Studebaker US6

18-05-2023

Studebaker US6 U3
Studebaker US6 U3 на Викискладе
Общие данные
Производитель: Studebaker
Годы пр-ва: 19411945
Сборка: Studebaker, REO
Класс: Грузовой
Тип(ы) кузова: бортовой
Колёсная формула: 6×6 (US6x6)
6×4 (US6x4)
механическая 5-ступенчатая
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 6366 мм
Ширина: 2235 мм
Высота: 2210 мм (по кабине) 2694 мм по тенту
Клиренс: 248 мм
Колёсная база: 3561+1118 мм
Колея задняя: 1720 мм
Колея передняя: 1580 мм
Масса: 4480 кг
Динамические
Макс. скорость: 72 км/ч
Другое
Грузоподъёмность: 2268 кг (2,5 ton)
Расход топлива: 38,5 л/ 100 км
Объём бака: 151,4 л.

«Сту́дэбе́йкэр» модели US6 (англ. Studebaker, в СССР и затем России устоялось произношение «Студебекер» или «Студебеккер», иногда просто «Студер») — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 годы. Был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъёмностью (по сравнению с отечественными грузовиками). Также, в отличие от советских грузовиков, имел полный привод — на все три оси. Кроме полноприводной модели US6x6 в Красную армию поставлялся US6x4 с колёсной формулой 6×4[1].

Всего было выпущено около 197 тысяч грузовиков (из них более 20 тысяч модификации US6x4 с неведущей передней осью). Примерно 100 тысяч из них были поставлены в СССР во время Второй мировой войны, по договору ленд-лиза; остальные ушли другим союзникам, в основном Франции и Великобритании.

Содержание

История

Грузовики Studebaker US6 не состояли на оснащении американской армии. Это произошло из-за того, что их двигатель Hercules JXD не проходил по принятым в те времена стандартам, вследствие чего корпорация «Студэбейкэр» проиграла конкурс компаниям «General Motors» и «International Harvester». Поэтому вся выпускающаяся продукция шла в другие страны. С 1943 года к производству подключилась фирма REO Motor Car.

Май 1945, на улицах Берлина

Первые автомобили Studebaker прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления (ГАУ) Красной армии организовал испытание одиннадцати «Студебеккеров» (как их стали называть в СССР), длившееся с 18 июля 1942 года по 15 мая 1943 года, по результатам которых были выпущены брошюры по эксплуатации и наставление по увеличению грузоподъёмности. Согласно этим документам, несмотря на то, что официально «Студебеккер» имел грузоподъёмность в 2,5 тонн, была рекомендована грузоподъёмность 4 тонны[2]. В 1945 году норму загрузки снизили до 3,5 т, хотя по хорошим грунтовым дорогам автомобиль успешно мог перевозить грузы до 5 т. Автомобиль также имел высокое расположение частей, чувствительных к воздействию воды. Вследствие этого грузовик стал основным средством перевозки реактивных установок «Катюша» БМ-8-48, БМ-13Н, БМ-13НС и БМ-31-12 — самых мощных установок того времени. После окончания ВОВ, часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались ещё какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР.

Недостатком автомобиля (по сравнению с техникой СССР того времени) являлся тот факт, что Студебеккер US6 требовал более качественные смазку и горючее. Из-за постоянной перегрузки ломались диски сцепления, чулки задних мостов. Но это не помешало использовать отдельные Студебеккеры US6 в СССР вплоть до середины шестидесятых годов и даже до конца 1980-х[3].

Автомобили этой модели можно увидеть во множестве художественных фильмов, посвященных Второй мировой войне и послевоенному времени. В частности, легендарной стала сцена погони за Студебеккером US6 в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Модификации

  • US6x6 — базовая модель, колёсная формула 6×6
  • US6x4 — с неведущей передней осью (колёсная формула 6×4)

Технические характеристики

  • Максимальная скорость 69 км/час
  • Средняя техническая скорость при движении по шоссе: без груза 40 км/час, с грузом 30 км/час
  • Временная норма расхода горючего на 1 км пути при движении по шоссе: без груза 0,38 л, с грузом 0,45 л
  • Запас хода при движении по шоссе 400 км
  • Наибольшая длина 6 325 мм
  • Наибольшая ширина 2 230 мм
  • Наибольшая высота с тентом 2 700 мм, без тента 2 240 мм
  • База (расстояние между передней осью и серединой подвески задних мостов) 4 120 мм
  • Расстояние, между осями задних мостов 1 117 мм
  • Колея передних колёс 1 590 мм
  • Колея задних колёс 1 718 мм
  • Клиренс:
    • а) передняя ось 250 мм
    • б) картеры задних мостов 248 мм
  • Грузоподъёмность 2500 кг
  • Общий вес автомобиля без груза 4505 кг
  • Тип двигателя четырёхтактный карбюраторный, с нижними клапанами
  • Число цилиндров 6
  • Диаметр цилиндра 101,6 мм
  • Ход поршня 107,95 мм
  • Рабочий объём 5,24 л
  • Максимальная мощность при 2500 оборотов в минуту 95 л.с.
  • Степень сжатия 5,82
  • Расположение цилиндров вертикальное, в один ряд
  • Порядок работы цилиндров 1—5—3—6—2—4
  • Число опор коленчатого вала 7
  • Привод кулачкового вала шестерёнчатый
  • Система смазки смешанная: под давлением и разбрызгиванием
  • Тип масляного насоса шестерёнчатый
  • Емкость масляной системы 7,5 л
  • Применяемое масло: летом — автол 10, зимой — лубрикетинг или автол 6
  • Система охлаждения водяная, с принудительной циркуляцией
  • Вентилятор 4-лопастный
  • Привод вентилятора клиновидным ремнём
  • Тип водяного насоса центробежный
  • Привод водяного насоса шестерёнчатый
  • Тип радиатора трубчатый
  • Емкость системы охлаждения 18,5 л
  • Тип карбюратора фирмы «Картер», модель 429S, опрокинутого типа
  • Применяемое топливо бензин с октановым числом 70—72
  • Топливоподкачивающий насос фирмы «АС», диафрагменного типа
  • Воздухоочиститель комбинированный, с масляной ванной
  • Топливный фильтр фирмы «АС», пластинчатого типа
  • Емкость топливного бака 150 л
  • Тип системы зажигания батарейное
  • Напряжение первичного тока 6 в
  • Запальные свечи фирмы «Чемпион», модель QM2; размер резьбы 14 мм
  • Сцепление однодисковое, сухое
  • Коробка перемены передач механическая, трёхходовая, пятискоростная
  • Число передач 5 вперёд и 1 назад
  • Раздаточная коробка (демультипликатор) механическая, число передач две
  • Задние мосты ведущие, литые, разъёмные
  • тип полуосей задних мостов полностью разгруженные
  • Передний мост ведущий, литой, разъёмный, тип карданного сочленения полуосей «Рцепп»
  • главная передача конические шестерни
  • передаточное число главной передачи 6,6
  • тип дифференциалов конические
  • Ёмкость коробки перемены передач (с механизмом отбора мощности) 6,6 л
  • Ёмкость раздаточной коробки 4,0 л
  • Ёмкость каждого из мостов (переднего, заднего или среднего) 3,3 л
  • Тип рулевого управления червяк и шипы
  • Ножной тормоз колодочный, с гидравлическим приводом и сервомеханизмом вакуумного типа; на все колёса
  • Ручной тормоз ленточный, с механическим приводом, действует на карданный вал заднего моста у раздаточной коробки
  • Подвеска задней тележки продольные, полуэллиптические рессоры
  • Подвеска переднего моста продольные полуэллиптические рессоры
  • Тип колёс дисковые, штампованные (сдвоенные на задних мостах)
  • Размер шин 7,50—20"
  • Аккумуляторная батарея: тип SW5-153, ёмкость 153 а/ч
  • Напряжение 6 в
  • Генератор (марка и тип) для старых моделей «Авто-Лайт», GEW-4806A; для новых моделей «Авто-Лайт», GEG-5002C
  • Коробка отбора мощности: привод от шестерни заднего хода коробки перемены передач, число передач две для наматывания троса и одна для сматывания
  • Лебёдка: привод от коробки отбора мощности, тяга на тросе 4500 кг

См. также

Примечания

  1. Л. М. Кириллов Автомобиль Студебекер. Краткое руководство. — Москва: ГАУ Красной армии, 1945. — С. 3.
  2. Егерс Е.В Автомобили Ленд-Лиза. — Рига: TORNADO publications, 2000. — С. 18-19.
  3. В Хабаровске в 1988 году один Studebaker всё ещё использовался строительно-монтажным управлением

Ссылки

  • «Студэбейкэр» УС-6
  • Символ ленд-лиза. История Студебекера
  • Самый известный американский грузовик, не знавший США. Видеоролик Генконсульства США
  • История восстановления Studebaker US-6 в «Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов»
  • Видеоролик: История восстановления Studebaker US-6 в «Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов». Часть первая.

Studebaker US6.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47