Акимов, Георгий Владимирович

22-08-2023

Георгий Владимирович Акимов
250px
Акимов Георгий Владимирович, 1937 год
Дата рождения:

10 (23) апреля 1901(1901-04-23)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

23 января 1953(1953-01-23) (51 год)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

 Российская империя  СССР

Научная сфера:

металлургия, физикохимия

Место работы:

ЦАГИ, ВИАМ, ИФХАН

Известен как:

создатель теории структурной коррозии и теории многоэлектродных систем.

Награды и премии


Орден Трудового Красного Знамени (1949)

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Премия им. Д. И. Менделеева АН СССР

Георгий Владимирович Акимов (англ. Akimov G. V., 10 (23) апреля 1901, Москва — 23 января 1953, Москва) — советский учёный, основатель советской научной школы коррозионистов[1].

Акимов работал в области металловедения, один из основателей теории коррозии металлов. Член Американского общества металлов (США), Фарадеевского общества (Великобритания)[2]. Дважды лауреат Сталинской премии (1946, 1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1943). Лауреат Премии АН СССР им. Д. И. Менделеева (1952). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Под руководством Акимова была создана первая в СССР лаборатория по изучению коррозионной стойкости авиационных сплавов. Работы Акимова в области пассивности ознаменовались открытием явления перепассивации. Акимов — учёный, физико-химик[3], общественный деятель и организатор науки, ч.-к. АН СССР (1939), зав. отделом ИФХАН, Лауреат Сталинской премии в области науки — за исследования в области коррозии металлов, результаты которых обобщены в научном труде «Теория и методы исследования коррозии металлов» (1945). Имя Акимова присвоено лаборатории коррозии металлов и сплавов Института физической химии АН СССР.

Содержание

Биография

В 1918 году окончил гимназию. В 1918-м поступил в Московский университет на физико-математический факультет.

В 1919 году прервал учебу и вступил в ряды Красной Армии. В 1919 году назначен помощником командира роты, а затем — комиссаром. В 1921-м году откомандирован из Красной Армии, продолжает образование и поступает на химический факультет МВТУ.

В 1926-м году окончил МВТУ.

В период с 1926-го по 1932-е годы работал в ЦАГИ под руководством И.И. Сидорина научным сотрудником, затем начальником секции металлов отдела испытаний авиационных материалов.

В 1932-м году назначен начальником Отдела общего ВИАМ в составе семи лабораторий. Одновременно, начальник металлографической лаборатории и лаборатории физики металлов (последней до 1953-го года). В 1934-м году создал в ВИАМ группу для создания броневой защиты самолетов, в которой работали С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров.

С 1940-го по 1949-е годы заведовал лабораторией коррозии металлов и сплавов Института физической химии АН СССР ИФХАН, сегодня Институт физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина.

С 1941-го по 1946-е годы руководил группой по металловедению и дефектоскопии отдела трения и износа ИМАШ АН СССР.

В 1947-м году становится председателем организованной им же Комиссии по борьбе с коррозией металлов при Отделении химических наук АН СССР.

С 1949-го по 1953-е годы директор ИФХАН.

Направления научной деятельности

Физико-химия металлов

После выхода в свет в 1940 году монографии «Теория и методы исследования коррозии металлов» и учебника «Основы учения о коррозии и защите металлов» началась целая серия работ в области теоретических и экспериментальных исследований коррозии металлов. С этими работами связано создание сети коррозионных станций в представительных климатических зонах страны — Дальние Зеленцы, Звенигород, Владивосток, Батуми. Теория структурной коррозии и теория многоэлектродных систем, созданные Г. В. Акимовым, нашли широкое признание в СССР и за рубежом. Его работы в области пассивности ознаменовались открытием явления перепассивации. Акимов автор более 250 научных трудов по проблемам коррозии металлов.

Интересные факты и научно-технические достижения

Сочинения

  • Монография «Металлы и сплавы в химическом аппаратостроении» (1928)
  • «Новые методы защиты легких алюминиевых сплавов от коррозии» (1929)
  • «Электрохимическая защита легких алюминиевых сплавов при помощи цинка» (1929)
  • Монография «Теория и методы исследования коррозии металлов», М.— Л., (1945)
  • «Основы учения о коррозии и защите металлов», М.: «Металлургиздат» (1946)

Педагогическая деятельность

Научно-организационная деятельность

Общественно-политическая деятельность

Библиография

  • Н. М. Скляров «Путь длиною в 70 лет — от древесины до суперматериалов», М:, МИСиС, ВИАМ (2002)
  • «История авиационного материаловедения. ВИАМ — 80 лет. Годы и люди», под общей ред. Е. Н. Каблова, М.; ВИАМ (2012)

Литература

  • «История авиационного материаловедения: VIАМ--75 лет поиска, творчества, открытий», под общей ред. Е. Н. Каблова, М., «Наука» (2007), ISBN 5020957976

См. также

Примечания

  1. Лит.: Розенфелд И. Л., Г. В. Акимов — основоположник учения о структурной коррозии металлов, в кн.: Проблемы коррозии и защиты металлов, М ., 1956.
  2. Энциклопедия А В И А Ц И Я / Главный ред. Г. П. Свищёв. — М.: Научное Изд-во «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского, 1994. — С. 45 ISBN 5-85270-086-Х
  3. "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ"  (рус.). Архивировано из первоисточника 24 сентября 2012. Проверено 28 июня 2012.
  4. Холоднокатаная аустенитная нержавеющая сталь нашла применение при создании первых самолетов в СССР.
  5. Г. В. Акимов возглавил бригаду по производству первых в СССР стальных полуфабрикатов из этой стали на заводе в г. Днепропетровске.
  6. Совместно с И. И. Сидориным
  7. Провел работы по замене дефицитного ферромолибдена в стали.
  8. (Сталь 30ХГСА) повысила прочностные характеристики на 30 %.
  9. На основе созданной Г. В. Акимовым теории структурной коррозии.
  10. Привело к созданию коррозионностойкой стали ЭИ533.
  11. В годы Великой Отечественной войны
  12. В 1945-м году совместно с К. С. Акимовой.
  13. машиностроения.
  14. После окончания Великой Отечественной войны.
  15. Совместно с Р. С. Амбарцумяном.

Ссылки

  • Акимов Георгий Владимирович на сайте ФГУП «ВИАМ»

Акимов, Георгий Владимирович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47