27-09-2023
Азарий Азарин | |
Имя при рождении: |
Азарий Михайлович Мессерер |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Вильно, Российская империя |
Дата смерти: |
30 сентября 1937 (40 лет) |
Место смерти: |
Москва, Российская федерация |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
(1918—1937) |
Аза́рий Миха́йлович Аза́рин (настоящая фамилия Мессере́р; 29 сентября, 1897 — 30 сентября, 1937) — советский актёр, художественный руководитель театра им. Ермоловой[1].
Из воспоминаний Софьи Гиацинтовой:
«… Я просто актриса, частая парнёрша Азарина… Я видела близко его глаза, выражение его лица, близко-близко слышала его голос, и я знаю его актёрскую душу. Мы вместе смело и радостно устремлялись в атмосферу шекспировского безудержного смеха, когда играли «Двенадцатую ночь», в атмосферу, где всё звенит и искрится от радости жизни… Чем он удивлял? В чём была его прелесть? Вернее обаяние? В радости и лёгкости его творений… Азарин был честным, предным искусству, своей профессии, настоящим другом, помощником во всём, что было созидательным… Я видела его грустно-изумлённые глаза, когда закрыли театр, которому он был бесконечно предан… Сколько ролей он мог бы ещё сыграть, он никогда бы не постарел! Такие люди на сцене всегда остаются молодыми. А причина этому — короткое слово — талант».
Азарий Мессерер родился в 29 сентября, 1897 года в Вильно в семье зубного врача Михаила Борисовича Мессерера[2] и Симы Моисеевны Шабад[3], в которой было ещё 9 детей (Пнина, Моисей, Маттаний, Рахиль, Асаф, Элишева, Суламифь, Эмануил, Аминадав)[2]. Среди его братьев и сестёр в дальнейшем прославились Рахиль Мессерер — звезда немого кино, Суламифь — прима-балерина ГАБТа и Асаф — премьер Большого театра и педагог классического балета. Когда сестра Рахиль вышла замуж на Михаила Плисецкого, семью стали называть Плисецкие — Мессерер.
Содержание |
На сцену Азарий вышел в возрасте одиннадцати лет в спектакле «Недоросль» Фонвизина. Окончив гимназию, Азарий впервые задумался о театре. Но весной 1917 года он вступил в Красную Гвардию, получив ранение, он вернулся домой, в конце 1918 года.[4]
Из воспоминаний Азария Азарина:
«…Театральная жизнь моя началась в конце 1918 года, в студии Вахтангова[5], куда я был принят по конкурсному испытанию».
На первом туре Азарий так убедительно имитировал армянский акцент, читая басню «Ворона и Лисица», сделав из неё комичный номер, что Вахтангова предупредили: «Это бесспорно очень одарённый юноша, но у него армянский акцент». Но потом услышали — у Азария прекрасная дикция. Так он стал учеником Вахтангова.
В дальнейшем был актёром 2-й студии МХТ, которая дала Художественному театру его блистательное «второе поколение».
Из воспоминаний Азария Азарина:
«…Я счастлив, что под руководством К. С. Станиславского мне довелось работать в пьесах театра. „Синяя птица“ (Кот), „Ревизор“ (Бобчинский), „Горе от ума“ (Загорецкий). Станиславский научил любить мастерство актёра, любить действие, научил любить законы речи, работать над постановкой голоса, научил профессиональному отношению к Театру».
Осенью 1925 года Азарин перешёл работать во МХАТ 2-й. Работа с М. А. Чеховым принесла ему огромную пользу и обогатила его.
В 1928 году Чехов уехал в Германию, где работал в театре Макса Рейнхардта, потом переехал в Париж, а затем, в 1939 году — в США, создал там свою актёрскую школу[6], которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро и Клинт Иствуд.[7]
Чехов писал Азарину:
«…Дорогой мой! Чем меньше я имею настоящего искусства, тем больше я люблю и жду его… Выходить на сцену — это всё равно, что идти к невесте — надо быть самим собой, иначе в отношения с невестой вкрадётся ложь…»
Михаил Чехов характеризовал личность Азария Азарина так: «Мудрость от таланта». После премьеры спектакля по пьесе А. В. Луначарского и А. И. Дейча «Нашествие Наполеона» друзья обратились к Азарину так: «Ваше величество, Наполеон Михайлович Буон-Азарт!»
Из воспоминаний Юрия Завадского:
«… После встречи с Азариным легче жилось, дышалось, думалось. Хотелось самому сочинять, придумывать и заражать людей горячим ощущением прелести жизни. Его уже нет с нами, и в то же время он совсем, совсем близок сегодня каждому, кто хоть однажды с ним встречался».
Он стал верным учеником Чехова... Все известные голливудские актёры впоследствии считали, что Чехов научил их „искусству овладения ролью“. Только Аза́рин в течение нескольких лет играл с Чеховым на одной сцене и репетировал с ним в квартире на Арбатской площади, в круглой гостиной [12] |
Московский театр имени М. Н. Ермоловой
Азарин, Азарий Михайлович.