30-09-2023
Анафема | |
200px | |
Жанр |
Киноновелла |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Степан Крылов,Игорь Ефимов,Николай Гаврилов,Александр Афанасьев,Любовь Малиновская |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
45 мин. |
Страна | |
Год | |
«Анафема» — короткометражный художественный фильм по сценарию Юрия Яковлева по мотивам одноимённого рассказа А. Куприна.
Протодьякон Олимпий известен в своем городе хорошим голосом и верностью традициям. Однако на одной из праздничных архиерейских служб перед ним встает нравственная дилемма. Ему предстоит анафематствовать Льва Толстого, чьи произведения и взгляды он искренне уважает.
Взгляды Куприна развиты сценаристом, фильм показывает процесс транcформации религиозного сознания священнослужителя под воздействием новых идей. Дьякон Олимпий (Степан Крылов), читающий светскую литературу, которую ему поставляет знакомый студент (Игорь Ефимов), понимает, что его взгляд на мир изменился. Всё, что он раньше оценивал с точки зрения церковных догматов, теперь постигается его сознанием шире, по-человечески сложнее и одновременно более утончённо. Философия вероотступника Льва Толстого настолько понятна и близка ему, что Олимпий с увлечением берётся самостоятельно носить воду, колоть дрова, выполнять простую физическую работу…
На стыке 50-х и 60-х годов в СССР разворачивается антирелигиозная кампания, её логическим продолжением и следствием стало появление на советских экранах кинокартин, образующих целый поджанр, благодаря своей тематике.
и другие.
В контексте борьбы с религией за небольшой промежуток вышло достаточно антирелигиозных картин, которые образуют своеобразный кинематографический канон. Эти картины, исходя из решаемых художественных задач, можно отнести в разряд эксплуатационного кино. В основе сюжета таких фильмов лежит противостояние нравственно организованного социалистического общества и религиозного мышления, со всей свойственной ему неупорядоченностью и дезорганизованностью . Сектанты, равно как и представители традиционных конфессий, согласно советской схеме эстетизации врага, демонизируются.
На этом фоне короткометражная кинолента «Анафема» выглядит более художественно убедительной, благодаря первоначальному материалу Куприна.
Анафема (фильм).