18-10-2023
Амуро-Якутская магистраль | |
Полное название: |
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль |
---|---|
Страна: |
Россия |
Город управления: | |
Состояние: |
действующая |
Подчинение: |
Российские железные дороги (на участке Сковородино — Нерюнгри — Дальневосточная ж. д.) |
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль на Викискладе |
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ) — частично действующая (на участке Сковородино — Томмот), частично строящаяся (на участке Томмот — Якутск) железная дорога на востоке России, связывающая Транссибирскую магистраль (Транссиб) и Байкало-Амурскую магистраль (БАМ) с Якутией.
Ставший опорным для сооружения основного участка БАМа, южный участок АЯМа («Малый БАМ») от Транссиба до Беркакита и Нерюнгри был сооружён к 1979 году. Центральный участок АЯМа от Нерюнгри до Томмота был построен к 2004 году. Строящийся северный участок имеет два ответвления и, помимо построенной в основе к 2011 году одной ветки до Нижнего Бестяха, второй веткой должен, наконец, соединить центральные районы республики и её столицу — город Якутск — с железнодорожной сетью страны.
Пассажирское сообщение на линии в настоящее время осуществляется до станции Томмот, находящейся в одноимённом городке в Южной Якутии, на берегу реки Алдан, примерно в 450 км к югу от запланированной конечной станции в Якутске. В ноябре 2011 года рельсы дошли до Нижнего Бестяха. В церемонии укладки символического «золотого звена» принял участие президент России Д. А. Медведев[1]. По состоянию на сентябрь 2014 г. участок от Томмота до Нижнего Бестяха находится в режиме предварительной эксплуатации с осуществляемым грузовым сообщением, а также проводятся опытные проходы пассажирских вагонов .
АЯМ — крупнейшая железнодорожная стройка России трёх последних десятилетий, если иметь в виду строительство от города Нерюнгри, крупного угольно-промышленного района, далее на север.
Амуро-Якутская магистраль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Если считать километраж от важной и крупной станции на Транссибе — Сковородино, то протяжённость АЯМа до строящейся станции в Нижнем Бестяхе составляет 1239 км, из них: действующий участок Сковородино — Нерюнгри-Пасс. — 439 км, действующий по нормам временной эксплуатации участок Нерюнгри-Пасс. — Томмот — 368 км и строящийся участок Томмот — Нижний Бестях — 432 км.
Собственно ответвление от Транссиба на АЯМ находится у станции Бамовская в западной Амурской области, в 32 км к северо-западу от Сковородино. Отсюда АЯМ идет на север, стыкуется с БАМом около Тынды и продолжается по нему 27 километров перед ответвлением на север в Якутию у станции Бестужево. Линия на этом участке дважды пересекает реку Гилюй. Вскоре после входа в Республику Саха (Якутия), линия проходит через 1300-метровый Нагорный тоннель под Становым хребтом.
В горной Южной Якутии линия пересекает многочисленные дальнейшие реки, включая Иенгру и Чульман. Пересекает угледобывающий район вокруг Беркакита и Нерюнгри. В городе Нерюнгри — «столице Южной Якутии» — есть пассажирский вокзал. Посёлок Беркакит (9 км к югу от Нерюнгри) с конца 70-х гг. XX в. является «железнодорожной столицей» юга Якутии. Здесь находятся все ТЧ, обслуживающие Нерюнгринский узел, а население Беркакита главным образом занято на железной дороге.
К северу от Нерюнгри АЯМ пересекает Алданское нагорье. В городе Алдан находится управление компании «Железные дороги Якутии» вместе с ТЧ этой компании. А конечный пункт действующей железной дороги пока находится в городке Томмот (368 км к северу от Нерюнгри), где на правом (южном) берегу реки Алдан находится пассажирская станция Томмот и грузовой двор.
К северу от этой станции находится самый длинный мост на линии — через реку Алдан. Далее строящаяся дорога, пересекая водораздел, подходит с юга к реке Амга. В посёлке Верхняя Амга на правом берегу Амги находится строящаяся станция Амга и звеносборочная база для поставки рельсов на стройку дальше на север.
Пройдя по построенному 347-метровому мосту через Амгу, далее железная дорога больше не встречает таких крупных водных преград, а рельеф становится более равнинным, дорога вступает в пределы Центральной Якутии. Возле посёлка Кердем на правом берегу Лены, напротив г. Покровска (100 км к югу от Якутска) АЯМ выходит на берег Лены. Отсюда по правому берегу Лены идёт заключительный участок АЯМа до посёлка Нижний Бестях, расположенного напротив Якутска. В Нижнем Бестяхе предполагается создание крупного транспортного узла и городка железнодорожников.
Запланировано (ещё в советское время) начать строительство трёхкилометрового моста через Лену возле посёлка Табага (20 км к югу от Якутска). Таким образом, если этот мост будет построен, линия продолжится на левом берегу Лены к городу Якутску, где предполагается строительство пассажирской станции и грузового терминала в Якутском речном порту.
Ввиду ожидаемых трудностей в постройке моста через Лену, на которой бывают сильные наводнения весной и мощные ледоходы в течение весны и осени, раздавались голоса оставить железную дорогу на правом берегу Лены в Нижнем Бестяхе, а через Лену мост либо вовсе не строить, либо строить более простой автомобильный мост. Время от времени всплывает также идея тоннеля вместо моста.
Железнодорожная станция в Нижнем Бестяхе на правом берегу Лены, когда будет построена, будет играть роль опорного пункта для дальнейшего строительства железной дороги к Магадану, которое планировалось уже довольно давно, ещё в советское время.
Рассматриваемая линия является на всём протяжении однопутной (за исключением участка от Тынды до Бестужево, соединённого с БАМом) и неэлектрифицированной. Обслуживается тепловозами российского и частично американского производства (в ТЧ ЖДЯ).
Строительство и эксплуатация железной дороги в Якутии осложнены большими температурными колебаниями — от −50 °C зимой до +30 °C летом и наличием вечной мерзлоты, что заставляет принимать специальные инженерные меры для закрепления грунтов при строительстве.
На южном участке АЯМа (Бамовская — Тында — Беркакит — Угольная), который ранее было принято называть «Малый БАМ», линия от Транссиба до Тынды (пересечения с БАМом) построена в 1977 году, до Беркакита — к началу 1979 года (пассажирское движение до ст. Нерюнгри открылось в 1984 году)[5].
Построенный к 2004 году центральный участок АЯМа Нерюнгри — Томмот действует пока «в режиме и по нормам временной эксплуатации». Официально линия Беркакит — Томмот — Якутск имеет статус строящейся.
Официальное название строящейся с 1985 года железной дороги центрального и северного участков АЯМа от крупной железнодорожной станции на юге Якутии Беркакит до столицы республики Якутска протяжённостью почти 900 км: железнодорожная линия «Беркакит — Томмот — Якутск».
28 августа 2004 года открыто регулярное движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), 15 ноября 2011 года закончено строительство ветки до станции Нижний Бестях.
Линия проходит по пересечённой местности и в условиях вечной мерзлоты, крупные мостовые переходы — через реки Алдан и Амгу, а также планируемый мостовой переход через Лену[6][7][8][9].
Участок не относится к непосредственному ведению РЖД, эксплуатируется компанией «Железные дороги Якутии», которая была основана властями Якутии и относится к числу «зависимых» от РЖД обществ (на начало 2012 г. доля ОАО «РЖД» в уставном капитале этой компании составляет 50 %).
Остановочный пункт |
Код ЕСР | Код АСУ | Километр[10] | Открытие | На карте | Тр. | Р. В. |
Общие сведения | Ист. |
Беркакит | 91140 | 9610799 | 0 | 1979 | Карта | Посёлок. Основан в 1977 г. | |||
Нерюнгри-Пассажирская | 911501 | 9610855 | 9 | Карта | |||||
Нерюнгри-Грузовая | 911605 | 9605545 | 18 | Карта | |||||
Денисовский | 913507 | 29 | Карта | ||||||
Чульман | 913600 | 40 | Карта | ||||||
Чульбасс | 913704 | 54 | Карта | ||||||
Тенистый | 913808 | 65 | Карта | ||||||
Хатыми | 913812 | 96 | Карта | ||||||
Огоньер | 913831 | 114 | Карта | ||||||
Таежная | 911624 | 158 | Карта | ||||||
Большой Нимныр | 913865 | 218 | Карта | ||||||
Селигдар | 913916 | 263 | Карта | ||||||
Косаревский | 913901 | 279 | Карта | ||||||
Алдан | 914001 | 296 | 1992 | Карта | |||||
Куранах | 914105 | 326 | Карта | ||||||
Томмот | 914209 | 377 | Карта | ||||||
Болотный (разъезд) | 430 | 2007 | Карта | ||||||
Амга (станция) | 482 | Карта | |||||||
Кырбыкан (разъезд) | 533 | Карта | |||||||
Улу (разъезд) | 563 | Карта | |||||||
Кюргелях | 583 | Карта | |||||||
Ханиердах (разъезд) | 662 | Карта | |||||||
Мундуруччу (разъезд) | |||||||||
Олень | 686 | Карта | |||||||
Лютенка (разъезд) | Карта | ||||||||
Кердем | 737 | 2010 | Карта | [11][12] | |||||
Менда (разъезд) | 754 | ||||||||
Рассолода (разъезд) | 772 | Карта | |||||||
Правая Лена | 794 | Карта | |||||||
ответвление на Якутск | 795 | ||||||||
Хаптагай | 796 | Карта | |||||||
Нижний Бестях | 809 | Карта |
В более широком смысле АЯМом следует считать весь железнодорожный путь от реки Амур до столицы Якутии, то есть совокупность следующих отрезков непрерывного пути, построенных в разные годы: «Рейново (станция Рейново находится в посёлке Джалинда, на берегу реки Амур) — Сковородино»; отрезок Транссиба «Сковородино — Бамовская»; ветка «Бамовская — Тында», соединяющая Транссиб с БАМом; ответвление БАМа «Тында — Беркакит», известное под неофициальным названием «Малый БАМ» и, наконец, линия «Беркакит — Томмот — Якутск».
В настоящее время, говоря об АЯМе, обычно имеют в виду железнодорожный путь из Якутии не до реки Амур, а только до Транссибирской магистрали. Продолжение дороги до Амура сейчас практически не имеет значения, однако в будущем положение может измениться, когда будет построен мост через Амур около Джалинды и вступит в строй непрерывный транспортный (смешанный железнодорожно-водный) коридор «Китай — Якутск — р. Лена — Северный морской путь — Европа». Такие планы сейчас уже активно обсуждаются и в России, и в Китае.[13][14] Именно тогда магистраль станет в полном смысле слова Амуро-Якутской.
Железнодорожный АЯМ следует отличать от АЯМа автомобильного.
Предыстория. В конце XIX — начале XX века в России строится Транссибирская магистраль. Примерно в это же время появилась идея прокладки железной дороги от Транссиба по территории Приамурья и Якутии — до города Якутска.
Строительство AЯМа началось в 1930-х, со строительства линии Бамовская — Тында (тогда посёлок Тындинский) как часть запланированного строительства Байкало-Амурской магистрали. В 1940-41 гг. на этой линии велось активное строительство и были уложены рельсы, но в 1942 г. она была разобрана, поскольку Великая Отечественная война отменила строительство БАМа, и рельсы, снятые здесь, были использованы для строительства Волжской рокадной дороги[15].
Строительство магистрали Беркакит — Томмот — Якутск началось в 1985 году по постановлению Совета Министров СССР от 7 марта 1985 года № 216 «О строительстве железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск». По первоначальному плану, дорога должна была прийти в Якутск (включая построенный мост, вокзал и всю инфраструктуру) уже в 1994 году[16].
Этапы строительства железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск:
1985 г., 11 марта — (0 км). Начало строительства трассы от Нерюнгри на Якутск.
1992 г., 19 декабря — (294 км). Укладка «золотого» звена на ст. Алдан.
1993 г. Стройке придан федеральный статус. В этот период было принято множество постановлений правительства РФ о продолжении стройки — «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск» (январь), постановление Верховного Совета РС(Я) «О первоочередных задачах продолжения строительства». Образована Дирекция по строительству этой линии и даже Министерство по делам Амуро-Якутской магистрали РС(Я), утвержден переработанный проект строительства.
1995 г., 2 октября. Для управления и завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали было создано ОАО АК «Железные дороги Якутии». Утвержден проект строительства железной дороги на участке Томмот — Якутск (Нижний Бестях). Но…
1997 г., 16 декабря — (376 км). Укладка «золотого» звена на ст. Томмот. Рельсы здесь встали надёжно и уже надолго.
Стройка, начатая когда-то с энтузиазмом, велась крайне медленно из-за тяжёлой социально-экономической ситуации в стране и смены общественно-политического строя. В общей сложности за всё время строительства активные работы останавливались из-за недофинансирования 20 раз.
1997—2002 г. — Строительство по титулу Томмот — Якутск фактически остановлено. Велось вялотекущее сооружение путевого развития станций, грузовых дворов, локомотивного депо и других объектов. 500-метровый мост через реку Алдан в Томмоте, наиболее крупный на линии помимо моста через Лену, был построен ещё в 1990-х, но ряд лет простоял без использования. Дальнейшая секция длиной приблизительно 60 километров находилась в работе, когда финансовые проблемы в очередной раз остановили проект.
В январе 2002 г. президентом Республики Саха (Якутия) становится Вячеслав Штыров. Он реанимировал проект железной дороги до Якутска. Первое же его совещание после вступления в должность было обращено к проблемам компании «Железные дороги Якутии». Были приняты принципиальные решения, правильность которых показало время:
1. Строительство было отделено от эксплуатации. Создана республиканская Дирекция по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск.
2. Акционерная компания «Железные дороги Якутии» была переведена из г. Якутск в г. Алдан: в непосредственную близость к эксплуатируемому участку Беркакит — Томмот.
3. Правительству РС(Я) поручено сформировать Инвестиционную программу по достройке линии Беркакит — Томмот, имеющую целью доведение технического состояния линии и эксплуатирующей организации до норм лицензионных требований по перевозке грузов и пассажиров.
Результатом последующей работы стало то, что при активной поддержке президента Якутии, в 2003 г. была принята программа достройки линии Беркакит — Томмот до норм временной эксплуатации с пуском пассажирского движения в 2004 году.
28 августа 2004 года был торжественно открыт участок Нерюнгри — Томмот по нормам временной эксплуатации с пуском пассажирского движения. С 1 сентября 2004 г. на этом участке ходит регулярный ежедневный круглогодичный пассажирский поезд № 323/324 Томмот — Нерюнгри-Пасс. — Томмот формирования компании ЖДЯ с прицепными вагонами до Тынды (ежедневно), Благовещенска (через день), Хабаровска (дважды в неделю) и Москвы (пять раз в месяц)[17]. Само собой разумеется, грузовое движение, особенно на участке Нерюнгри — Алдан, было и раньше.
На 2005 год по АЯМу осуществлялось движение:
Достройка линии Беркакит — Томмот и активная работа с Правительством РФ по необходимости продолжения строительства железнодорожной линии до Якутска привели к принятию постановления Правительства РФ № 242 от 15 мая 2004 года "О неотложных мерах по строительству железной дороги «Беркакит — Томмот — Якутск». Стройка от Томмота началась в апреле 2005 г. и в течение этого и следующего годов велась весьма интенсивно. Так, 22 апреля 2006 года был полностью принят в эксплуатацию мост через Алдан, а на примерно 200-километровом участке к северу от Томмота развернулись очень активные земляные работы с использованием большого количества техники и рабочих. Однако в сентябре 2007 года предприятия, ведущие строительство участка железной дороги Томмот — Кердем, резко сократили объёмы работ из-за тяжёлого финансового положения. На 1 августа 2007 года подрядными организациями были выполнены работы стоимостью 4,6 млрд рублей, однако профинансировано было чуть больше 1,1 млрд рублей. Налоговой инспекцией были арестованы расчётные счета ООО «Сахатрансмеханизация» — подрядчика, работавшего на возведении земляного полотна[18]. Подрядчик ОАО «Тындатрансстрой» не имел возможности оплатить проезда рабочих к месту работы и организацию питания на вахте, не было средств на приобретение деталей для укладки верхнего строения пути. В некоторых подрядных организациях задержка заработной платы составляла свыше трёх месяцев. Финансовые проблемы были связаны с тем, что основной инвестор стройки — Правительство Якутии — в 2007 году не выделял средства. На финансирование строительства в 2007 и последующие годы планировалось направить средства от продажи акций АО «Якутуголь» и АО «Эльгауголь», но из-за несогласованности с Росимуществом аукцион удалось назначить только на 5 октября. Из-за задержки финансирования целевая задача — укладка верхнего строения пути до разъезда Карбыкан (533 км трассы) — не была выполнена. Было сдано под укладку 13 км земляного полотна, 7 мостов. В высокой степени готовности находились 72 км полотна и 5 мостов[19].
22 июля 2008 г. вышло постановление Правительства РФ № 553 «О мерах по продолжению строительства ж/д линии Беркакит — Томмот — Якутск». Согласно ему и по согласованию с правительством Республики Саха (Якутия), Министерством транспорта России, Росжелдором и другими инстанциями были объединены два титула — Томмот — Кердем и Кердем — Нижний Бестях. С этого момента появился новый титул Томмот — Нижний Бестях. Сделано это было с целью упрощения и улучшения финансирования и управления строительством. Произошла своего рода перезагрузка строительства. Поэтому понадобилось провести новый тендер для определения подрядчика. Он был проведён в конце октября, победителем стала корпорация «Трансстрой-Восток» (якутское подразделение группы компаний «Трансстрой» — наследника Министерства транспортного строительства СССР[20]), которая и вела строительство с самого его начала в 2005 году[21]. Объединение титулов и «перезагрузка» благотворно сказались на перспективах продолжения строительства. По сути, это означало, что федеральный центр и правительство РС(Я) сумели договориться о том, кто и в каких долях должен финансировать стройку. С этого времени дела на титуле сразу оживились.
Так об этом писала центральная железнодорожная газета РЖД «Гудок»:
На ноябрь 2008 г., рельсы уже уложены на 483 км линии Беркакит — Томмот — Кердем — Якутск. Транспортные строители полным ходом ведут отсыпку земляного полотна на станции Кердем, конечной станции титула Томмот — Кердем, 737 км трассы. Интенсивно ведутся земляные работы с разработкой выемок на 651—670, 691—698, 717—735 километрах железнодорожной линии. Специалистами сдан под укладку участок на 681—615 км. Монтеры пути зашли с укладкой верхнего строения пути за станцию Амга, первую узловую станцию линии Томмот — Кердем, которая находится на 476 км трассы. От ст. Томмот это первые 100 км уложенной и забалластированной рельсошпальной решётки. Параллельно ведутся работы по путевому развитию станции. До 660 км уже полностью готовы искусственные сооружения, такие как мосты и водопропускные трубы. Сдан в эксплуатацию мост через реку Амга на строящейся железнодорожной линии Томмот — Кердем — Правая Лена — Якутск и участка Правая Лена — Нижний Бестях. Мостовой переход длиной 347 метров близ посёлка Верхняя Амга стал вторым по величине искусственным сооружением на участке Томмот — Кердем после сданного в 2006 году моста через реку Алдан (497 метров). На участке Томмот — Кердем уже возвели 14 мостовых переходов, ещё семь — достраиваются. После сдачи моста через Амгу строителям предстоит возвести лишь ещё один сопоставимый по сложности объект — трёхкилометровый мост через Лену. Начало его строительства запланировано на 2012 год. Строительство линии Беркакит — Томмот — Якутск планируется завершить в 2013 году. Принято решение, что после завершения участка Томмот — Кердем, трасса будет продолжена по правому берегу реки Лена до посёлка Нижний Бестях, в котором будет транспортный узел; и ветка до речного порта Якутска через железнодорожно-автомобильный мост, который будет построен не в Кердеме и не в Бестяхе, а в Табагинском створе — возле посёлка Табага (20 км южнее Якутска), где самое узкое место реки Лена. Проектная длина моста — 3000 м.
8 декабря 2008 года в присутствии президента Якутии В. А. Штырова в посёлке Верхняя Амга состоялась церемония сдачи железнодорожного моста через реку Амгу и укладки «Серебряного звена» на 482-м км.
В августе 2009 года работы велись на 575-м километре, возле Улу[22][23]. К этому времени было уложено 100 км пути из 180 км, запланированных на 2009 год[22]. Финансирование на 2009 год было запланировано в размере 9 млрд рублей[22]. На строительстве задействовано 10 подрядных организаций, около 2 тыс. человек, 600 единиц техники[23]. Летом-осенью 2009 года укладка рельсошпальной решётки велась со скоростью 30 и более километров в месяц — достигнуты рекордные показатели укладки за всю историю строительства АЯМа.
«Трансстрой» справился с целевой задачей 2009 года — [2] (ссылка внизу — «Сводный отчет», с. 11-13).
План на 2010 год был таков: уложить рельсы до Кердема (737 км), земляное полотно и мосты подготовить до Рассолоды (772 км), просеку пробить полностью, до Нижнего Бестяха (809 км). Строительство станции Нижний Бестях началось также в 2010 г[26]. Финансирование пускового комплекса на 2010 г. запланировано в размере чуть более 8 млрд руб., из них 6 млрд. — федеральные средства (ФБ) и чуть более 2 млрд. — средства РИК (из вырученных Якутией от продажи угольных активов)[27].
26 апреля путеукладчик пересек административную границу Алданского и Хангаласского районов Якутии (примерно 690 км). Железная дорога вступила на территорию центральной Якутии с преобладающим якутским населением и сельскохозяйственным укладом жизни. По этому случаю был проведён небольшой митинг и перед транспортными строителями была поставлена задача — к осени зайти с укладкой на станцию Кердем, когда-то считавшуюся конечной, и выйти таким образом на берег Лены[28].
Задача в итоге была выполнена. Накануне Дня Республики, 25 сентября, в торжественной обстановке было уложено «серебряное звено» на станции Кердем. Тем самым был завершен первый пусковой комплекс железнодорожной линии Томмот — Якутск[29]. В этот день на станции Кердем состоялись праздничный митинг, концерт коллективов художественной самодеятельности и другие праздничные мероприятия[30][31][32][33]. Теперь перед строителями стоит новая задача — в 2012 году зайти с укладкой на станцию Нижний Бестях, на правом берегу Лены прямо напротив Якутска[34].
На конец 2010 года на строительстве пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях) освоено капитальных вложений на сумму 31.043,77 млн рублей, в том числе 8.281,8 млн рублей — объём освоенных средств за истекший 2010 год. Строители, преодолевая сложные инженерно-геологические условия, ведут строительство железной дороги в условиях центральной Якутии. Отсыпано земляного полотна 25 млн кубических метров. Построено 60 ж/д мостов, из которых 2 больших — 500-метровый мост через Алдан и 347-метровый мост через реку Амга, 263 малых искусственных сооружений. В путь забалластировано 488 тысяч кубометров ПГС. Для выполнения работ по укладке верхнего строения пути на ст. Томмот развернута звеносборочная база, где смонтированы два звеносборочных стенда ЗС-400, общая производительность 800 метров в смену. Для обеспечения темпа укладки развернута также промежуточная звеносборочная база на ст. Амга (ЗС-400 — 1шт). Уложено 126,3 км кабеля ВОЛС[35].
С начала строительства от станции Томмот уложено 370 км железнодорожного пути из 439 км по проекту. До станции Нижний Бестях осталось уложить 69 км пути. Уложено также 39 км станционных путей, 104 комплектов стрелочных переводов. В полном объёме выполнены работы по рубке просеки от ст. Томмот до ст. Нижний Бестях. На участке Кердем — Нижний Бестях отсыпано 95 % земляного полотна. Также отсыпано 95 % станционных путей и площадок под строительство объектов на станции Нижний Бестях. Из 74 мостов по проекту сданы под укладку железнодорожного полотна 62 моста, в работе находятся ещё 10. Из 364 водопропускных металлогофрированных труб построено 287. Исходно-разрешительная документация выполнена в полном объёме на весь объект[36].
В качестве одной из целевых задач в 2011 году для корпорации «Трансстрой-Восток» являлась укладка оставшихся 69 км железнодорожного полотна до ст. Нижний Бестях. Также планировалось развернуть масштабное строительство служебно-технических зданий и сооружений на самой станции Нижний Бестях, с тем, чтобы закончить эти работы уже в 2012 году. В том числе намеревалось продолжить строительство железнодорожного вокзала, начать работы по возведению грузового двора, депо для пассажирских поездов и маневровых локомотивов, пункта экипировки пассажирских поездов, устройство пути для отстоя путевой техники. По оценке генерального директора корпорации «Трансстрой-Восток» Александра Дудникова, общий объём планируемых строительных работ только на станции Нижний Бестях составил порядка 3,5 млрд рублей. Помимо этого, «Трансстрой-Восток» собирался закончить в 2011 году строительство железнодорожных мостов на участке Томмот — Нижний Бестях через реки Тамма и Мыла, закончить укладку главного пути до станции Нижний Бестях до 30 октября, и выполнить укладку станционных путей ст. Нижний Бестях до 25 ноября 2011 года. Кроме того, планировалось до 30 сентября выполнить балластировку главного пути на участке Томмот — Кердем, и до 15 октября закончить строительство служебно-технических зданий на всех разъездах и станциях, кроме ст. Нижний Бестях[36].
8 июля 2011 г. путеукладчик пересёк административную границу между Хангаласским и Мегино-Кангаласским районами Якутии, вступив на территорию последнего[37]. Укладка на этот момент находилась в пятидесяти километрах от железнодорожной станции Нижний Бестях, на 762-м км железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях). Продолжалось строительство станций Нижний Бестях, Кердем, мостов через реки Тамма и Мыла и другие работы на магистрали[38].
15 ноября состоялась церемония укладки «золотого звена» на станции Нижний Бестях[39], в которой принял участие Президент России Дмитрий Медведев[40]. Также присутствовали: полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, президент Якутии Егор Борисов, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, глава «Российских железных дорог» Владимир Якунин, руководители других российских регионов, руководящие и ответственные работники федеральных органов госвласти, директор строительства АЯМа Александр Дудников, а также жители Нижнего Бестяха, Якутска, Алдана и Нерюнгри. Тем самым был завершён важнейший этап строительства — правый берег Лены связан с железными дорогами России. Теперь для полного соединения г. Якутска — крупнейшего города северо-востока России — с железнодорожной сетью страны осталось построить переход через реку Лену — мост либо тоннель[41].
В Якутске праздничные мероприятия сопровождались концертом мастеров искусств и праздничным салютом[42].
Видеозапись выступления здесь:
На строительстве пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях) за год освоено 6 189,923 млн рублей, с начала строительства — 37 233,69 млн рублей. К работам на титуле было привлечено 17 головных подрядных предприятий и 20 субподрядных организаций. Уложено 439 км рельсошпальной решётки от Томмота, построено свыше 60 мостов[43].
На 2012 год были определены следующие приоритетные направления и задачи:
На станции Нижний Бестях в 2012 году выполнены работы по строительству служебно-технических зданий грузового двора, локомотивного и вагонного хозяйства, объединённых эксплуатационных баз подразделений и служб железной дороги, завершается бурение второй артезианской скважины для водоснабжения узла Нижний Бестях. ОАО АК «Якутскэнерго» подано напряжение на ТП-35/10 «Нижний Бестях» по временной схеме. Включено отопление и ведутся отделочные, сантехнические и электромонтажные работы по железнодорожному вокзалу и административно-бытовому комплексу (АБК) локомотивного депо. В ближайшее время планируется включить отопление по АБК грузового двора и дому отдыха локомотивных бригад. Кроме того, ведутся работы по линейным путям на участке Томмот — Амга и Амга — Нижний Бестях[45][46].
Кроме титула Томмот — Нижний Бестях, продолжается работа по доведению железнодорожного участка Беркакит — Томмот до норм постоянной эксплуатации. В 2012 году выполнены работу на сумму 463 млн рублей, введено 4 объекта[47].
На конец 2012 года, на стратегической стройке в целом освоено порядка 41,2 млрд руб., из них в текущем году — 3,9 млрд руб[47].
Целевая задача года — организовать и обеспечить безусловный ввод в эксплуатацию участка Томмот — Нижний Бестях в 2013 году[45]. Кроме того, в очередной раз продекларировано, что в 2013 году в Якутии должно быть начато проектирование и строительство мостового перехода через реку Лена[47].
Март 2013 — завершились работы на строительстве моста через р. Тамма в районе посёлка Хаптагай. Мостовой переход длиной 470 метров на 791 километре железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск[48].
Было объявлено о завершении работ в 3-ем квартале 2013 года[49]. Также было объявлено об отказе от идеи совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Лену, первоочередной задачей становится строительство автомобильного моста[50].
4 августа 2013 года был торжественно открыт железнодорожный вокзал на станции Нижний Бестях[51].
14 марта железнодорожную станцию в Нижнем Бестяхе в рамках рабочего визита посетил заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, а также Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов. Было заявлено о планах достичь в 2014 году объёма грузоперевозок в 1 млн тонн[52].
30 августа введён во временную (только для грузовых поездов) эксплуатацию последний участок длиной более 400 километров «Томмот — Якутск (Нижний Бестях)». Также президент Якутии Егор Борисов сообщил журналистам, что пассажирское движение от Нижнего Бестяха планируется открыть в 2016 году[53][54].
Первоначальная смета расходов на строительство АЯМа, составленная ещё до начала строительства пускового комплекса Томмот — Кердем (в 2004 или 2005 г.), была такой:[55]
После «перезагрузки» и нового тендера в октябре 2008 г. появился новый контракт. Он заключён правительствами РФ и Якутии с ведущим подрядчиком — ЗАО Инжиниринговой корпорацией «Трансстрой» на ведение работ на новом титуле Томмот — Нижний Бестях длиной 437 км на сумму в 34,5 млрд руб.[56] Из них доля Якутии составляет 14,8 млрд руб.,[57] остальное — средства федерального центра и РЖД.
В конце 2008 г. ФГУ «Главгосэскпертиза России» дало положительное заключение на проект строительства совмещённого автомобильно-железнодорожного моста через Лену в районе посёлков Табага и Хаптагай (в т. н. «Табагинском створе»). Этот мост длиной около 3 км станет вторым железнодорожным мостом через Лену (первый в г. Усть-Кут Иркутской области) и самым сложным и дорогим объектом АЯМа. Вместе с завершающим участком железной дороги длиной около 50 км на левом берегу Лены мост обеспечит Якутск железнодорожным сообщением с югом Якутии и остальной Россией, прекратив «островное» положение местных жителей. Кроме того, по мосту будет открыто круглогодичное автомобильное движение между Якутском и федеральной дорогой М56 «Лена».
В настоящее время не существует ни одного моста через Лену в Республике Саха. Якутск связан с внешним миром только паромной переправой летом, или зимником зимой, и воздушными сообщениями. В течение весны и осени перемещающийся лед на реке делает переправу невозможной.
Начало строительство моста откладывалось несколько раз и не произошло до сих пор. Ожидается, что строительство моста займет 5—6 лет. Обсуждается также строительство тоннеля под рекой Лена, вместо моста[58]. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы, причем в таких сложных климатических и геокриологических условиях, как в центральной Якутии, и строительство и дальнейшая эксплуатация таких масштабных сооружений будут связаны с непредсказуемыми последствиями, ещё не до конца просчитанными даже специалистами, ибо аналогов таких сооружений в таких условиях в мире пока нет. Решение «за» или «против» моста (либо тоннеля) зависит от множества вопросов относительно стоимости проекта и технических вызовов.
В то же время, в Нижний Бестях (правый берег Лены) железная дорога пришла уже в ноябре 2011 г., и не позже 2013 г. планируется ввод всего участка Томмот — Нижний Бестях в постоянную эксплуатацию по IV категории с организацией пассажирского движения[59].
Строительство участка АЯМа Томмот — Якутск и моста через Лену включено или так или иначе увязано со следующими федеральными и региональными программами: Транспортная стратегия России до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года, ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года, Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия) до 2025 года, Государственная целевая программа развития транспортного комплекса республики на период до 2015 года[60].
Ожидаемый экономический эффект строительства дороги:
По примерным оценкам, строительство железной дороги в местах, где доставка товаров осуществляется только северным завозом с ограниченными сроками навигации, снижает стоимость доставки груза примерно в 20 раз, а если учесть и косвенные затраты — примерно в 200 раз; достройка железной дороги будет способствовать интенсификации освоения месторождений полезных ископаемых, а зона хозяйственного освоения составит около 600 000 км²[62].
Завершение строительства, ввод в строй железнодорожной магистрали Беркакит — Томмот — Якутск, в сочетании с опережающим развитием транспортной инфраструктуры в целом, обеспечит мультипликативный эффект программ освоения и развития Востока страны, позволит ускорить освоение месторождений, поступление средств в бюджеты всех уровней от реализации конечного продукта этих проектов и, самое главное, обеспечит повышение качества жизни населения. В результате реализации транспортной стратегии к 2025 году будет завершено создание всесезонной единой опорной транспортной сети без разрывов и «узких мест»; 22 района республики (из 35), занимающих 48 % территории, где проживает свыше 90 % населения, будут иметь надёжную транспортную связь с центром республики и близлежащими районами; 96 % выпускаемых товаров и услуг будет находиться в зоне круглогодичного транспортного обеспечения[63].
Учитывая перспективу завершения строительства, уже составляются планы продления железнодорожной магистрали Нижний Бестях — Мома — Магадан. Строительство магаданской магистрали включено в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года».[64]
Стыковой станцией с сетью ОАО «РЖД» является Нерюнгри-грузовая. В 2007 году на станции было два приемо-сдаточных пути. Фактически станция состоит из двух небольших: Нерюнгри-грузовая сети РЖД и Нерюнгри-грузовая ЖДЯ. К станции Нерюнгри-грузовая РЖД примыкают подъездные пути ОАО «Якутуголь» — одного из крупных клиентов Дальневосточной магистрали.[65]
Крупные проекты строительства железных дорог в России | ||
---|---|---|
Проект разрабатывается | Баренцкомур (Баренцево море — Коми — Урал) · Северо-Сибирская железнодорожная магистраль · Ленско-Камчатская магистраль · Тоннель через Берингов пролив | |
Проект в стадии рассмотрения в заинтересованных ведомствах |
Мост через Керченский пролив · Белкомур (Белое море — Коми — Урал) · Тоннель (мост) через пролив Невельского | |
Проект реализуется | Амуро-Якутская железнодорожная магистраль · Северный широтный ход · Курагино — Кызыл | |
Реализованные проекты | Обская — Бованенково — Карская · Улак — Эльга · Борзя — Газимурский завод | |
Приостановленные и отменённые проекты |
Великий Северный железнодорожный путь · Сахалинский тоннель · Полуночное — Обская-2 | |
Проекты высокоскоростного сообщения | ||
Проект разрабатывается | ВСМ-2 (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург) · ВСМ-3 (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Адлер) | |
Проект отменён | ВСЖМ-1 (Москва — Санкт-Петербург) |
АЯМ.