13-08-2023
Senatus consultum ultimum, или senatus consultum extremum, также senatus consultum de re publica defendenda (декрет сената о защите республики) — в эпоху гражданских войн в Древнем Риме (133—30 до н. э.) — специальное постановление сената (сенатусконсульт), наделявшее магистратов чрезвычайными полномочиями.
Senatus consultum ultimum фактически предоставлял неограниченную (диктаторскую) власть консулам, преторам, народным трибунам и проконсулам со стандартной формулировкой: videant consules ne res publica detrimenti capiat («консулам проследить, чтобы республика не понесла ущерба») [1] [2]. В частности, магистраты получали право приговаривать римских граждан к казни по законам военного времени, без права апелляции к народному собранию — так называемого provocatio ad populum[3].
Саллюстий формулирует эти полномочия следующим образом:
Это наибольшая власть, какую сенат, по римскому обычаю, предоставляет магистрату — право набирать войско, вести войну, применять к союзникам и гражданам всяческие меры принуждения в Городе и за его пределами и в походах обладать не только высшим империем, но и высшей судебной властью; в иных обстоятельствах, без повеления народа, консул не вправе осуществлять ни одного из этих полномочий.— Саллюстий. О заговоре Катилины. 29, 3.
Ввиду сомнительной законности таких постановлений, нарушавших основные гражданские права, они принимались сенатом лишь в исключительных случаях — в обстановке открытого мятежа, угрожавшего основам государства. Впервые эта мера была применена в 121 до н. э. для борьбы с Гаем Гракхом.
Известно не менее десяти случаев принятия чрезвычайных сенатских постановлений.
По сообщению Плутарха, уже при подавлении выступления Тиберия Гракха в 132 до н. э. Публий Назика Серапион предлагал предоставить консулу Муцию Сцеволе чрезвычайные полномочия, но тот от них отказался, заявив, что не станет убивать римских граждан без суда. Тогда Назика и его сторонники без всякого формального постановления сами устроили избиение гракханцев [14].
В связи с подавлением гракханского движения уже Аппиан задавался вопросом, интересовавшим и позднейших исследователей — почему сенат не прибег к испытанной конституционной практике, и не назначил диктатора? По-видимому, дело в том, что народные трибуны во второй половине III в. до н. э. постарались поставить диктатуру под контроль народного собрания, для чего было принято несколько законов (в частности, закон Метилия 217 до н. э.) В результате сенатская олигархия лишилась монополии на использование этой экстраординарной магистратуры, и назначения диктаторов прекратились.
Плутарх и Аппиан считали реакцию сената на деятельность Гракхов неадекватной, и полагали, что незаконные действия правительства немало способствовали переходу от политических методов решения гражданских конфликтов к эпохе неограниченного насилия. На основании этих соображений уже Аппиан высказал популярную точку зрения, согласно которой расправа над братьями Гракхами начала латентную фазу гражданских войн.
Senatus consultum ultimum.