элементами.
Первый прототип игровой консоли был обыкновенным ленточным калькулятором. Управляемый микропроцессором, он подавал ленту, на которой печатал информацию и вырисовывал графику. Позже данную конструкцию модернизировали, внедрив в неё проектор, который выводил изображение синхронно со звуковой записью, воспроизводимой с ленточной кассеты. С появлением видеодисков звук, текст и графические элементы можно было считывать с одного носителя, что было использовано в The Fantasy Machine, однако, этот проект провалился.
Стало понятно, что невозможно удержаться в игровой индустрии, используя статичные изображения и записи рассказчика на заднем фоне. Это положило началу анимированных игр. Первый проект назывался The Secrets of the Lost Woods[3], который впоследствии стал частью Dragon’s Lair. Именно игры Dragon’s Lair и Space Ace, которые создавались при поддержке RDI Video Systems, позволили компании добиться успеха в продвижении своей продукции и в дальнейшем развивать технологию для рынка домашних развлечений.
Первоначальный дизайн будущей игровой системы Halcyon строился на базе аналогового проигрывателя видеодисков Capacitance Electronic Disc , разработанного RCA. Производство этих проигрывателей было прекращено до выпуска Halcyon на рынок, в связи с чем пришлось изменить дизайн под использование лазердисков. Новая конструкция обладала несколькими большими недостатками: большая стоимость, небольшая ёмкость носителя при его больших размерах, ограниченность системы распознавания и синтеза речи. Потребитель был просто не готов покупать такую дорогую игровую систему, в результате чего RDI Video Systems потеряла своих инвесторов, погрязла в долгах, а затем и вовсе обанкротилась. За это время было выпущено несколько прототипов, которые использовались компанией для презентаций.
По иронии судьбы, Dragon’s Lair так и не стала дебютной игрой для Halcyon. Тем не менее, некоторые части The Secrets of the Lost Woods всё же были использованы в Thayer's Quest.
Игровая консоль состояла из двух независимых компонент: проигрывателя лазердисков и непосредственно игровой системы со своей архитектурой. С игровой консолью в комплекте также шли головная гарнитура и мембранная клавиатура[4][5].
Система Halcyon базировалась на микропроцессоре Z80, а её 64 килобайт памяти были разделены на ROM и RAM. Система включала в себя отдельную подсистему распознавания речи, с помощью которой можно было давать команды голосом. Прошивка этой подсистемы была закрытой. К данной подсистеме подключалась энергонезависимая память и тренажёр для настройки распознавания.
Изначально в систему входил специальный контроллер для Capacitance Electronic Disc проигрывателей, который позднее был заменен контроллером для проигрывателя лазердисков. В качестве проигрывателя использовался Pioneer LD-700[4]. Также подразумевалась возможность подключения проигрывателей VP1000/PR8210, Magnavox VC8040 или Sylvania VP7200, однако, при этом от пользователя требовалась ручная установка инфракрасных излучателей[5].
Сама игра хранилась на ROM картридже объемом 16 килобайт. На картридж записывалась игра, секции, позволяющие координировать поток, и словарь игры, включая фразы для синтеза речи и фразы для распознавания. Записывая слова «Yes» и «No», Halcyon настраивала систему распознавания голоса. В память предварительно было записано 4 образца данных слов (по два для мужского и женского голоса), что давало высокую вероятность подстроиться системе под уникальное значение высоты и тембра человека, говорившего по-английски. Настройка занимала несколько секунд и производилась через гарнитуру, микрофон которой оснащался шумопоглотителями. Записанные фразы сравнивались с образцами и вычислялась вероятность соответствия распознанного действительному. Для того, чтобы запомнить голосовые команды, Halcyon «пересправшивала» пользователя. Зачастую система делала ошибки в распознавании, особенно, когда произношение резко отличалось от записанных уже образцов.
Halcyon имела собственный голос, однако, из-за ограничения в памяти синтезатор речи нельзя было перенастроить. Синтез речи осуществлялся через алгоритмы операционной системы Halcyon с помощью чипа компании Votrax. По сути происходило воспроизведение заранее записанных фраз, для которых были предоставлены правила произношения в той или иной ситуации. Однако, данное техническое решение не спасало от некоторых проблем с произношением для отдельных игр, поэтому наиболее критичные фразы вводились пользователем вручную с помощью клавиатуры. Для правильного произношения имён собственных использовался специальный английский словарь.
Управлять игрой можно было с помощью клавиатуры или голосовыми командами. Перед началом игрок должен был выучить все игровые команды, которые из-за ограничения в памяти были короткими, а их количество было минимально. Игровой процесс напоминал просмотр фильма, в котором игрок мог менять сюжет, принимая решения в определённые моменты времени.
Основные видеоприставки по поколениям | |
---|---|
1-е | Magnavox Odyssey • Coleco Telstar • Pong • Philips Tele-Spiel ES-2201 • Серия Magnavox Odyssey • APF TV Fun • Nintendo Color TV Game • Турнир • Электроника Экси Видео 01 • Видеоспорт • Видеоспорт-3 |
2-е | Microvision • Fairchild Channel F • RCA Studio II • Atari 2600 • Odyssey² • Intellivision • Arcadia 2001 • Atari 5200 • ColecoVision • Vectrex • SG-1000 • Bally Astrocade • Epoch Game Pocket Computer • Epoch Cassette Vision |
3-е | Nintendo Entertainment System • Master System • Atari 7800 • Amstrad GX4000 • Casio PV-1000 • Epoch Super Cassette Vision • Supergame VG 3000 |
4-е | TurboGrafx-16 • Mega Drive • SNES • Neo-Geo • CD-i • Amiga CDTV • Halcyon |
5-е | Amiga CD32 • 3DO • FM Towns Marty • Jaguar • Saturn • Playdia • PlayStation • PC-FX • Nintendo 64 • Pippin • Casio Loopy |
6-е | Dreamcast • PlayStation 2 • GameCube • Xbox |
7-е | Xbox 360 • PlayStation 3 • Wii • Zeebo |
8-е | Wii U • PlayStation 4 • Xbox One • Steam Box • OUYA |
RDI Halcyon Laserdisc System.