07-08-2023
Автомобильная промышленность Китая имеет немногим более чем полувековую историю. С начала 90-х годов она развивается очень высокими темпами. С ноября 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире[1][2]. В 2009 году Китай произвёл 13,79 млн автомобилей, из которых 8 млн легковые автомобили. 44,3 % из произведённых автомобилей составляют местные бренды (BYD, Lifan, Chang’an, Geely, Chery, Hafei, Jianghuai, Great Wall, Roewe и др.), остальные производятся на совместных предприятиях с зарубежными автопроизводителями, такими как Volkswagen, Mitsubishi, General Motors, Hyundai, Nissan, Honda, Toyota и т. д. Подавляющая часть автомобилей, произведённых в Китае, продаётся на внутреннем рынке. Так в 2009 году на экспорт ушло только 369,6 тыс. автомобилей.
Годовой объём производства автомобилей в КНР впервые превысил один миллион в 1992 году. К 2000 году Китай производил более двух миллионов автомобилей. После вступления в 2001 году Китая в ВТО развитие автомобильного рынка ещё более ускорилось. В период между 2002 и 2007 годами рост национального авторынока Китайской Народной Республики составлял в среднем 21 % или 1 млн машин в годовом исчислении. В 2004 году производство автомобилей превысило 5 млн, а уже в 2009 году Китай произвёл 13 759 тыс. транспортных средств, обойдя Японию и став крупнейшим автомобильным производителем мира[3]. В 2010 году, как продажи, так и производство превысили 18 миллионов единиц. Производство выросло на 32,4 % по сравнению с 2009 годом и достигло 18,26 млн автомобилей, включая 11,6 млн легковых автомобилей, что позволило сохранить и упрочить первое место в мире (в том числе и по продажам легковых автомобилей), не только очень значительно опередив лидеров (США и Японию), сменявших друг друга в прошлые десятилетия, но также опередив и все страны Евросоюза вместе взятые. Предполагалось, что в 2011 году автопром Китая вырастет ещё на 10-15 % и впервые в мировой истории автопроизводства для какой-либо страны сможет превысить планку производства в 20 млн автомобилей[4]. Однако, реальный объем производства автомобилей по данным Китайской ассоциации автомобильных производителей (CAAM) вырос в 2011 году лишь на 0,84 % составив 18,42 млн. Пассажирских автомобилей произведено 14,89 млн (+4,23 % к уровню 2010 года), а коммерческих — 3,93 млн (-9,93 %).[5] Объем продаж на автомобильном рынке Китая составил 18,51 млн, что лишь на 2,45 % превышает уровень 2010 года. Это связано с прекращением действия государственных программ стимулирования авторынка (повышение до 10 % налога с продаж на малолитражные автомобили, сворачивание программы трейд-ин для крестьян и введение жесткого количественного ограничения роста автопарка в наиболее перегруженных мегаполисах Шанхае и Пекине). Продажи легковых автомобилей в 2011 году возросли на 5,19 % до 14,47 млн, а коммерческих автомобилей на 6,31 % до 4,03 млн.[6] Тем не менее, даже при кардинальном замедлении темпов роста производства и продаж в 2011 году Китай сохранил за собой лидирующие позиции как крупнейшего мирового автопроизводителя, так и крупнейшего автомобильного рынка в мире, снова значительно опередив по данным показателям США (8,61 млн и 12,9 млн, соответственно).
Количество зарегистрированных транспортных средств в Китае достигло 62 млн в 2009 году, и, как ожидается, превысит 200 миллионов к 2020 году[7]. К 2011 году по данным Министерства общественной безопасности Китая национальный парк автотранспортных средств превысил 100 млн, опередив Японию (73,6 млн на конец 2010 года) и став вторым в мире после США.
Содержание |
КНР обогнала Японию и стала вторым в мире автомобильном рынком в 2006 году. В 2009 году Китай обошёл Соединённые Штаты, став самым крупным в мире автомобильном рынком[8][9]. Этот рост подстегивает спрос на автозапчасти, услуги и послегарантийный уход. Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. Основными китайскими компаниями являются FAW, SAIC и Dongfeng.
Китай имел в общей сложности 6 322 автомобильных предприятия к концу ноября 2006 года[10]. Валовая продукция автомобильной промышленности КНР за первые три квартала 2006 года составила 143 млрд долларов . С 2002 года 50 % всех транспортных средств в Китае были приобретены физическими лицами . По мере роста доходов увеличение высоких ежегодных темпов роста частной собственности, как ожидается, ускорится.
Китай призывает к разработке экологически чистых и экономичных автомобилей, чтобы поддерживать дальнейший рост автомобильной промышленности страны (см. Расход топлива автомобилей). К концу 2007 года КНР планирует сократить средний расход топлива на 100 км для всех типов транспортных средств на 10 %. Доля автомобилей на альтернативном топливе будет увеличена, чтобы помочь оптимизировать потребление энергии в стране. Приоритет будет отдаваться разработке электрических и гибридных автомобилей, а также альтернативному топливу для транспортных средств, особенно КПГ/СПГ. Крупные города, как Пекин и Шанхай, уже требуют соответствия стандарту Евро-3. В 2009 году Пекин уже стал первым городом, который ввёл Евро-4.
Год | Продукция (млн.) |
---|---|
1992 | 1.0 |
1999 | 1.2 |
2000 | 2.07 |
2001 | 2.33 |
2002 | 3.25 |
2003 | 4.44 |
2004 | 5.07 |
2005 | 5.71 |
2006 | 7.28 |
2007 | 8.88 |
2008 | 9.35 |
2009 | 13.79 |
2010 | 18.06 |
2011 | 18.42 |
|
|
Автомобильная промышленность | |
---|---|
По странам | Австралия · Аргентина · Бангладеш · Белоруссия · Бразилия · Великобритания · Германия · Египт · Индия · Иран · Испания · КНДР · Канада · Кения · Китай · Малайзия · Марокко · Мексика · Новая Зеландия · Пакистан · Республика Корея · Россия(СССР) · Румыния · США · Таиланд · Турция · Украина · Франция · ЮАР · Япония |
Данные | Список продаж автомобилей по моделям · Список стран по количеству автомобилей на 1000 человек · Список стран по производству автотранспортных средств |
История | История автомобиля |
Производители | Список производителей автомобилей |
Организации | Ассоциация европейских производителей автомобилей |
Разное | Автомобилизация · Автомобиль века · Автомобильный дизайн · Компоновка легкового автомобиля · Развитие формы кузова легкового автомобиля |
Автомобильная промышленность Китая.