01-07-2023
На 25 мая 2013 года по неофициальным данным в различных лётных происшествиях было потеряно 407 самолётов типа Ан-2. В катастрофах погибло по меньшей мере 385 человек[1].
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
16.06.1951 | Х986 | Магаданская область, 45 км юго-западнее аэр. Омсукчан | 0/8 | Ошибка экипажа. |
27.06.1958 | Л5643 | Магаданская область, 140 км северо-восточнее Сеймчана | 2/4 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
27.10.1958 | 3472 | Карельская АССР, | 3/н.д. | Подробности авиапроисшествия неизвестны. |
24.11.1958 | Л05676 | Чукотский национальный округ, Анадырь | 0/2 | Набор высоты, ошибка экипажа. |
05.07.1960 | 98282 | Якутская АССР, 145 км от а/п Алдан | 3/4 | Заход на посадку, экипаж выполнял полёт для аэрофизической съёмки местности. При заходе на площадку на высоте 50 м самолёт столкнулся со склоном сопки и загорелся, ошибка экипажа. |
24.07.1963 | 43833 | а/п Караганда | 1/1 | Взлёт, незаконное вмешательство в деятельность авиации. |
03.01.1964 | 23740 | Якутская АССР, близ а/п Батагай | 2/2 | Заход на посадку, ошибка экипажа. |
05.09.1965 | 23740 | Карельская АССР, близ а/п Лоухи | 1/н.д. | Подробности авиапроисшествия неизвестны. |
21.02.1966 | 79943 | Чукотский национальный округ, 6 км от аэропорта Баранихи | 0/2 | Заход на посадку, ошибка экипажа. |
27.07.1966 | 35474 | Магаданская область, 80 км от а/п Гижига | 0/4 | Выполнение авиаработ, отказ техники. |
26.11.1967 | 09210 | Ставропольский край, близ Пятигорска | н.д./н.д. | Ошибка служб УВД. |
12.02.1968 | 28946 | Казахская ССР, Восточно-Казахстанская область | 4/14 | Ошибка экипажа, столкновение со склоном горы. |
22.09.1968 | 91743 | Магаданская область, 61 км от Сеймчана | 5/7 | Снижение, ошибка экипажа. |
20.04.1970 | 06333 | Краснодарский край, близ Псебая | 14?/14? | Разбился в горном районе при заходе на посадку в тумане. Все находившиеся на борту пассажиры (около 12 человек) и оба пилота погибли, причины неизвестны. |
26.07.1970 | н.д. | Литовская ССР, близ Шауляя | 3/3 | Горизонтальный (крейсерский) полёт, ошибка экипажа. |
11.10.1971 | 47678 | Якутская АССР, 19 км от Тюбеляха | 6/7 | Горизонтальный (крейсерский) полёт, ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД. |
11.04.1972 | 44937 | Якутская АССР, площадка Юкагир | 1/2 | Набор высоты, ошибка экипажа. |
04.09.1973 | н.д. | РСФСР, Калининская область, город Кашин | 15/15 | При подлёте к городу Кашину, самолёт попал в густой туман. На высоте примерно 80 метров левым крылом зацепил и оборвал одну из четырех железных растяжек, с помощью которых крепится телевизионная мачта. Высота мачты — 105 метров. От сильного удара крыло отломилось, самолёт оказался неуправляемым, стал кувыркаться в воздухе и вскоре упал в огороде, примерно в 15 метрах от жилого дома. От удара о землю у самолёта взорвались топливные баки, начался пожар. Все кто находился на борту самолёта погибли. Это были студенты из города Калинин. Студенты летели в посёлок Кесова Гора на сельскохозяйственные работы. |
24.05.1974 | н.д. | Казахская ССР, Кокчетавская область, г. Синюха, близ н/п Боровое | 14/14 | Снижение, причины неизвестны, ошибка служб УВД. |
27.07.1974 | 35029 | Рязанская область, Пителино | 3/3 | Полёт по кругу, отказ техники. |
01.11.1974 | 70766 | Тюменская область, ХМАО, близ Сургута | 38/н.д. | Во время захода на посадку столкнулся с вертолётом Ми-8Т набиравшим высоту после взлёта в Сургуте, ошибка служб УВД. |
04.12.1974 | 49342 | Иркутская область, близ Иркутска | 13/13 | Вскоре после взлёта столкнулся в воздухе с самолётом Ан-12Б и разбился, ошибка служб УВД. |
18.09.1975 | 98302 | Красноярский край, 72 км северо-западнее Туруханска | 3/3 | Горизонтальный (крейсерский) полёт, ошибка экипажа. |
26.09.1976 | 79868 | Новосибирская область, Новосибирск, ул. Степная, д.43/1 | 4+1/1 | Самовольный взлет. Самолет протаранил жилой дом, в котором жила ушедшая от пилота жена. От разлива топлива возник пожар. |
07.05.1977 | 15925 | Свердловская область, 18 км южнее Тавды | н.д./н.д. | Горизонтальный (крейсерский) полёт, два самолёта Ан-2 (СССР-44992 и СССР-15925), выполнявшие регулярные рейсы из Тавды и Тюмени столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу при погоде ниже минимума. Ошибка экипажа, погодные условия. |
07.05.1977 | 44992 | Свердловская область, 18 км южнее Тавды | н.д./н.д. | Горизонтальный (крейсерский) полёт, два самолёта Ан-2 (СССР-44992 и СССР-15925) столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу во время группового перелета при погоде ниже минимума. Ошибка экипажа, погодные условия. |
01.02.1978 | 40570 | Ярославская область, близ с. Красное | н.д./н.д. | Столкновение в воздухе. Борт СССР-40563 ударил лыжами по хвостовому оперению СССР-40570. В результате столкновения хвостовое оперение СССР-40570 разрушилось и с активно нарастающим креном Ан-2 упал. СССР-40563 повредил лыжи, приземлился, пострадавших нет.
СССР-40570 — все, находящиеся на борту, погибли. |
25.03.1979 | 44902 | Коми АССР, пос. Харьяга | 4/4 | Набор высоты, отказ техники. |
27.10.1979 | 32322 | а/п Ленск | 3/12 | Экипаж выполнял взлёт днём в ПМУ. В момент отрыва пассажиры с кресел 10 и 12 самовольно переместились в хвостовую часть. Это привело к превышению предельно задней центровки до 37,4 % САХ. Самолёт увеличил угол тангажа и перешёл в резкое кабрирование. Полное отклонение штурвала от себя не дало результатов. Дальнейшее увеличение угла атаки привело к уменьшению скорости и выпуску предкрылков. Самолёт вышел на закритические углы атаки. На скорости 60-65 км/ч КВС убрал газ и устранил крен. С вертикальной скоростью 6-8 м/с самолёт столкнулся с ВПП. Как было установлено, пассажиры покинули свои места, чтобы закрыть внезапно открывшуюся в момент взлета дверь в хвостовой отсек. Погибли второй пилот и 2 пассажира. Остальные получили травмы. |
28.04.1981 | 92864 | Якутская АССР, близ н.п. Лазо | 12/12 | Снижение, ошибка экипажа. |
13.06.1981 | 07712 | Латвийская ССР, Салдус | 2/2 | Набор высоты, отказ техники. |
26.11.1981 | 01808 | Коми АССР, близ н/п Усть-Кулом | 15/15 | Набор высоты, ошибка экипажа, ошибка служб УВД. |
14.06.1984 | 01378 | Челябинская область, близ Порт-Артура | 4/4 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
04.07.1984 | 07356 | Казахская ССР, Карагандинская область, в районе соленого озера Каракоин | 2/6 | Ошибка экипажа, незаконное вмешательство в деятельность авиации. |
05.07.1984 | 02878 | Казахская ССР, Кустанайская область | 3/3 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
14.07.1984 | 40827 | Краснодарский край | 2/3 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
27.07.1984 | 82909 | Украинская ССР, Херсонская область, Лазурное | 0/2+ неизвестно кол-во пассажиров | Посадка или пробег, ошибка экипажа. |
23.01.1985 | н.д | Республика Бурятия, Баунтовский район, Муя | 3/3 | Отказ техники. |
21.05.1985 | 04326 | а/п Тадебяяха | 0/2 | Взлёт, ошибка экипажа. |
29.05.1985 | 70218 | Ленинградская область, 2 км от а/п Ржевка | 4/5 | Взлёт, отказ техники. |
01.06.1985 | 70771 | близ Талды-Кургана | 3/3 | ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД |
10.06.1985 | 32028 | Ставропольский край | 2/2 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
20.06.1985 | 91783 | а/п Мома (Хону) | 0/3 | Экипаж выполнял рейс по заявке совхоза «Момский» с пассажиром и грузом на борту. Из-за халатного отношения к служебным обязанностям работников службы организации перевозок в самолёте был размещен груз массой 1 619 кг, что привело к превышению допустимой взлётной массы на 210 кг и смещению центровки. В сводной загрузочной ведомости значились два пассажира и 1 300 кг груза, что соответствовало расчётной загрузке. При взлёте самолёт перешёл на кабрирование, потерял скорость, упал на землю и разрушился. |
04.07.1985 | 55710 | а/п Байкит | 0/3 | Взлёт, ошибка экипажа. |
22.05.1986 | 68054 | а/п Новозыбков | 0/2 | ошибка экипажа |
11.08.1986 | 40902 | Хабаровский край, Аяно-Майский район, горный массив Кондёр, близ н/п Курунг | 2/3 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
06.01.1987 | 16075 | Казахская ССР, близ Джезказгана | 2/2 | При полёте над мало заселённой территорией в условиях плохой видимости экипаж заблудился. Снизились на минимальную высоту для визуального обнаружения ориентиров(столбов эл.передачи) и врезались в сопку. |
09.06.1988 | 70121 | Тюменская область, 15 км от а/п Тобольска | 2/2 | Горизонтальный (крейсерский) полёт, ошибка экипажа. |
12.06.1988 | 32267 | Украинская ССР, Ровенская область, близ пос. Александрия | 0/13 | Ошибка экипажа, отказ техники, погодные условия. |
26.08.1988 | 01788 | Якутская АССР, р. Лена, близ н.п. Кыстатыам | 1/2 | Ошибка экипажа. |
21.09.1988 | 70848 | Хабаровский край, 120 км от а/п Нелькан | 2/2 | Снижение, ошибка экипажа, погодные условия. |
01.05.1989 | 70225 | Горьковская область, Сеченово | 5/5 | При выполнении агитационного полёта врезался в деревья |
30.01.1990 | н.д. | Сахалинская область, Оха | 3/13 | Самолёт Южно-Сахалинского аэроклуба ДОСААФ разбился сразу после взлёта с парашютистами на борту. На высоте около 50 м самолёт перешёл в снижение с левым креном и столкнулся с землёй. Погибли трое парашютистов (в том числе двое несовершеннолетних). Остальные находившиеся на борту получили различные травмы. |
01.02.1990 | 07207 | Архангельская область, Вождорма | 4/4 | Заход на посадку, ошибка экипажа, погодные условия. |
24.03.1990 | 40679 | Иркутская область, близ Киренска | 0/2 | Отказ техники. |
11.06.1990 | 33042 | Волгоградская область, н.п Клетско-Почтовский, Серафимовичский р-н | 2/2 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
26.06.1990 | 19730 | Кировская область, близ н.п. Шурма | 3/3 | Ошибка экипажа. |
01.08.1990 | 40413 | Читинская область, Усугли | 0/3 | Взлёт, ошибка экипажа. |
06.09.1990 | 40433 | Алтайский край, Горно-Алтайский АО, Близ Джазатора | 3/н.д. | Ошибка экипажа, погодные условия. |
15.07.1991 | 01494 | Тюменская область, ХМАО, близ Урая | 1/9 | Набор высоты, отказ техники. |
04.05.1995 | н.д. | республика Башкортостан, Сибай | 3/7 | Взлёт, причины неизвестны. |
16.06.1995 | RA-07743 | Хабаровский край, им. Полины Осипенко район, 22 км от пос. Херпучи | 13/14 | Ошибка экипажа. |
15.10.1995 | RA-01495 | Тюменская область, ЯНАО, г. Константинов Камень | 2/13 | Причины неизвестны. |
05.12.1995 | RA-17725 | Архангельская область, близ Верхней Тоймы | 0/14 | Через 3 минуты после взлёта самолёт перешёл в снижение. Экипаж совершил вынужденную посадку в 3 км от аэродрома, при которой самолёт разрушился. 11 человек получили ранения. Самолёт был перегружен коммерческим грузом. |
17.06.1997 | RA-84700 | Тульская область, Близ Тулы | 4/7 | Отказ техники. |
08.07.1998 | RA-02823 | Якутия, близ а/п Маган | 1/10 | Отказ техники. |
23.04.2001 | RA-01122 | а/п Кобяй | 0/13 | Взлёт, ошибка экипажа. |
02.06.2001 | RA-????? | Волгоградский аэроклуб РОСТО (Волгоградская область) | 3 | Нарушение правил пилотирования. |
14.09.2002 | RA-????? | Красноярский авиаклуб (Манский район) | 13/14 | Отказ техники на взлёте. Погиб пилот и 12 парашютистов, один парашютист выжил. |
13.01.2005 | RA-62597 | Красноярский край, Эвенкийский АО, близ Туры | 9/9 | Заход на посадку, ошибка экипажа. |
18.11.2005 | RA-02252 | Якутия, 31 км от Сангара | 0/12 | Ошибка экипажа, погодные условия. |
24.06.2007 | RA-81505 | Якутия, пос. площадка Уэль-Сиктях-1, 276 км от а/п Жиганск (с азимутом 40 град.) | 0/3 | Взлёт, ошибка экипажа. |
07.06.2008 | RA-68068 | Ставропольский край, Близ н/п Безопасное, Труновский р-н | 2/2 | Выполнение авиаработ, ошибка экипажа. |
27.06.2008 | RA-01132 | Московская область, Серпуховской район, близ Пущино | 5/5 | Выполнение авиаработ, отказ техники, ошибка при техническом обслуживании. |
28.06.2008 | RF-00403 | Краснодарский край, 6 км северо-восточнее ст. Дмитриевская (Кавказский район, 166 км северо-восточнее г. Краснодар) | 0/1 | Самолёт, принадлежавший фирме из г. Армавир и совершавший испытательный облёт после ремонта двигателя, упал в поле и сгорел. Лётчик получил травмы средней степени тяжести. По предварительным данным, произошло падение оборотов двигателя в полёте. |
29.08.2008 | RA-68126 | Красноярский край, 50 км от пос. Осиновый Мыс, Богучанский р-н | 0/4 | Выполнение авиаработ, отказ техники. |
06.11.2008 | RA-40280 | Архангельская область, НАО, 20 км от пос. Верхняя Пеша | 0/5 | Причины неизвестны. |
30.04.2009 | RF-00842 | Якутия, близ села Ой (Немюгюнцы) | 3/3 | Заход на посадку в сложных метеоусловиях, ошибка экипажа. В результате обледенения самолёт стал неуправляем, но экипажу удалось отвести его в сторону от села. Задев опору ЛЭП, самолёт разбился. Выполнялся перегон с Москвы после капремонта. |
13.06.2009 | RF-00428 | Краснодарский край, 20 км юго-восточнее г. Приморск-Ахтарска | 0/1 | Выполнение авиаработ, ведётся расследование. |
24.06.2010 | UP-A0161 | Кокшетау | 2/3 | При взлёте зацепил деревья, упал и загорелся.[2] |
05.07.2010 | ? | Тузла | 12/14 | При взлёте разбился в конце ВПП и загорелся. |
03.08.2010 | частный UR-17915 | Кукушкино | 0/2 | При аварийной посадке на грязную дорогу подломились шасси.[3] |
01.10.2010 | Бурятия | 0/12 | Совершил аварийную посадку в 75 км на северо-востоке от с. Багдарин, Баунтовский р-он, р. Бурятия когда облетал грозовую тучу. | |
24.10.2010 | CX-CAP | Санта Исабель | 0/10 | Разбился сразу после взлёта, упал в 400 м от ВПП. |
30.03.2011 | UR-54873 | Диброва | 0/2 | При посадке перевернулся и загорелся. |
24.06.2011 | RA-40420 | Амурская область | 0/13 | Совершил аварийную посадку на берег реки. |
07.2011 | Красноярский край, район реки Вивы, Эвенкия | неизв. | Обнаружен брошенным со сломанными стойками шасси и поврежденным винтом.[4] | |
22.08.2011 | — | Тоджинский район, Тува | 1/4 | Самолет не был допущен к полётам, вылет не санкционирован. Вез за деньги рыбаков на рыбалку на удалённое озеро. После взлёта перестал набирать высоту и скорость, зацепил деревья, перевернулся и упал. Погибли первый пилот, четверо раненых. |
28.08.2011 | RA-01105 | Славянский район, Краснодарский край | 1/2 | Использование некачественного топлива[5], полёт не был санкционирован, выполнялся без заявки и уведомления органов обслуживания воздушного движения[6]. |
03.09.2011 | — | село Костюковка Винницкой области | 1/1 | При взлёте после дозаправки зацепился шасси за верхушку дерева, врезался в землю и взорвался. 60-летний пилот погиб на месте. |
09.10.2011 | RA-81514 | Лабинский район, Краснодарский край | 0/1 | Упал и сгорел зацепившись за провода. Выполнял сельхозработы[7]. |
23.04.2012 | UR-81515 | Ямпольский район, Сумская область | 0/2 | Перевернулся при взлёте, упал и загорелся двигатель. Пожар потушен экипажем до прибытия пожарных. Жертв нет.[8] |
11.06.2012 | RA-40312 | Серов, Свердловская область | 13/13 | Самолёт с одним пилотом и 12 пассажирами вылетел без разрешения в неизвестном направлении и пропал. Масштабные поиски ничего не дали. В мае 2013 года обломки самолёта были случайно обнаружены местными охотниками в труднодоступном болоте в 8 км от места взлёта.[9][10][11][12]. |
07.02.2013 | UR-54853 | Чудновский район, Житомирская область | 0/1 | Предварительная причина — при прохождении тумана пилот потерял ориентацию и допустил столкновение самолета с землей. Жертв нет.[13] |
02.03.2013 | RF-01024 | Возле деревни Кстово, Рыбинский район, Ярославская область | 0/12 | Самолет местного аэроклуба с парашютистами взлетел с рыбинского аэродрома. Из-за неисправности в двигателе, с неработающим двигателем совершил аварийную посадку в лесополосе. С сотрясением мозга госпитализирован один человек. У самолета повреждены крылья и винт.[14][15] |
07.03.2013 | RA-17823 | возле Нефтекамска, Башкортостан | 0/3 | Совершил аварийную посадку из-за плохих погодных условий. Погибших и пострадавших нет[16]. |
23.03.2013 | RA-02203 | станица Восточная, Усть-Лабинский район, Краснодарский край | 1/1 | Взлетел с поля в районе станицы Восточная в Краснодарском крае, пролетел 40 секунд и упал в водоем «Батохинские пруды». По предварительным данным, самолёт должен был выполнить химическую обработку полей. Самолёт сильно повреждён.[17]. |
15.05.2013 | RA-31403 | Чернолесское, Новоселицкий район, Ставропольский край | 1/1 | Bыполнял сельхозработы, начал терять высоту и разбился[18]. |
24.05.2013 | EX-02015 | Аксыйский район, Джалал-Абадская область | 3/3 | Проводил химическую обработку полей от саранчи, и разбился[19]. |
28.06.2013 | RF-00408 | Хабаровский край, в районе п. Некрасовка | 0/9 | Аварийная посадка. Совершал рейс г. Хабаровск – п. Самарга Приморского края.[20] |
28.06.2013 | UP-A0190 | Кызылординская область, в районе п. Теренозек | 1/2 | Проводил авиахимические работы.[21] |
15.07.2013 | UP-A0126 | Кызылординская область, в Шиелийском районе | 0/0 | Проводил авиахимические работы.[22] |
21.07.2013 | UR-ART | Автономная Республика Крым, в Красноперекопском районе | 0/2 | Проводил сельско-хозяйственные работы.[23] |
28.07.2013 | ФЛА-3618К | Ростовская область, азродром города Шахты | 0/1 | В городе Шахты Ростовской области на аэродроме совершил жесткую посадку самолет Ан-2, проводящий сельхозработы. Воздушное судно повреждено (без возгорания), пострадавших нет. Разрушений на земле нет.[24] |
10.08.2013 | D-FWJC | земля Бранденбург | 0/13 | Самолет приземлился в поле, около 600 м после взлетно-посадочной полосы и перевернулся. Воздушное судно повреждено (без возгорания), пострадали 13 человек, жертв нет. Разрушений на земле нет.[25] |
29 сентября 1964 года была осуществлена попытка угона пассажирского самолета Ан-2 в Молдавии. Двое преступников приказали лететь в Турцию. Пилоты решили заблудить внимание захватчиков и через некоторое время имитировав отказ двигателя, предприняли попытку посадить самолет в поле, вблизи Кишинева. Похитители обнаружив обман, напали на пилотов, тяжело их ранив. Из последних сил пилоты попытались произвести посадку, но с небольшой высоты, самолёт все таки рухнул и потерпел крушение. Пилоты (КВС Анатолий Шевелев и 2-й пилот Владимир Байдецкий) с тяжелыми ранениями были госпитализированы. Террористы скрылись. Вскоре одного из них арестовали в Бендерах, а второй при задержании в Кишиневе был застрелен, убив перед этим двух работников милиции (погибли начальник горотдела милиции Кишинева Андрей Михайлович Баженов и постовой старшина милиции Лев Спектор).
Авиационные происшествия с Ан-2.