Sud-Ouest SO.1221 Djinn

17-10-2023

S.O. 1221 Djinn
Тип лёгкий вертолёт
Разработчик Sud-Ouest
Производитель Sud-Ouest
Sud Aviation
Первый полёт 2 января 1953 (S.O. 1220)
16 декабря 1953 (S.O. 1221)
Начало эксплуатации 1958
Статус эксплуатируются отдельные
экземпляры
Основные эксплуатанты Армия Франции
Армия Германии
Годы производства 1954-середина 1960х
Единиц произведено 178
 Изображения на Викискладе

Sud-Ouest S.O.1221 Djinn — легкий двухместный вертолет с реактивным (компрессорным) приводом несущего винта. Разработан и производился французским предприятием Sud-Ouest (позже Sud Aviation) с 1954 по середину 1960-х годов. Единственный на настоящее время серийно строившийся реактивный вертолет.

Содержание

Конструкция вертолета

Для привода несущего винта была применена реактивная, а именно компрессорная, схема привода. Силовой установкой вертолета был турбокомпрессор Turbomeca Palouste- сжатый воздух от последнего подавался в лопасти несущего винта и выбрасывался из сопел на законцовках лопастей. Такая схема позволила избежать реактивного момента от несущего винта- что, в свою очередь, исключило необходимость в рулевом винте, трансмиссии несущего ротора и в целом- радикально упростило конструкцию вертолета.

Фюзеляж вертолета был выполнен в виде легкой конструкции с ферменной хвостовой балкой. Силовая установка размещалась непосредственно за кабиной пилотов. На конце хвостовой балки было расположено простое горизонтальное и вертикальное оперение.

Ротор с воздуховодом
Несущий ротор с соплом на законцовке лопасти

Производство и применение

Прототип вертолета совершил первый полет в декабре 1953. Французская армия заказала 22 машины для оценочных испытаний. Три машины были приобретены армией США для тех же целей и обозначались YHO-1. В общей сложности французская армия приобрела 100 вертолетов. Они использовались в целях разведки, связи, наблюдения, и обучения пилотов. Шесть машин было приобретено армией ФРГ.

Всего, к окончанию производства в середине шестидесятых годов, было произведено 178 вертолетов. Некоторые из них были проданы гражданским покупателям и использовались для авиационных химических работ в сельском хозяйстве.

Как и другие вертолеты с реактивным приводом несущего винта, наряду с преимуществами этого типа машин, «Джинн» имел и все присущие им недостатки, главные из которых — высокий расход топлива и относительно малая скорость полета.

Летно-технические характеристики

Экипаж: 2

Длина: 5.30 м

Диаметр несущего винта : 11 м

Вес пустого: 360 кг.

Максимальный взлетный вес : 800 кг.

Силовая установка: 1 турбокомпрессор Turbomeca Palouste IV , мощность 179 kW (240 л.с.)

Максимальная скорость: 130 км/ч.

Продолжительность полета: 2 часа 15 минут.


Ссылки

  • Sud-Ouest SO.1221 "Djinn"
  • SO-1221 Djinn. Энциклопедия «Уголок неба»
  • Фотографии вертолёта на сайте www.airliners.net

Sud-Ouest SO.1221 Djinn.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47