USS Maine (ACR-1)

22-08-2023

Броненосный крейсер «Мэн»
Броненосный крейсер «Мэн».
Основная информация
Тип Броненосный крейсер
Государство флага
Верфь Верфь ВМФ, Нью-Йорк
Спущен на воду 18 ноября 1889 г.
Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г.
Современный статус Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны
Параметры
Водоизмещение 7180 т
Длина 98,9 м.
Ширина 17,37 м.
Осадка 6,55 — 6,9 м.
Бронирование пояс — 152—305 мм
палуба — 51 мм

башни главного калибра — 203 мм
барбеты — 305 мм
рубка — 254 мм

Технические данные
Силовая установка 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла
Мощность 4500 л. с.
Винты 2 винта
Скорость 16,4 — 17 узлов
Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев)
Вооружение
Артиллерийское вооружение 2х2 — 254-мм/30
6х1 — 152-мм/30, 7 — 57-мм, 8 — 37-мм
Торпедно-минное вооружение 4х1 — 356-мм ТА

Броненосный крейсер «Мэн» (англ. ACR-1 Maine) — боевой корабль флота США, первый американский броненосный крейсер. Нередко относился специалистами к броненосцам 2-го класса. Проект развития не получил.

Остов «Мэна» после взрыва. 1898 г.

15 февраля 1898 года, вечером, при невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул на рейде Гаваны. При взрыве погибли 261 человек, в том числе 2 офицера и 251 матрос и морской пехотинец (8 человек из числа спасённых скончались вскоре от ран и травм). Его гибель послужила одним из поводов к началу испано-американской войны.

Описание данного события полковником русской военной разведки Я. Г. Жилинским[1][2] :

В конце января 1898 в Гавану прибыл американский крейсер "Мэйн". Посылка крейсера была со стороны правительства США жестом вызывающим и демонстративным. 15 февраля 1898 крейсер погиб от взрыва при неизвестных обстоятельствах. Взрыв произошёл вечером, когда команда была в сборе и люди уже спали. Погибла вся команда, кроме офицеров, которые по счастливой для них случайности были в отсутствии. Американцы, конечно же, немедленно приписали этот взрыв испанской мине. Но моряки-специалисты доказывают, что такой взрыв не мог произойти от мины, а произошёл внутри судна. При взрыве мины должна была образоваться пробоина в подводной части, а на самом деле крейсер был разорван надвое.

В 1910 г. корабль стали поднимать на поверхность. Технология при этом была следующая: так как «Мэн» затонул на небольшой глубине (14 метров), в дно с помощью плавучих паровых молотов было вбито множество 30-метровых свай. Они окружили корабль своеобразным частоколом. Потом промежутки между сваями были заделаны, и началась откачка воды. Когда воду откачали, по характеру повреждений стало ясно, что «Мэн» затонул не от торпеды или мины, а от взрыва внутри корабля. При этом взрыв паровых котлов исключался, так как они остались целыми. Неожиданно все работы в 1911 г. были свернуты, документы, связанные с ними, засекречены. Изуродованную носовую часть корабля разрезали и отправили на переплавку. Операция обошлась американской казне в 750 тыс. долларов[источник не указан 472 дня].

Примечания

  1. Испано-американская война. Отчёт командированного высочайшим повелением к испанским войскам на острове Куба генерального штаба полковника Жилинского. — СПб., 1899.
  2. Е. Е. Юровская. Практикум по новой истории 1870—1914 гг. — М.: Высшая школа, 1979. — С. 259.

Литература

  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860—1910. — Минск: Харвест, 2006. — ISBN 5-17-030194-4
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5
  • 100 великих кораблекрушений. М: «Вече», 2003. — ISBN 5-7838-0548-3


USS Maine (ACR-1).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47