21-10-2023
Армейский флот | |
Первый адмиральский галерный флаг (13.01.1720 — 25.02.1797) |
|
Страна | |
---|---|
Подчинение | |
Входит в | |
Функция |
защита |
Армейский флот[1][2][3][4], галерный флот, гребной флот — наименование составной части флота вооружённых сил России (военно-морского флота), формирований кораблей и судов, основным движителем которых была гребля вёслами, в отличие от корабельного (морского) флота, основным движителем которых был ветер в паруса.
Сохранение и использования наименования «Армейский флот» в русском флоте возможно способствовало комплектование экипажей (гребцов, артиллерийской прислуги) из армейских частей[3] и совместное применение (взаимодействие) с сухопутными (армейскими) войсками, в военных (боевых) действиях.
Словосочетание «Армейский флот» вышло из употребления в конце XVIII века[1].
Формирования армейского флота, но под другими наименованиями имелись и в вооружённых силах других государств (пример: Шхерный флот).
Содержание |
С первых дней существования гребных судов в России гребцами на них были сами воины (дружинники), а не рабы (пленники) как в других государствах. Первые упоминания о массовом применении армейского флота встречаются с 1656 года, 30 июня гребная флотилия Русского войска участвовала во взятии Ниеншанца[5], а 22 июля этого же года разбила отряд шведских кораблей около острова Котлин и захватила 6-пушечную галеру.
При создании регулярного флота вооружённых сил России Пётр Первый определил гребцами военнослужащих солдатских (пехотных) полков Русской Армии, от которых и пошло наименование Армейский флот, а не преступников и пленных как на флотах других государств, где галеры были синонимом каторги, то есть понятием высшего уголовного наказания. Нововведение Петра I значительно повысило боеспособность русского гребного флота, улучшив нравственный элемент личного состава флота[1]. Россия нуждалась в выходе, без посредников Турции, Польши или Швеции, к Европе, а для этого нужен был флот. При создании, к весне 1696 года, Азовского флота, а его основу составляли галеры шло и комплектование экипажей личным составом полков Русской армии, в том числе Преображенского и Семёновского, а также рекрутами-новобранцами. Боевое крещение Армейский флот получил под крепостью Азов, под общим руководством Ф. Лефорта флот блокировал подходы к Азову с моря, а армия под руководством А. С. Шейн, с суши. После интенсивного пушечного обстрела крепости, корабельной и сухопутной артиллерией, армия пошла на штурмом крепости, турецкий гарнизон принял решение капитулировать. К сожалению России, по Прутскому мирному договору, после неудачной войны с Турцией, флот пришлось ликвидировать. На Балтике первоначально, наиболее массовыми кораблями были галеры, способные эффективно действовать особенно в прибрежных (шхерных) районах земель, прилегающих к Ладоге и Неве. Строительство армейского флота на Балтике происходило в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Так при содействии гребной флотилии из 50-ти лодок, первой пала, после осады и штурма крепость Нотебург (Орешек), затем была взята Ниеншанц. В августе 1704 года русские армия и флот, продолжая возвращать русское побережье Балтики, штурмом овладели крепостью Нарва.
Армейский флот, к 1745 году имел в своём составе 396 кораблей, из них 253 галеры и скампавеи, и 143 бригантины.
В состав армейского флота входили галеры, струги, скампавеи, бригантины, дубель-шлюпки и другие гребные суда.
Портал «Военное дело» | |
армейский флот в Викисловаре? | |
ЭСБЕ/Армейский флот в Викитеке? | |
Проект «Военное дело» |
Армейский флот.