Аль-Ваххаб

20-09-2023

Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб
(араб. محمد بن عبد الوهاب‎‎)
Род дея-
тельности:
Теолог, проповедник, основоположник ваххабизма
Рождение: 1703(1703) / 1115 г.х.
Смерть: 1792 / 1206 г.х., Эд-Диръия
Родители: Абдул-Ваххаб ибн Сулейман
Школа, течение: суннит, ханбалитский мазхаб, основоположник ваххабитской идеологии
Труды, сочинения: «Китаб ат-Таухид», «Китаб кашф аш-шубухат», «Китаб усуль аль-иман», «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» и др.

Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими (1703 — 22 июня 1792) (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي‎‎) — известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммедом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия»)[1].

Содержание

Биография[2]

Ранние годы жизни

Точная дата рождения Мухаммеда ат-Тамими неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде, в городе Аяйне. Известно, что его отец был улемом из племени бану Тамим (отсюда и ат-Тамими) и уже с раннего детства Мухамммед начинает изучение исламского богословия, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу[3]. В 12 лет он женится и отправляется в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину. Именно за время своего путешествия ат-Тамими и познакомится с трудами таких богословов как ибн Ханбаль и ибн Таймийа, взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии ибн Ваххаба и ваххабитского движения в целом[4].

В Медине он обучается у Абдаллаха ибн Ибрагим ибн Сайфа, который по словам самого ибн Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов[5].

После обучения в Медине, ибн Абд аль-Ваххаб перебирается в Басру, где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начинает свою «проповедь» об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества и пишет свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Но идеи теолога не встречают понимания у жителей оазиса и, после изгнания, он будет вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе, пока не доберётся до Хураймалы, куда позднее переедет и его отец.

В 1740 году Абд аль-Ваххаб умирает и Мухаммед ат-Тамими вынужден снова бежать. Ибн Бишр пишет: «В Хураймале жили абды, принадлежавшие одному из подразделений.. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»[5]. В том же году он возвращается обратно в Аяйну.

Весьма противоречивы даты путешествий Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба за пределы Аравийского полуострова, которые основаны на Д. Марголиус, который, без должной критики, в своей работе «Ваххабизм» изложит рукопись неизвестного автора «Блеск метеора», хотя если сопоставить даже даты, то никак ат-Тамими не мог быть в Аяйне в 1740 году[5].

После возвращения в Аяйну, Мухаммед ат-Тамими находит общий язык с местным эмиром ибн Муаммиром и склоняет последнего на свою сторону. Начинается уничтожение местных святилищ и разрушается мавзолей местного святого, вводится побитие камнями за прелюбодеяние, которое и становится последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого будет оазис[6]. Не решившись расправиться с ибн Ваххабом, ибн Муаммир высылает его и тот бежит в оазис Эд-Диръия[5].

Встреча с Мухаммедом ибн Саудом. Эд-Диръийский эмират

Переселение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммедом ибн Саудом станут ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.

Мухаммед ибн Сауд ибн Мухаммед аль Мукран (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن‎‎) (дата рождения неизвестна) происходил из племения азана и только недавно, к моменту прибытия ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам, скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммеде, ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории[7].

В 1744 году между Мухаммедом ибн Саудом и Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом был заключён союз. Именно эта дата считается основанием первого саудовского государства — Эд-Диръийского эмирата с одноимённой столицей[8].

Первое время Мухаммед ибн Сауд проводит свои набеги в союзе с ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Аяйны с ибн Ваххабом, приводят в конечном счёте к открытому конфликту, и Османа ибн Муаммара убивают прямо во время пятничной молитвы. Через 10 лет эмират Аяйна полностью лишится независимости[5].

К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде будет оставаться эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей.

В 1765 году ибн Сауд умирает и эмиром становится его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма умрёт в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторгнутся уже в Восточную Аравию.

Семья

У Мухаммеда ибн Аба аль-Ваххаба было пятеро сыновей, четверо из которых учились у отца и сами стали сами улемами — Хуссейн, Абдулла, Али и Ибрагим, пятый сын, Абд аль-Азиз, умер в юности[9].

Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммеда ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составят привелигированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» — Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ‎‎)[10]. Так из неё вышли:

  • Абдаллах ибн Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб — глава религиозной общины после смерти отца
  • Сулейман ибн Абдаллах — автор многих работ по исламу
  • Абд аль-Рахман ибн Хасан — глава религиозной общины во время Второго Саудовского государства
  • Абдаллах ибн Абд аль-Латиф — глава религиозной общины в ранние годы правления Абд аль-Азиза
  • Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх — Великий Муфтий (1953—1969)
  • Мухаммад ибн Ибрахим Аль аш-Шейх — министр юстиции (1975—1990)

Учение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба

Важным при рассмотрении учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в частности, и идеологии ваххабизма в целом, является учитывание стереотипного мышления, сформировавшегося сначала в Османской империи (ваххабизм — детище английских шпионов)[11], что объясняется антитурецкой, освободительной, направленностью течения в период становления, а позднее выразившееся в знак равенства между ваххабит — «исламский экстремист»[12]. Так, политолог Александр Игнатенко пишет: «Есть в ваххабизме еще более изощренное, религиозно-политическое обоснование насилия в отношении мусульман. „Язычеством“ (ширк), „вероотступничеством“ (ридда) или „неверием“ (куфр) провозглашается любое участие в деятельности „тирании“ („тагута“ — так ваххабиты называют государство и любую систему власти, которую они не контролируют), например, участие в выборах или получение пособий по многодетности. Делается это на том основании, что человек либо признает над собой чью-то власть, кроме Аллаха, либо надеется на помощь кого-то, кроме Аллаха… Исламофобия — это боязнь ислама. И именно страх перед мусульманами, страх перед исламом стал характерен для некоторой части российского общества, хотя в который раз повторим: если уж чего-то страшиться, то самого ваххабизма»[13].

Идеи Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (араб. سلف‎‎ — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия. Именно ханбалитский мазхаб станет основой ваххабитской идеологии и окажет на Мухаммеда ат-Тамими наибольшее влияние[14]. Главными принципами в учении были:

  • Таухид — Единобожие (араб. توحيد‎‎), поклонение и прошение только у Аллаха, а не у святых ( Вали), недопустимость прошения около мавзолеев и т. д. Также восприятие атрибутов Аллаха только согласно Корану и сунне.
  • Отказ от бида — нововведений, то есть всего того, чего не было в раннем исламе.
  • Джихад — «священная война» против «неверных».

Основные труды

  • «Китаб ат-таухид» («Книга единобожия») — главная книга теолога, запрещена в России. П.75 Федерального списка экстремистских материалов(Решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007), хотя является обыкновенным богословским трактатом[15].
  • «Китаб кашф аш-шубухаат» («Отведение сомнений») — работа направленная против поклонения святым. Запрещена в России. П.77 Федерального списка экстремистских материалов(Решение Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 06.08.2007).
  • «Китаб ал-кабаир»
  • «Китаб ас-сира аль-мухтасара» («Краткая Сира»)
  • «Китаб аль-усуль ас-саласа ва адиллатиха»
  • «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» — сборник статей по фикху
  • «Китаб мухтасар аш-шарх аль-кабир ва-ль-инсаф»
  • «Китаб шурут ас-салат ва аркануха» («Книга об условиях и составляющих элементах молитвы»)
  • «Китаб фадл аль-ислам» — «Достоинства ислама»
  • «Китаб масаиль аль-джахилийа» («Книга вопросов о джахилии») — книга о доисламском периоде в Аравии и пережитках в современных Мухаммеду ат-Тамими обществе.

Примечания

  1. Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в. М., 2001
  2. The Life, Teachings and Influence of Muhammad ibn Abdul-Wahhaab стр.62-63
  3. The Life, Teachings and Influence of Muhammad ibn Abdul-Wahhaab стр.12-13
  4. Александр Андреев, Максим Андреев. Восточные ордена: ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши. Наш современник 2010
  5. ↑ Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и его учение/История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец ХХ в. М., 2001"
  6. Оазисы находились в зависимости от бедуинов, с другой стороны последние обеспечивали безопасность, например, торговых путей, за необходимый им прибавочный продукт См.подр.: Крадин Н. Н. Империя Хунну
  7. Мухаммед ибн Сауд
  8. Дж. Андерсон. Королевство Саудовская Аравия. 1983 стр.77
  9. Вook written by Sheikh Muhammad/Wahabism Exposed
  10. Н. Гольдштейн;У. Браун-Фостер. Религия и государство. стр. 118
  11. Признания английского шпиона. Махачкала 2008
  12. Стецкевич М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа
  13. Александр Игнатенко. Осторожно: ваххабизм! Идеи радикального направления в исламе несут угрозу свободе совести
  14. Д. В. Ермаков. Вероучение ханбалитов/Хрестоматия по исламу. М.:Наука стр.135
  15. Федеральный список экстремистских материалов

Ссылки

  • Sheikh Muhammad ibn ‘Abd al Wahhab
  • Достоверный ислам
  • Стецкевич М. Мифы о «тоталитарных сектах» и «ваххабитах» в современной России: попытка анализа

Аль-Ваххаб.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47