15-10-2023
Большой противолодочный корабль «Адмирал Захаров» | |
---|---|
БПК «Адмирал Захаров», 7 марта 1989 года |
|
Служба | |
СССР → Россия |
|
Класс и тип судна |
Большой противолодочный корабль пр. 1155 |
Организация | Тихоокеанский флот ВМФ России |
Изготовитель | ССЗ «Янтарь», Калининград |
Строительство начато | 16 октября 1981 года |
Спущен на воду | 4 ноября 1982 года |
Введён в эксплуатацию | 30 декабря 1983 года |
Выведен из состава флота | 2002 год |
Статус | Утилизирован |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
6840 т (стандартное) 7480 т (полное) |
Длина | габаритная 163,0 м |
Ширина | габаритная 19,0 м |
Осадка | 7,87 м (по обтекателю ГАК) |
Двигатели | ГТУ |
Мощность |
2 × 12 500 л. с. 2 × 20 000 л.с. |
Скорость хода |
29,5 узлов (полная) 14,0 узлов (экономичная) |
Дальность плавания |
5000 миль (на 14 узлах), 2400 миль (полным ходом) |
Экипаж | 293 человека |
Вооружение | |
Артиллерия |
2 × 1 АК-100, 4 × АК-630М |
Ракетное вооружение | 8 × 8 ПУ ЗРК «Кинжал» |
Противолодочное вооружение | 2 × 4 ПУ ПЛРК «Раструб» |
Минно-торпедное вооружение |
2 × 4 × 533-мм ТА, 2 × 12 РБУ-6000 |
Авиационная группа | 2 вертолёта Ка-27 |
«Адмирал Захаров» — большой противолодочный корабль проекта 1155, четвёртый корабль такого типа. Назван в честь адмирала Михаила Николаевича Захарова (1912—1978).
11 июня 1979 года БПК «Адмирал Захаров» был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, и 16 октября 1981 года, под заводским номером 112, заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде[1].
4 ноября 1982 года БПК «Адмирал Захаров» был торжественно спущен на воду, и 30 декабря 1983 года вступил в строй (главный строитель, ответственный сдатчик корабля Аширов Салим Халимович).
18 января 1984 года БПК был включён в состав Тихоокеанского флота. Военно-морской флаг поднят 25 марта 1984 года.
Первый командир корабля — капитан 2-го ранга Скляров Николай Петрович (старший помощник — капитан 3 ранга Пискунов А. В., заместитель по политчасти — капитан 3-го ранга Малыш Н. В.).
В 1985 году БПК «Адмирал Захаров» лучший корабль Балтийского флота в составе Балтийской эскадры разнородных сил (командир — капитан 2-го ранга Онофрийчук Виктор Владимирович).
В 1987 году совершил переход на Тихоокеанский флот.
В 1987 году, с 21 октября по 25 октября — визит в Луанда (Ангола), затем с 6 ноября по 11 ноября в Мапуту (Мозамбик), с 17 ноября по 23 ноября в Викторию (Сейшельские острова), а с 29 ноября по 3 декабря, БПК «Адмирал Захаров» совершил дружественный визит в Бомбей (Индия).
12 — 16 мая 1988 года в составе отряда кораблей под флагом командующего Тихоокеанским флотом адмирала Г. А. Хватова, БПК «Адмирал Захаров» (в отряде были ещё ТАВКР «Новороссийск» и ЭМ «Боевой»), в соответствии с планом по военно-техническому сотрудничеству и обмена визитами между кораблями ВМФ СССР и КНДР, посетил с официальным визитом Вонсан[4].
В зиму с 1988 на 1989 год, БПК «Адмирал Захаров» выполнил задачи боевой службы в Персидском заливе. В феврале 1989 года БПК «Адмирал Захаров», вместе с плавбазой «Иван Колышкин», тральщиками «Контр-адмирал Першин», «Харьковский комсомолец» и «Вице-адмирал Жуков», выполнял задачи по охране мирного судоходства СССР в зоне Персидского залива. Прибыв в конце 1988 года в залив, уже к 23 февраля БПК «Адмирал Захаров» провёл 6 конвоев в составе 15 судов (где отличился командир штурманской боевой части — капитан-лейтенант Александр Марченко)[5]. За всё время, пока БПК «Адмирал Захаров» находился в составе 8-й оперативной эскадры (осень 1988 года — зима 1989 года), он провёл 21 судно в 8 конвоях (по другим данным 53 судна в 23 конвоях)[5]. Командовал БПК на этот момент капитан 2-го ранга А. В. Пискунов.
С августа 1990 года по февраль 1991 года, БПК «Адмирал Захаров» выполнил задачи боевой службы в районе Южно-Китайского моря, с временным базированием на Камрань (СРВ). Во время этой боевой службы силами экипажа на крыше ходового мостика были установлены две пулемётные установки типа 2М-7 с 14,5-мм пулемётами КПВ.
17 февраля 1992 года[6][7] в 11 часов 42 минуты (по местному времени), на переходе во Владивосток (в Уссурийском заливе, в 7,4 километрах от мыса Сысоев)[8], в кормовом машинном отделении БПК «Адмирал Захаров» произошёл взрыв газотурбинной установки[9], вызвавший объёмный пожар (из-за превышения предельных оборотов турбины винта (ТВ) форсажного двигателя произошло её разрушение, осколки разлетелись по всему кормовому машинному отделению, один из них пробил топливную цистерну (находившуюся под двигателем) и днище корабля, забортная вода, поступая в цистерну выдавила топливо в кормовое машинное отделение). В результате пожара один член экипажа погиб, пятеро были госпитализированы с различными травмами и ожогами. Борьба с огнём продолжалась 30 часов[10].
Ремонт БПК «Адмирал Захаров», у которого практически полностью выгорело кормовое машинное отделение, был признан нецелесообразным, и корабль списали в резерв 2-й категории. 29 сентября 1994 года БПК «Адмирал Захаров» во Владивостоке был введён в док для заваривания забортных отверстий, в связи с предстоящей передачей в отдел реализации военного имущества для утилизации.
Разобран на металл на Чажминском судоремзаводе в начале 2000-х годов[11].
БПК «Адмирал Захаров», 1986 год.
БПК «Адмирал Захаров», 1989 год.
БПК «Адмирал Захаров», 1990 год.
БПК «Адмирал Захаров», 1991 год, бухта Камрань.
Пожар на БПК «Адмирал Захаров», 17.02.1992 года.
Адмирал Захаров (большой противолодочный корабль).