22-08-2023
Броненосный крейсер «Мэн» | ||
---|---|---|
|
||
Броненосный крейсер «Мэн». | ||
Основная информация | ||
Тип | Броненосный крейсер | |
Государство флага | ||
Верфь | Верфь ВМФ, Нью-Йорк | |
Спущен на воду | 18 ноября 1889 г. | |
Введён в эксплуатацию | 17 сентября 1895 г. | |
Современный статус | Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 7180 т | |
Длина | 98,9 м. | |
Ширина | 17,37 м. | |
Осадка | 6,55 — 6,9 м. | |
Бронирование | пояс — 152—305 мм палуба — 51 мм башни главного калибра — 203 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла | |
Мощность | 4500 л. с. | |
Винты | 2 винта | |
Скорость | 16,4 — 17 узлов | |
Экипаж | 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2х2 — 254-мм/30 6х1 — 152-мм/30, 7 — 57-мм, 8 — 37-мм |
|
Торпедно-минное вооружение | 4х1 — 356-мм ТА |
Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) — боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.
15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасённых скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.
Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским[1][2] :
В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошёл вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошёл внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое. |
В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как «Мэн» затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что «Мэн» затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, так как они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов
.Броненосцы ВМС США | ||
---|---|---|
Тип «Мэн» | Мэн | |
Тип «Техас» | Техас | |
Тип «Индиана» | Индиана • Массачусетс • Орегон | |
Тип «Айова» | Айова | |
Тип «Кирсадж» | Кирсадж • Массачусетс | |
Тип «Алабама» | Алабама • Иллинойс • Висконсин | |
Тип «Мэн» | Мэн • Миссури • Огайо | |
Тип «Вирджиния» | Вирджиния • Небраска • Джорджия • Нью-Джерси • Род-Айленд | |
Тип «Коннектикут» | Коннектикут • Луизиана • Вермонт • Канзас • Миннесота • Нию-Гемпшир | |
Тип «Миссиссиппи» | Миссиссиппи • Айдахо |
Броненосные крейсера ВМС США | ||
---|---|---|
Тип «Мэн» | Мэн | |
Тип «Нью-Йорк» | Нью-Йорк | |
Тип «Бруклин» | Бруклин | |
Тип «Пенсильвания» | Пенсильвания · Вест Вирджиния · Калифорния · Колорадо · Мэриленд · Саут Дакота | |
Тип «Сент-Луис» | Сент-Луис · Милуоки · Чарльстон | |
Тип «Теннесси» | Теннесси · Вашингтон · Норт Кэролайн · Монтана |
USS Maine (ACR-1).