Андреев, Павел Петрович

17-10-2023

Адмирал Андреев Павел Петрович

Павел Петрович Андреев (14 июля 1843 — 18 (05) октября 1911[1]) — русский адмирал, участник Русско-турецкой войны 1877—1878, командир практической эскадры Черноморского флота

Содержание

Образование

Окончил Морской Корпус в 1863 году.

Биография

Прохождение службы: капитан-лейтенант (1876), капитан 2-го ранга (1885), капитан 1-го ранга (1887), контр-адмирал (1893), вице-адмирал (1899).

3 июля 1893 г. эскадренный броненосец «Гангут» впервые вышел на ходовые испытания, но уже через 19 дней вернулся в гавань для устранения неисправностей. 30 сентября состоялся шестичасовой пробег на полном ходу: при давлении пара в котлах 7,7-7,8 атм машины развили суммарную индикаторную мощность 5282,5 л. с., средняя скорость составила 13,78 уз; наблюдалась сильная вибрация верхней части цилиндров. Так как контрактной мощности и скорости достигнуть не удалось, МТК признал испытания неудовлетворительными и постановил повторить их в следующем году. Специально созданная комиссия под председательством контр-адмирала П. П. Андреева сделала заключение о том, что кроме уже указывавшихся причин на замедлении работ сказалось отсутствие единых правил и графика, регламентирующих порядок заказов различных предметов корабельного снабжения на определенных стадиях.

На палубе «Наварина». Последнее фото перед уходом в дальнее плавание. В центре (сидит четвертый слева) контр-адмирал Андреев П. П., 1894 год

11 июля 1896 года отряд под флагом контр-адмирала П. П. Андреева, назначенного начальником эскадры Средиземного моря, покинул Кронштадт. П. П. Андреев держал свой флаг на «Наварине» (командир капитан 1 ранга П. А. Безобразов), вместе с которым уходили «Император Александр II» (командир капитан 1 ранга К.Никонов), минный крейсер «Посадник» (командир капитан 2 ранга Р. Н. Вирен) и два миноносца — № 119 (командир лейтенант А. Лебедев) и № 120 (командир лейтенант В.Нащинский). После полуторамесячного перехода, посетив Киль, Христианзанд [2], Портленд, Кадис и Алжир, корабли отряда 19 сентября 1896 года бросили якорь на рейде Пирея. В начале 1897 года на острове Крит произошел открытый конфликт греческой и турецкой общин, который привел к многочисленным человеческим жертвам. В конфликт вмешались правительства Греции и Турции, стала реальной угроза войны. Поэтому Великобритания, Франция, Россия, Италия и Германия договорились о сборе международной эскадры для блокады Крита и о создании совета адмиралов.

  • в 1896—1898 годах — во время греко-турецкой войны — командование Средиземноморской эскадрой от контр-адмирала С. О. Макарова (1894—1895) принял контр-адмирал П. П. Андреев. Соединенными морскими силами и их десантами командовал, как старший по чину, начальник итальянской эскадры вице-адмирал граф Н. Каневаро. Он же — председатель вновь созданного «совета адмиралов», в который вошли также контр-адмиралы: французский — Потье, австрийский — фон Гинке, британский — сэр Роберт Гаррисон, а также германский капитан 1-го ранга Кельнер. Входил в совет и русский контр-адмирал П. П. Андреев, возглавивший русскую эскадру, состоящую из лучших балтийских броненосцев «Император Николай I», «Император Александр II», «Наварин», «Сисой Великий», а также канонерских лодок «Грозящий», «Запорожец», «Черноморец» и другие. Решением этого же совета «Наварин» был направлен на рейд Ретимно [3], где нес дозорную службу совместно с английским крейсером «Scouth». Днем оба корабля находились на якоре, а ночью ходили вдоль линии дозора от западной части мыса Майка до мыса Диако, блокируя побережье Крита для доставки оружия из Греции и Турции. Трудность ночного патрулирования усугублялась постоянной готовностью отразить атаку греческих миноносцев, неоднократно провоцировавших дозорные корабли.
  • 14 декабря 1897 года Морское министерство получило тревожные известия о мобилизации японского флота, а через пять дней — о сосредоточении английских кораблей в дальневосточных водах.
Группа офицеров международных сил и персонал русского консульства в Ретимно, 1897 год. В среднем ряду (сидит пятый слева) контр-адмирал Скрыдлов Н. И., третий справа — контр-адмирал Андреев П. П.

22 декабря начальник эскадры Средиземного моря контр-адмирал П. П. Андреев получил предписание направить броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин» в Тихий океан. «Сисой Великий» вышел в поход перед Новым годом, «Наварин» последовал за ним уже в первых числах января 1898 года. Переход броненосцев на Дальний Восток в условиях сложной международной обстановки прошел весьма успешно, чему способствовало отличное дипломотическое и разведывательное обеспечение. 16 марта 1898 года оба корабля прибыли в Порт-Артур. Большую часть похода с гафеля броненосца не спускался флаг командующего Средиземноморской эскадры. Впервые он взвился на нем еще в Кронштадте. В полночь 13 июня 1896 г. со стоявшего рядом броненосца «Наварин» на «Александр II» прибыл контр-адмирал Павел Петрович Андреев, назначенный командовать идущими в Средиземное море кораблями. Лишь дважды во время своего 19-месячного пребывания в этой должности он покидал броненосец. В течение трех дней, с 5 по 8 апреля 1897 г., он держал свой флаг на «Наварине» и второй раз в продолжение месяца, с 24 мая по 24 июня того же года, на канлодке «Грозящий». 21 февраля 1898 г. П. П. Андреев, передав командование контр-адмиралу Николаю Илларионовичу Скрыдлову, на одном из пароходов уехал в Россию.

  • с 1899 года — старший флагман и командир практической эскадры Черноморского флота
  • с 1901 года — старший флагман 1 -й дивизии Балтийского флота.
  • в 1907 году отставной адмирал Павел Андреев получил от Эмеритальной кассы [4] 2206 рублей 20 копеек. К тому времени в офицерских чинах он уже пребывал 44 года.

Холост.

Литература

  • О. В. СОКОЛОВСКАЯ «ИЗ ИСТОРИИ УМИРОТВОРЕНИЯ КРИТА И СПАСЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД КРИЗИСА 1897—1898 ГОДОВ» Москва, Россия, Славяноведение, № 2, 2008, C. 84-98
  • Мельников Р. М. «Рюрик» был первым. — Л.: Судостроение, 1989.
  • Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Ссылки

  • Эскадренный броненосец «Гангут»
  • «НАВАРИН» В ЗАГРАНИЧНЫХ ПЛАВАНИЯХ
  • В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ
  • В. В. Арбузов БРОНЕНОСЕЦ «НАВАРИН»
  • Винтовые клипера типа «Крейсер»

Примечания

  1. 20 октября 1911 - Газетные "старости"(Архив)
  2. Христианзанд (Christiansand), город в Норвегии, гавань; 14700 жит.; судостроение, рыбоводство. Малый ЭСБЕ
  3. 23 декабря 1897 г. крейсер «под двумя машинами» пошел дальше на восток вдоль северного берега Крита. Гордый за свой замечательный корабль («наш великан», — не раз читаем мы в официальных донесениях А. М. Доможирова), командир изменил курс вправо и почти вплотную подошел к городу Ретимно (Ретимнон), где стоял контингент русского пехотного Житомирского полка. Зрелище было волнующее: лазурные воды Средиземноморья, скалы древнего Крита, огромный белоснежный крейсер с трепещущим на гафеле Андреевским флагом и толпы русских солдат, которые высыпали на берег крепости и долгим «ура» (расстояние было не более 700 м) провожали уходивший в дальнее плавание свой, русский корабль… Ответным «ура» приветствовали моряки своих земляков, так нежданно оказавшихся в местах, куда несколько веков назад их предки славяне приходили с берегов Черного моря… Мельников Р. М. «Рюрик» был первым.
  4. Что такое «Эмеритальная касса»? Из офицерских отчислений (главным образом, из жалованья) формировался особый фонд, из которого впоследствии выплачивалась дополнительная пенсия. Размеры пенсии из Эмеритальной кассы зависели от чина и срока выплаты денег, а также зачастую от ряда других, не известных нам факторов. Пенсия из Эмеритальной кассы могла быть назначена не только офицеру, но и его вдове, а также детям. Помимо пенсий по чинам, существовали и так называемые «специальные». Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота.

Андреев, Павел Петрович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47