18-10-2023
Адо́нис (др.-греч. Ἄδωνις) — в древнегреческой мифологии[1] — по наиболее популярной версии — сын Кинира от его собственной дочери Смирны[2]; либо сын Кинира и Метармы; либо (по Гесиоду) — Феникса и Алфесибеи[3]; либо (по Паниасиду) Фианта и его дочери Смирны[4].
Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса[5]. Был пастухом и охотником на зайцев[6]. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником[7].
Ему посвящен город Библ[8]. Отец Берои[9]. Согласно Харету из Митилены, детьми Афродиты и Адониса были Гистапс и Зариадр[10].
Содержание |
Афродита оплакивает его, убитого в юности на охоте вепрем[11], который ударил его клыком в бедро[12] на Идалийской горе[13]. По версии, в вепря превратился Арес (любовник Афродиты); либо Адонису отомстила отвергнутая им Персефона[14]; либо это произошло вследствие гнева Артемиды.
Афродита прятала его труп в латуке[15]. По воле Афродиты он вернулся из подземного царства[16], превращен в цветок анемон[17]; либо из крови Адониса возникли розы, а из слёз Афродиты анемон[18].
Существует рассказ о том, что Афродита передала младенца Адониса на воспитание Персефоне, которая не пожелала потом с ним расстаться[19]. Афродита и Персефона судились из-за Адониса, и Каллиопа рассудила, что они должны владеть им по половине года[20].
У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его[21].
Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли «садами Адониса»[22].
Орфики отождествляли его с Дионисом[23].
Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.
Действующее лицо трагедии Дионисия Сиракузского «Адонис». Судьба Адониса — одна из любимых тем античной поэзии: его воспевала Сапфо[24], у Феокрита (песнь в честь Адониса), Биона, Овидия (любовь Венеры и Адониса в «Метаморфозах»); в новой поэзии встречается у Шекспира (поэма «Венера и Адонис»); у Пушкина («прелестный баловень Киприды… мой Адонис» и «К Юрьеву»); у Майкова («Альбом Антиноя») и других.
Адониев стих в античной поэзии возник, как считается, в гимнах на смерть Адониса.
В Государственном Эрмитаже хранится скульптура «Гибель Адониса».
Адонис.