05-06-2023
Тип «Арктика» | ||
---|---|---|
проект 10520 | ||
|
||
Головное судно серии ледокол «Арктика» | ||
Основная информация | ||
Тип | Атомный ледокол | |
Государство | СССР Россия |
|
Оператор | ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» | |
Владелец | Российская Федерация | |
Спущено на воду | 1975—1993 | |
Параметры | ||
Длина | 148 м | |
Ширина | 30 м | |
Высота | 17,2 м | |
Средняя осадка | 11,0 м | |
Водоизмещение | 23 тыс. тонн | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 aтомных реактора по 171 МВт | |
Мощность | 55 МВт | |
Скорость | 18 узлов («Арктика»), 20 узлов (все последующие) | |
Автономность плавания | 7 месяцев | |
Экипаж | 138 человек |
Ледоколы типа «Арктика» (проект 10520) это самый массовый проект атомных ледоколов: к ним относятся шесть построенных в СССР и России атомных ледоколов из десяти. Первый из них, «Арктика», был первым судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании. Главными задачами этих ледоколов является обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику.
В проекте заложена возможность конверсии ледокола во вспомогательный боевой крейсер. Как минимум для двух из них («Арктика» и «Советский Союз») соответствующее оснащение и оборудование частично размещено на борту, частично на складах и законсервировано[1][2].
Содержание |
По проекту было построено шесть ледоколов, четыре из них по состоянию на 2012 год находятся в эксплуатации.
Название | Спущен на воду | Выведен из эксплуатации | |
---|---|---|---|
«Арктика» | 26 декабря 1972 | Август 2008 года | Введён в строй 25 апреля 1975 |
«Сибирь» | 1977 | Дата неизвестна | На консервации |
«Россия» | 1985 | ||
«Советский Союз» | 1990 | ||
«Ямал» | 1993 | ||
«50 лет Победы» | 29 декабря 1993 | Введен в строй 2 апреля 2007 года. |
Первым советским атомным ледоколом стал ледокол «Ленин», который был спущен на воду в 1957 году. При его создании был отработан ряд конструктивных решений, которые легли в основу создания ледокола проекта 10520.
При проектировании и строительстве головного ледокола советскими корабелами было найдено решение ряда серьёзных проблемных вопросов. Был создан тип ледокола, на тот момент не имевшего аналогов в мировом ледоколостроении[3].
При строительстве и во время эксплуатации ледоколов этого типа было задействовано свыше 350 советских предприятий, включая
Наибольшая длина ледоколов 148 метров, длина по конструктивной ватерлинии - 136 метров. Ширина ледокола соответственно 30 и 28 метров. Ледоколы «Арктика» имеют четыре палубы и две платформы, судно имеют развитую пятиярусную надстройку. Особенностью атомного ледокола для работы в высоких широтах является возможность перемещения между любыми помещениями судна без выхода на открытую палубу.[3].
Для размещения экипажа на судне есть 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Для удобства экипажа устроены традиционная кают-компания, столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская[3].
Важным моментом является медицинское обеспечение судна, для этого на ледоколе устроен специальный медицинский блок. Он включает в себя амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет[3].
Корпус ледокола был выполнен из высокопрочной стали, в местах воздействия пиковых ледовых нагрузок устроен ледовый пояс, пущены дополнительные шпангоуты[3].
Всю энергию судно получает от атомной паропроизводящей установки, расположенной в средней части ледокола. Эта установка состоит из двух отдельных установок с ядерными реакторами водо-водяного типа ОК-900, которые находятся в специальном отсеке. При работе установки нахождение персонала в отсеке не требуется, для этого созданы системы, которые обеспечивают полный технологический контроль за работой АППУ[3].
При разработке судна одним из ключевых вопросов было обеспечение безопасности всего личного состава судна. Для решения этих вопросов был разработан комплекс конструктивных решений и технических средств контроля. Эти инструменты постоянно модернизируются и приводятся в соответствие с современными нормами. Разработчики ледокола сконцентрировались на важнейших вопросах, связанных с безопасностью[3]:
Для этих целей были применены все наиболее современные способы: использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы контроля, применялись проникающие краски, магнитные порошки и другие материалы для определения дефектов[3].
На момент создания ледоколов серии «Арктика» они являлись самыми мощными атомными ледоколами в мире. Паротурбинная установка состоит из двух отдельных турбогенераторов мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый. Эта энергия преобразуется пятью турбогенераторами мощностью по 2 000 кВт каждый. Резервным источником электроэнергии является дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт[3].
Основная часть этой энергии расходуется на перемещение судна. Движителем судна являются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага[3].
Несмотря на то, что поведение судна во льдах в 1974-1977 годах было предсказуемым и успешным, в поход на Северный полюс была направлена группа специалистов. Они изучали взаимодействие корпуса судна со льдом, работу винтов, изменение работы навигационных приборов в связи с постоянными рывками от дробления льда и и другие моменты в поведении судна[3]. Результаты этих исследований были использованы при строительстве следующих ледоколов серии, в частности удалось увеличить скорость ледоколов серии с 18 до 20 узлов.
Проект Арктика планируется заменить на серию атомных двухосадочных ледоколов.
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Арктика (класс атомных ледоколов).