20-09-2023
Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб (араб. محمد بن عبد الوهاب) |
|
---|---|
Род дея- тельности: |
Теолог, проповедник, основоположник ваххабизма |
Рождение: | 1703 / 1115 г.х. |
Смерть: | 1792 / 1206 г.х., Эд-Диръия |
Родители: | Абдул-Ваххаб ибн Сулейман |
Школа, течение: | суннит, ханбалитский мазхаб, основоположник ваххабитской идеологии |
Труды, сочинения: | «Китаб ат-Таухид», «Китаб кашф аш-шубухат», «Китаб усуль аль-иман», «Китаб маджму‘ аль-хадис аля абваб аль-фикх» и др. |
Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман ибн Али ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Рашид ат-Тамими (1703 — 22 июня 1792) (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي) — известный арабский теолог и основатель ваххабитского движения, а также вместе с Мухаммедом ибн Саудом сыгравший одну из ключевых ролей в создании Саудовской Аравии и закрепления в новом государстве ваххабизма (сами последователи называют движение «салафия»)[1].
Содержание |
Точная дата рождения Мухаммеда ат-Тамими неизвестна, считается, что он родился в 1703 году в Неджде, в городе Аяйне. Известно, что его отец был улемом из племени бану Тамим (отсюда и ат-Тамими) и уже с раннего детства Мухамммед начинает изучение исламского богословия, по распространённому тогда на Аравийском полуострове ханбалитскому мазхабу[3]. В 12 лет он женится и отправляется в паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину. Именно за время своего путешествия ат-Тамими и познакомится с трудами таких богословов как ибн Ханбаль и ибн Таймийа, взгляды которых во-многом оказали влияние на будущее идеологии ибн Ваххаба и ваххабитского движения в целом[4].
В Медине он обучается у Абдаллаха ибн Ибрагим ибн Сайфа, который по словам самого ибн Ваххаба, готовил какое-то «идеологическое оружие» для борьбы с верованиями жителей оазисов[5].
После обучения в Медине, ибн Абд аль-Ваххаб перебирается в Басру, где по словам ряда исследователей, прожил пять лет. Именно там он начинает свою «проповедь» об очищении ислама от новшеств и идолопоклонничества и пишет свою знаменитую книгу Китаб ат-Таухид. Но идеи теолога не встречают понимания у жителей оазиса и, после изгнания, он будет вынужден какое-то время проживать в Эль-Хасе, пока не доберётся до Хураймалы, куда позднее переедет и его отец.
В 1740 году Абд аль-Ваххаб умирает и Мухаммед ат-Тамими вынужден снова бежать. Ибн Бишр пишет: «В Хураймале жили абды, принадлежавшие одному из подразделений.. Они были известны своим развратом. Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в истинную религию. И решили тогда абды убить шейха»[5]. В том же году он возвращается обратно в Аяйну.
Весьма противоречивы даты путешествий Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаба за пределы Аравийского полуострова, которые основаны на Д. Марголиус, который, без должной критики, в своей работе «Ваххабизм» изложит рукопись неизвестного автора «Блеск метеора», хотя если сопоставить даже даты, то никак ат-Тамими не мог быть в Аяйне в 1740 году[5].
После возвращения в Аяйну, Мухаммед ат-Тамими находит общий язык с местным эмиром ибн Муаммиром и склоняет последнего на свою сторону. Начинается уничтожение местных святилищ и разрушается мавзолей местного святого, вводится побитие камнями за прелюбодеяние, которое и становится последней каплей для местного «правителя» Сулеймана аль-Хумайди, в зависимости от которого будет оазис[6]. Не решившись расправиться с ибн Ваххабом, ибн Муаммир высылает его и тот бежит в оазис Эд-Диръия[5].
Переселение Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в Эд-Диръия и знакомство с местным эмиром Мухаммедом ибн Саудом станут ключевым моментом в развитии как салафитского движения, так и истории Аравийского полуострова.
Мухаммед ибн Сауд ибн Мухаммед аль Мукран (араб. محمد بن سعود بن محمد آل مقرن) (дата рождения неизвестна) происходил из племения азана и только недавно, к моменту прибытия ибн Абд аль-Ваххаба, стал эмиром Эд-Диръии. К тому времени это был бедный городок, жители которого и окрестностей довольно быстро поддержали идею «очищения ислама». Видя утопающих в роскоши османских чиновников и шейхов им импонировали речи проповедника, такие как пуританизм (разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам, скромная отделка мечетей — чтобы не отвлекала верующих от молитвы и др.) и принцип единобожия, как и когда-то при пророке Мухаммеде, ставшего стержнем, вокруг которого начали собираться арабские племена, что позволило совершать набеги на соседние территории[7].
В 1744 году между Мухаммедом ибн Саудом и Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом был заключён союз. Именно эта дата считается основанием первого саудовского государства — Эд-Диръийского эмирата с одноимённой столицей[8].
Первое время Мухаммед ибн Сауд проводит свои набеги в союзе с ибн Муаммиром, но взаимная подозрительность между эмирами, а также крайне сложные отношения эмира Аяйны с ибн Ваххабом, приводят в конечном счёте к открытому конфликту, и Османа ибн Муаммара убивают прямо во время пятничной молитвы. Через 10 лет эмират Аяйна полностью лишится независимости[5].
К 1755 году единственным серьёзным врагом в Центральном Неджде будет оставаться эмир Эр-Рияда Даххам ибн Даввас, но и он был вынужден сдать город и бежать с большинством жителей.
В 1765 году ибн Сауд умирает и эмиром становится его сын Абд аль-Азиз. Основатель же ваххабизма умрёт в 1792 году во время осады Эль-Хасы, когда сторонники нового течения вторгнутся уже в Восточную Аравию.
У Мухаммеда ибн Аба аль-Ваххаба было пятеро сыновей, четверо из которых учились у отца и сами стали сами улемами — Хуссейн, Абдулла, Али и Ибрагим, пятый сын, Абд аль-Азиз, умер в юности[9].
Союз Дома Саудитов и потомков Мухаммеда ат-Тамими не завершился с кончиной проповедника, его потомки составят привелигированную прослойку в аравийском обществе, так называемую «Семью Шейха» — Аль аш-Шейх (араб. آل الشيخ)[10]. Так из неё вышли:
Важным при рассмотрении учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в частности, и идеологии ваххабизма в целом, является учитывание стереотипного мышления, сформировавшегося сначала в Османской империи (ваххабизм — детище английских шпионов)[11], что объясняется антитурецкой, освободительной, направленностью течения в период становления, а позднее выразившееся в знак равенства между ваххабит — «исламский экстремист»[12]. Так, политолог Александр Игнатенко пишет: «Есть в ваххабизме еще более изощренное, религиозно-политическое обоснование насилия в отношении мусульман. „Язычеством“ (ширк), „вероотступничеством“ (ридда) или „неверием“ (куфр) провозглашается любое участие в деятельности „тирании“ („тагута“ — так ваххабиты называют государство и любую систему власти, которую они не контролируют), например, участие в выборах или получение пособий по многодетности. Делается это на том основании, что человек либо признает над собой чью-то власть, кроме Аллаха, либо надеется на помощь кого-то, кроме Аллаха… Исламофобия — это боязнь ислама. И именно страх перед мусульманами, страх перед исламом стал характерен для некоторой части российского общества, хотя в который раз повторим: если уж чего-то страшиться, то самого ваххабизма»[13].
Идеи Абд аль-Ваххаба не были новыми в мусульманском мире. Первыми салафитами (араб. سلف — «предки, предшественники»), были такие теологи как Ахмад ибн Ханбаль и Ибн Таймия. Именно ханбалитский мазхаб станет основой ваххабитской идеологии и окажет на Мухаммеда ат-Тамими наибольшее влияние[14]. Главными принципами в учении были:
Аль-Ваххаб.