23-10-2023
«Апо́стол» 1564 года («Моско́вский Апо́стол», «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою») — первая датированная московская книга. Напечатана в 1563—1564 гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.
Содержание |
Необходимость издания печатных книг в Московском государстве назревает к 1550-м годам. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин, среди которых: потребность в книгах в связи с «колониальной политикой» (завоевание Казани) и развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия»[1]. Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу» говорит о необходимости исправления текста рукописных книг, которые часто искажались переписчиками[2].
«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия, две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х гг. незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них, возможно, — вскоре после выхода «Апостола»)[3].
«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет. Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплетчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению[4].
Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис — фигура евангелиста Луки в триумфальной арке[5]. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью[6].
Гравюра на фронтисписе — составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 г. Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров[7].
Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников» Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом»[8].
Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии — одной толщины. В основе шрифта — рукописный полуустав XVI века[9].
«Апостол» Фёдорова — подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне[5]. Слова разделяются шпациями, но не всегда.
«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида[10].
При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами. Во-вторых — оригинальный, изобретенный, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской[11].
Е. Л. Немировский предполагает, что было напечатано около 2000 экземпляров Апостола. Из них 23 экземпляра остались в Москве, 13 находятся в Санкт-Петербурге, 3 — в Киеве, по 2 — в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Ещё около двадцати — в различных городах мира[12].
25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской православной церкви было постановлено учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года — 14 марта по новому стилю[13].
❦ Искусство книгопечатания | |
---|---|
Книги |
Библия Гутенберга • Майнцская Псалтирь • Об Этне • Гипнэротомахия Полифила • Описание растений • О строении человеческого тела • Апостол 1564 года • Первое фолио • Песни невинности и опыта[ru] • Типографическое руководство Бодони • Келмскоттский Чосер • Сказ про два квадрата • Новая типографика • Лысая певица |
Люди |
Иоганн Гутенберг • Николя Жансон • Иоганн Цайнер • Альд Мануций • Роберт Этьенн • Швайпольт Фиоль • Альбрехт Дюрер • Жоффруа Тори • Франциск Скорина • Иван Фёдоров • Христофор Плантен • Джон Баскервилл • Пьер Фурнье • Франсуа Амбруаз Дидо • Фирмен Дидо • Уильям Блейк • Джамбаттиста Бодони • Уильям Моррис • Т. Д. Кобден-Сандерсон • Эль Лисицкий • Ян Чихольд • Стенли Морисон • Брюс Роджерс[ru] • Даниел Апдайк • Пауль Реннер • Массен • Роберт Брингхёрст |
Книгопечатни | |
Электронные архивы |
|
Список выдающихся произведений книгопечатания |
Апостол (книга, 1564).