23-10-2023
Аксолотль-чан (англ. axolotl tank; axlotl tank) — вымышленная технология во вселенной Дюны, придуманной Фрэнком Гербертом. Данная технология упоминается и в романе Герберта «Направление — пустота», но не описывается в деталях. Для термина было использовано название аксолотля — личинки тигровой амбистомы, обитающей в Мексике и известной своими регенеративными способностями.
Чаны изготавливаются мужской частью Бене Тлейлаксу и служат матками для выращивания гхол[1]. Первоначально монополия на технологию принадлежит им. В последующих книгах, аксолотль-чаны были реконструированы для производства спайса[2]. Хотя технологию держат в тайне, со временем открывается, что чаны — всего лишь женщины в состоянии мозговой смерти, наиболее полезной частью которых является утроба.
Содержание |
Чаны мельком упоминаются в Мессии Дюны как источник гхолы Дункана Айдахо[1][3]. Их природа и принцип действия держатся Тлейлаксу в тайне.
В Еретиках Дюны, Леди Жанет из Бене Гессерит говорит своему сыну Майлзу Тегу: «Никто, кроме них самих, никогда не говорил, что видел тлейлаксанку». Задаваясь вопросом, как же размножаются Тлейлаксу, традиционным вынашиванием плода или чанами, Майлз спрашивает: «Они существуют или все тлейлаксанцы попросту из чанов?» Жанет подтверждает, что женщины существуют. Позже дочь Тега, Преподобная Мать Дарви Одраде, предполагает, что аксолотль-чаны на самом деле могут быть «суррогатными матерями», в которых каким-то образом превратили женщин Тлейлаксу. Вскоре, гхола Дункана Айдахо вспоминает свои неоднократные рождения из чанов:
Аксолотль-чаны! Он припомнил, как раз за разом появлялся из них: яркие огни и мягкие механические руки. Эти руки крутили его и несфокусированным зрением новорожденного он видел огромную гору женской плоти — чудовищную в своей почти неподвижной массивности... Лабиринты тёмных трубок, опутывающие, приковывающие её тело к гигантским металлическим контейнерам. |
В Капитуле Дюны последний выживший Мастер Тлейлаксу Скитейл вынужден открыть Бене Гессерит способ создания чанов.[4]
В трилогии Прелюдия к Дюне, написанной Брайаном Гербертом и Кевином Андерсоном, тлейлаксанцы захватывают планету Икс при поддержке Падишаха-Императора Элруда Коррино IX. Тлейлаксанцы пытаются создать искусственный меланж (в рамках проекта «Амаль» — арабского слова, означающего «надежда»), используя технологию аксолотль-чанов. Наилучшие результаты достигаются при использовании сестёр Бене Гессерит в качестве чанов. Тем не менее, эта попытка в итоге терпит неудачу.[5]
Вселенная Дюны | |
---|---|
«Хроники Дюны» Фрэнка Герберта |
|
Книги Б. Герберта и К. Андерсона |
цикл Легенды Дюны (Дюна: Батлерианский Джихад • Дюна: Крестовый поход машин • Дюна: Битва за Коррин) • цикл Прелюдия к Дюне (Дюна: Дом Атрейдесов • Дюна: Дом Харконненов • Дюна: Дом Коррино) • цикл Герои Дюны (Пол с Дюны • Ветры Дюны) • Дюна 7 (Охотники Дюны • Песчаные черви Дюны) |
Термины | |
Технологии |
Атомик • Аксолотль-чан • Гхола • Хайлайнер • Эффект Хольцмана • Не-корабль • Дистикомб • Прана-Бинду • Т-зонд • НИАБ-танк |
Персонажи |
Пол Атрейдес (Муад’Диб) • Лето Атрейдес • Леди Джессика • Чани • Лето Атрейдес II • Алия Атрейдес • Владимир Харконнен • Фейд-Раута Харконнен • Дункан Айдахо • Льет-Кайнз • Стилгар • Омниус • Сиона Атрейдес • Монео Атрейдес • Луцилла • Тараза • Дарви Одраде • Майлз Тег • Шиана • Суфир Хават • Иблис Гинджо • Джеан Батлер |
Дома | |
Организации | |
Планеты |
Арракис • Кайтайн • Каладан • Гьеди Прайм • Салуса Секундус • Икс • Ришеза • Валлах IX • Тлейлаксу |
Экранизации | |
Игры |
Аксолотль-чан.