Авиационный электропривод

12-05-2023

Авиационный электропривод

Содержание

Назначение

На современных летательных аппаратах имеется большое количество разнообразных исполнительных механизмов и агрегатов. В качестве источников механической энергии применяются гидравлические, пневматические и электрические приводы. Наиболее универсальным из них считается электрический, благодаря высокой надёжности, простоте в эксплуатации и возможности автоматизации. По виду преобразования энергии различают электродвигательный привод и электромагнитный.

Электродвигательный привод широко применяется во всех видах оборудования Л.А. (взлётно-посадочная механизация, топливные и гидравлические насосы, агрегаты запуска и управления авиадвигателей, агрегаты в системе управления полётом, различные створки, панели и заслонки, вентиляторы и нагнетатели, и многое другое). Электромагнитный привод применяется при малых усилиях и небольших перемещениях - гидравлические, пневматические и топливные краны, замки, а также в коммутирующих устройствах бортовой сети - контакторах и реле.

Электродвигательный привод

В таком приводе наиболее широко применяют электродвигатели постоянного тока с напряжением питания 27 вольт. Применяются двигатели как с возбуждением от постоянных магнитов, так и обмотками независимого, параллельного, последовательного или смешанного возбуждения. Мощность применяемых электродвигателей может быть от единиц ватта до нескольких киловатт.

Двигатели переменного тока используются в топливных насосах, в приводе гироскопов и различных автоматических системах, в приборном оборудовании Л.А. Наибольшее распространение получили трёхфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором и и двухфазные индукционные двигатели с полым ротором.

Для преобразования вращательного движения применяют различные винтовые передачи, понижающие редукторы, муфты. Все авиационные электродвигатели характеризуются большими частотами вращения (до десятков тысяч об/мин), с целью снижения массы.

Электромагнитный привод

Обычно применяют электромагниты с поступательным, реже вращательным движением. В простейшем случае, при подаче питания якорь (и шток) притягивается к сердечнику, а при отключении - возвращается пружиной в исходное положение. Применяются и более сложные агрегаты, к примеру, двухходовые краны. Достоинством электромагнитного привода является простота конструкции, малый вес и габариты, большая скорость срабатывания.

Особенности авиационного электропривода

Ответственные электроприводные агрегаты могут иметь по два мотора, работающие на общую нагрузку через суммирующую дифференциальную передачу. Каждый из моторов подключается к редуктору электромагнитной муфтой. Для предотвращения поломки редуктора при достижении механического упора электромоторы соединяются с редуктором через саморегулирующиеся фрикционные муфты. Перемещение вала или штока электромеханизма ограничивается концевыми выключателями или датчиками обратной связи.

Для управления электроприводными агрегатами часто применяют различные коммутаторы, регуляторы тока, преобразователи электроэнергии. Многие электроприводные агрегаты являются исполнительными агрегатами различных автоматических систем.


Стоп-кран в самолёте

Несмотря на юмор вопроса, стоп-краны в самолётах имеются. Конечно, они не предназначены для экстренного торможения, как в поезде, и выполняют несколько иные функции.

Стоп-краном в кабине воздушного судна называют рычаг останова (выключения) авиадвигателя.

При выполнении программы запуска авиадвигателя первоначально стоп-кран ставится в положении "открыт" и нажимается кнопка "запуск". При этом запускается программа и двигатель в течение некоторого времении самостоятельно выходит на режим малого газа. Дальнейшее управление режимами работы авиадвигателя в полёте и на земле пилот выполняет перемещением рычага управления двигателя, сокращённо РУД, от режима малого газа до взлётных режимов работы включительно. Перед выключением двигателя РУД также переводится в режим малого газа, а затем рычаг стоп-крана переводится в положение "стоп". При этом, либо посредством механической проводки, либо электрокраном (заслонкой с электроприводом) перекрывается топливный трубопровод, прекращается подача топлива в камеру сгорания и двигатель останавливается.

Следует отметить, что если в разговорной речи авиаторов термин стоп-кран применяется часто, то в официальной эксплуатационной документации на воздушное судно этот термин применяется реже (применяется сокращение "РОД" - рычаг останова двигателя). Также следует отметить, что рукоятки (рычаги) стоп-кранов обычно стоят на больших самолётах с несколькими двигателями.

На истребителях и некоторых других самолётах останов двигателя выполняется переводом РУД из положения "малый газ" в положение "стоп" - отдельного рычага останова в кабине нет. Такая система при несомненных достоинствах имеет существенный недостаток - пилот машинально или по причине усталости, например, при снижении с эшелона, может перевести РУД не в положение малого газа, а чуточку дальше, и тогда авиадвигатель в полёте остановится. Такие случаи в авиации не редкость, и далеко не все они заканчиваются благополучно.

Также для выключения авиадвигателей применяются кнопки или тумблеры.

Литература


Авиационный электропривод.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47