05-10-2023
Армяне | |||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Самоназвание |
hай (Հայ) |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Современный ареал расселения и численность | |||||||||||||||||
Всего: Оценочно от 10 [36] до 12 млн.[37]
Нагорно-Карабахская Республика[2]:
Франция:
Сирия: 190 000 (оценка)[14] |
|||||||||||||||||
Язык | |||||||||||||||||
Религия |
Христианство (преимущественно Армянская апостольская церковь, этнографическая группа хемшилов в большинстве исповедует Ислам суннитского толка, реже — Армянская апостольская церковь) |
||||||||||||||||
Расовый тип | |||||||||||||||||
Родственные народы | |||||||||||||||||
Происхождение |
Армя́не (арм. Հայեր, hayer [hɑˈjɛɾ]) — народ, говорящий на армянском языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Является государствообразующим народом в Республике Армения и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике. Антропологически, в своем большинстве[41], армяне относятся к переднеазиатскому (арменоидному) типу южной ветви большой европеоидной расы[42].
Формирование армянского народа завершилось в VI—V вв. до н. э. (подробнее см. Этногенез армян)
Содержание |
Самоназвание армян «hай» (грабар Հայ), согласно наиболее распространенному в мировой науке предположению[43], происходит от урартского названия области Хате или Хати, урартск. Ḫāti, позже известной как Мелитена, где проживали племена мушков, носителей протоармянского языка, автором теории был известный востоковед И. М. Дьяконов[44][45].
В самой Армении больше распространена другая версия происхождения армян, согласно армянским историкам первым армянским государством была Хайаса, о которой достаточно подробно рассказываются в древних хеттских клинописях между 1500—1290 гг. до н. э., ещё ранее, между 1650—1500 гг. до н. э. эта страна встречалась в хеттских клинописях под названием Арматана. Точная локализация границ Хайасы не определена, достоверно известно лишь то, что граница между Хайасой и Хеттским царством шла прямой линией от берегов Чёрного моря в районах современного турецкого города Орду на юг к реке Евфрат и далее граница шла по реке Евфрат примерно до современного города Малатья в Турции. Культовым и политическим центром Хайасы служило поселение Кумаха, которая соответствует армянскому городу Кемах, рядом с современным городом Ерзнка (Эрзиджан). Южные и восточные пределы Хайасы не известны. Большинство учёных за пределами Армении считают, что нет достаточно доказательств тому, что бы считать Хайасу этнически армянским государством, а переход хетт. Ḫajasa в грабар Հայ (hay) лингвистически невероятен, ибо хетт. Ḫa- должно было бы перейти в грабар Խա-, однако некоторые армянские историки оспаривают этот тезис, считая его политически мотивированным[46].
В середине XX века была выдвинута теория происхождения армян от народа «арманы», жившего в стране Арманум, упоминания об этой стране встречаются в древних текстах страны Эбла между 2300—2200 годами до н. э.
В начале 90-х годов[47] был изложен альтернативный вариант миграционой гипотезы, предложивший альтернативную этимологию этнонима, протоармянами этот вариант считает народ пеонийцев[48]. Эту точку зрения поддержали Л. А. Гиндин и О. Н. Трубачёв[49]. В. Л. Цымбурский, анализируя аргументы этой теории, считает её проблематичной, но и не отвергает[50]. Самоназвание Армении грабар Հայք (hay-kʿ) данной теорией выводится из племенного названия предполагаемых армян-пеонийцев «Παίονες, Παιόπλαι, Παι̃τοι».
Название страны Арми́ния, в которой проживали армины, встречается в Бехистунской надписи персидского царя Дария I, в 522 до н. э.. арам. ˊarmǝn-āiē, от которого произошли др.-перс. Armina- и др.-греч. ʾΑρμένιοι, восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области хурр. Armi-, расположенной в верховьях Тигра[44]. Это название Армении и информацию о быте армян этого же периода сообщает в IV веке до н. э. Ксенофонт.
По самой распространённойXIII-V веками до нашей эры на территории Армянского нагорья и носители протоармянского языка, бриги (фригийцы или мушки), мигрировали в XIII веке до н. э. с Балкан на Армянское нагорье и осели в области, позже известной как Мелитена. Протоармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье урартах, хурритах, лувийцах, сохранив, однако основу своего языка, лишь восприняв крупный пласт заимствований из других языков[51]. На базе этнического растворения малочисленных индоевропейцев, носителей протоармянского языка, в массиве урартов, хурритов, а также их слиянии с местным индоевропейским населением-лувийцами, но с сохранением армянского языка, и сформировался современный армянский народ. Начало этногенеза современных армян можно отнести к концу II тысячелетия до н. э., когда осевшие мушки начали тесно непосредственно контактировать с лувийцами и хурритами, а завершение — к V веку до нашей эры, когда процесс слияния этих народностей в армянский народ завершился[46].
в научных кругах версии, армяне сформировались междуВнутри Армении больше распространена иная теория о том, что армяне сформировались ещё ранее в области Хайаса. Эта страна в надписях страны Эбла (XXIII—XXII вв. до н. э.) называлась Арманум, в хеттских (XVII—XVI вв. до н. э.) надписях называлась Арматана, а позднее (XV—XIII вв. до н. э.) Хайаса[52]. По мнению ученых «Арманум», «Арматана», «Хайаса» и Армения — это одна и та же страна, просто разные соседние страны и народы называли её по разному, но, по сути, речь идет об одной и той же стране и об одном и том же народе. Эта теория критикуется большинством учёных в связи с тем, что она научно мало обоснована и вероятно политически мотивирована[53][54] .
По одним источникам численность армян в мире составляет 12-14 миллионов человек, из которых лишь меньшая часть проживает в Республике Армения (более 3 млн чел., составляя там до 98 % населения)[55]. По другим данным на нашей планете живут около 6,5 миллионов армян[56]. Крупные армянские диаспоры существуют в России (около 1,5 млн чел.), Франции (около 0,8 млн чел.), Иране (до 0,5 млн чел.), США (от 0,3 до 1 млн чел.), в Грузии (250 тыс. чел., составляя там 5,7 % населения в 2002 г.), на Украине (100 тыс.), в Польше (около 100 тыс. по происхождению), в странах Ближнего Востока (до 0,5 млн.), Канаде (до 100 тыс.), Аргентине (от 130 до 180 тыс.), Бразилии, Австралии. Значительное количество армян проживает также в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (137 тыс. чел.[3], составляя там до 99 % населения). Часть армян, в основном ассимилированная и исламизированная (см. хемшилы и криптоармяне), проживает в Турции, в большей части в Стамбуле, а также в исторической Западной Армении на востоке этой страны, откуда большая часть армян была изгнана или истреблена (до 1 — 2[57] млн чел. убитых) Османской империей в ходе геноцида в 1915 году.
Дэвид Лэнг в своей книге «Armenia: Cradle of Civilization» («Армения: Колыбель цивилизации») отмечает:
Вклад армян в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с их численностью.[58] |
При подсчёте численности армян в диаспоре (по-армянски Спюрк) используются различные методологии, принятые в различных странах. На цифры, указывающие количество армяне, накладывает отпечаток стремления ряда стран преувеличить численность титульной нации в стране или преуменьшая численность национальных меньшинств и недопущения во властные структуры и иные действия или обязательства, вытекающие из этого. Во многих странах интервал между минимальной оценкой и максимальной оценкой колеблется в разы, что ставит под сомнения наличия какого-либо подсчета или учета этнической принадлежности граждан страны. Во многих странах мира учет ведется лишь в первом поколении иммигрантов, впоследствии в следующем поколении полностью исключая их из этнической группы. По оценкам ряда демографов, оценки, приводимые официальной статистикой, политизированы и в корне не соответствуют действительности. Армянская диаспора в совокупности лиц, «официально признанных армянами», «не скрывающими свои армянские корни», «не афиширующие свое происхождение» и «вынужденно скрывающие армянское происхождения» может достигать отметок, в несколько раз превосходящее аффилированное число армян в диаспоре. Для консолидации различных групп армян, проживающих в других странах мира, 1 октября 2008 года в правительственном аппарате Республики Армения создано Министерство по делам Диаспоры.
Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, среди которых обычно выделяется в отдельную группу[59][60] и является одним из древнеписьменных[61]. В 405—406 гг. Месроп Маштоц создал армянский алфавит (см. История создания армянского алфавита), который используется и по сей день. Научное изучение армянского языка берет начало с V века[62]. На сегодняшний день существует два основных литературных варианта полицентрического армянского языка: западный (в основном используется в Спюрке(диаспоре)) и восточный, ныне это официальный язык Республики Армения, ведутся дебаты о признании западного варианта наряду с восточным — официальным языком.
Большинство армян билингвы и кроме армянского знают также язык страны своего проживания. Кроме армянского среди армян наиболее распространены русский, английский, французский, арабский, испанский и грузинский языки.
Армения, как государство, образовалось лишь в VI вв до н. э. и завершение формирования армянского народа относится к IV в. до н. э. Уже к I веку до н. э. армянский язык по свидетельству Страбона являлся языком подавляющего большинства населения Армянского нагорья.[63]. В 80-е — 70-е гг. до н. э. Великая Армения — сильнейшее государство Передней Азии во время правления Тиграна II.
Начиная с VI века н. э. армяне начали занимать лидирующие позиции при дворе Византийской Империи. Первым хорошо известным византийским армянином был полководец Нарсес. Начав службу как влиятельный придворный и любимец Юстиниана I, он возглавил войска в войне с готами, сумев уничтожить их царство. Первым же армянином сумевшим взойти на византийский престол был Ираклий I, сумевший отвоевать у персов часть потерянных ранее владений на востоке. а потом — остановивший арабское нашествие путем страшных потерь. Армянское происхождение имели так же и другие великие императоры, такие как Василий I Македонянин, Никифор II Фока, Иоанн Цимисхий и другие. Греко-армянами были Василий II Болгаробойца, крестивший Русь, и Алексей I Комнин созвавший первый Крестовый поход[64][65].
Начиная с XI—XIII веков армянский этнос начинает замещаться на Армянском нагорье пришлыми тюркскими племенами огузской языковой группы[66]. Этот процесс затянулся на много веков. В эти времена образуется армянская диаспора.
В XIX веке Восточная Армения входит в состав Российской империи, армяне играют значительную роль в политике и культуре России, а затем и СССР.
Первая мировая война стала самым трагичным этапом в истории армян. В течение 1915—1918 гг. и последующих послевоенных лет властями Турции в Малой Азии, на Армянском нагорье и в Закавказье проводилась политика убийства местного армянского населения. Подавляющим большинством авторитетных историков эти события оцениваются как геноцид.
Индоевропейцы |
---|
Индоевропейские языки |
Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские, Дардские Италийские (Романские) Кельтские · Палеобалканские Славянские · Тохарские курсивом выделены мёртвые языковые группы |
Индоевропейцы |
Албанцы · Армяне · Балты Венеты · Германцы · Греки Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы Италики (Романцы) · Кельты Киммерийцы · Славяне · Тохары Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности |
Праиндоевропейцы |
Язык · Прародина · Религия |
Индоевропеистика |
В IX—VI вв. до н. э. на территории Армянcкого нагорья развивалась высокая цивилизация государства Урарту. Полиэтническое население Урарту — хуррито-урартские, протоармянские племена, оставили богатое культурное наследие, продолжением которого является культура армянского народа[67]. Ограниченное влияние Урарту на Армению было, как непосредственным, так и косвенным посредством Империи Ахеменидов[68][69][цитата не приведена 409 дней]. Культурное влияние особенно заметно исследователям среди армянской знати, которая использовала урартские предметы искусства, ювелирные изделия и одежду[68] Вместе с тем вопрос о преемственности Урарту и Армении внутри современной Армении политизирован и мифологизирован[53].
В эллинистический период армянская архитектура восприняла многие греческие традиции. С начала IV века н. э. развивалась христианская архитектура. Одной из достопримечательностей средневековой армянской скульптуры является обилие хачкаров — каменных крестов. Предшественниками хачкаров считают вишапы — каменные стелы, которые устанавливались в античные времена.
Древнейшие сохранившиеся образцы армянской миниатюрной живописи относятся к VI—VII векам. Во второй половине XIII века достигла расцвета киликийская школа живописи, крупнейшим мастером которой был Торос Рослин. Национальная станковая живопись зародилась в XVII—XVIII веках в том числе благодаря семейству Овнатанян. На рубеже XIX—XX веков творили художники Вардгес Суренянц, Геворг Башинджагян, Егише Тадевосян и др. В России в XIX веке творил один из крупнейших в мире маринистов Иван Айвазовский. В советский период стал известным Мартирос Сарьян (автор герба Армянской ССР), а в США Аршиль Горки.
Армянская оригинальная литература развивалось с 406 г., когда ученый и священник Месроп Маштоц создал армянский алфавит. В V веке берёт начало и армянская историография. Наиболее известный средневековый армянский историк — Мовсес Хоренаци, который считается «отцом армянской истории». В VII—X веках сложился эпос «Давид Сасунский», повествующий о борьбе богатырей из Сасуна против арабских захватчиков. В конце XII века Мхитар Гош составил судебник — сборник феодального права Армении. Первая печатная книга на армянском языке — «Урбатагирк» (1512 г.), периодическое издание — журнал «Аздарар» (1794 г.). В первой половине XIX века Хачатур Абовян стал основоположником новоармянской литературы. В США получил мировую известность американский писатель армянского происхождения Уильям Сароян.
Античная армянская музыка, или творчество гусанов, зародилась ещё до н. э. В V веке формируется армянская духовная музыка. Уже в VIII—IX веках были изобретены армянские невмы — хазы. Традиционные музыкальные инструменты — дудук, дхол, зурна, канон и др. С XVI века развивается искусство армянских ашугов. В 1868 году Тигран Чухаджян написал первую армянскую оперу «Аршак II», которая также стала первой оперой всего Востока[70]. В конце XIX — начале XX веков творили армянские композиторы Комитас и Спендиаров. В советский период прославились Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Давид Тухманов и Дживан Гаспарян. Мировую известность обрели французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур и американская рок-группа System of a Down, состоящая из этнических армян.
Древнеармянский театр был основан Тиграном II в 69 до н. э. в столице Великой Армении Тигранакерте. По свидетельству Плутарха армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате — второй столице Армении (I век н. э.)[71]. Современный армянский театр был основан в середине XIX века. Новоармянский профессиональный театр основан О. Гаспаряном в 1846 г. и А. Вардовяном в 1860-е гг.. В Ереване в 1921 году был открыт Театр им. Сундукяна — крупнейший в Армении драматический театр. В 1933 году был открыт Ереванский театр оперы и балета[71].
В список всемирного наследия внесены пять историко-культурных объектов на территории Армении. После обретения Арменией независимости появилась возможность возрождения армянских традиций. Армяне диаспоры интегрированы в культуры местных народов.
Герб Армянской ССР, нарисованный Сарьяном
Языческий храм Гарни, I век
Развалины храма Звартноц, 640-e годы
Монастырь Гегард
Монастырь Ахпат
Рукопись XIII века
Торос Рослин: «Переход через Чермное (Красное) море»
Памятник Давиду Сасунскому в Ереване
Театр оперы и балета в Ереване
Собор в Ани, на заднем плане — граница с Арменией (фото 2001)
Церковь Святого креста Ахтамар на озере Ван
Собор Святого Григория Просветителя, Ереван
В 301 году государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства, ещё до того, как оно было уравнено в правах с язычеством императором Константином Великим в Римской империи[72][73]. Таким образом, Великая Армения стала первым в истории Христианским государством.
Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской Апостольской Церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелисты. Широко распространено среди армян и псевдопротестантское сектантство. В России значительная часть верующих армян — прихожане РПЦ, в силу недостаточного количества армянских приходов, при этом принявших греко-православие, по догматико-каноническим причинам единицы[74]. Исламизированные армяне Турции часто считаются самостоятельным этносом — хемшилами[75], большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты.
Армянин.