16-10-2023
Каманин, Аркадий Николаевич (2 ноября 1928 — 13 апреля 1947) — самый молодой лётчик Второй мировой войны. Сын известного летчика и военноначальника Н. П. Каманина.
Содержание |
Родился на Дальнем Востоке. Через некоторое время переезда Москву, семья получила квартиру в Доме на набережной. В летние каникулы Аркадий работал на аэродроме, затем несколько месяцев 1941 года — механиком на авиационном заводе в Москве. Был большим любителем музыки, литературы, спорта.
В 1941—1942 годах жил в г. Ташкенте, куда перед самой войной перевели отца.
В апреле 1943 г. прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию, в эскадрилье связи штаба 5-го Гвардейского штурмового авиакорпуса. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. Самолёт У-2 создавался как учебный и имел двойное управление в обеих кабинах. По просьбам Аркадия, после взлёта лётчики разрешали ему пилотировать. Таким образом он получал лётную практику. В июле 1943 года был выпущен в первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика 423-й Отдельной авиаэскадрильи связи.
Воевал на фронтах: Калининский фронт - с марта 1943 г.; 1-й Украинский фронт - с июня 1943 г; 2-й Украинский фронт - с сентября 1944 г.
«Ст. сержант Каманин А.Н. исполненный горячим желанием служить своей Родине в Апреле м-ц 1943 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии. Не смотря на свой почти детский возраст /нет 16-ти лет/ Аркадий Каманин в короткий срок теоретически и практически овладевает сложной авиационной техникой. Уже в Июле м-це 1943 г. Каманин был выпущен в первый самостоятельный полет. За весь период своей службы в АЭ А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта. Будучи лично дисциплинированным и преданным нашей Родине А. Каманин достоин награждения правительственной наградой орденом "Красное знамя".»[1]
Выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков, выполнял самые различные задания, в основном по связи. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. В 1943 году вступил в Комсомол. Мотористом на самолете Аркадия служил его ровесник — еще один воспитанник эскадрильи связи Владимир Мухин (1927 года рождения)[2], потерявший во время войны родителей.
В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой наградой: орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее был награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он "совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ[3] и налетал 283 часа". [4]
После Победы, в октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Учился с большим старанием.
Умер в 18 лет от менингита. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Представлялся к награде | |||
Фактически награжден | Орден Красной Звезды | Орден Красной Звезды | Орден Красного Знамени |
Аркадий Николаевич Каманин.