31-05-2023
|
Единобожие (توحيد) образованно от глагола وحّد — يوحّد , а это «делать что-либо единым, одним». В шариатском значение это слово означает «единственность Аллаха в том, что принадлежит только Ему в господстве, поклонении и прекрасных именах и атрибутах» и имеет два вида:
Первый: таухид филь-ма’рифа уаль-исбат — в познании и утверждении, то есть познание Господства Всевышнего Аллаха, Его прекрасных имен и качеств и утверждение этого в отношении только одного лишь Аллаха, Его деяний, Его разговор с кем Он пожелает из Его рабов, как об этом говорится в начале суры аль-Хадид, Та ха, в конце суры аль-Хашр, в начале суры Али ‘Имран, сура аль-Ихлас и другие.
Второй: это таухид фит-таляб уа аль-касд — в требовании и цели — то, что содержит в себе сура аль-Кафирун, а также слова Всевышнего: «Скажи: „О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом“. Если же они отвернутся, то скажите: „Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами“» (Али ‘Имран: 64), начала суры аль-Муминун, ее середина и конец, начало суры аль-А’раф и ее конец, предложение из суры аль-Ан’ам, большинство сур из Корана. Более того, все суры Корана содержат в себе оба эти вида таухида!
Основным принципом доктрины исламского единобожия является утверждение того, что существует только один Бог — Творец всего сущего, достойный поклонения и обладающий прекрасными именами и атрибутами. Все процессы во вселенной и мироздании творятся только Им, посредством Его Слова, исполнителями которого являются ангелы. Исламская доктрина единобожия отвергает христианские представления об ипостасях Бога, выраженные в троице.
Утверждение о единственности Аллаха представлено в первой части шахады, исламского символа веры, первого из пяти столпов ислама: «Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха,…» (араб. أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ), а божество — это то, чему поклоняются, чему подчиняются из любви и богопочитания к нему.
Содержание |
Текст Корана содержит аят, в котором упоминается обо всех трёх видах таухида: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Марьям: 65) -
«Господь небес, земли и того, что между ними!» — таухид ар-рубубийя
«Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему» — таухид аль-улюхийя
«Знаешь ли ты другого с таким именем?» — таухид аль-асма-и уас-сыфат
Единственность Аллаха в его господстве. Всевышний Аллах является Творцом всего сущего, Дарующим средства для существования, Оживляющим, Умертвляющим. Все происходит только по Его воле. Всевышний в Коране говорит: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды — все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (аль-А’раф: 54). Он также сказал: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон (или утвердился на Троне). Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь» (Йунус: 3).
— Единственность Аллаха в поклонении (в отдавании прав, которые принадлежат только божеству).
Таухидул-улухийя: Единение Аллаха в его божественности — в поклонении Все виды поклонения должны быть обращены только к Нему. К этим видам относятся: мольба; просьба о заступничестве и помощи в том, что не под силу, кроме Аллаха (например: даровать Рай или уберечь от Ада); страх; упование; обет; жертвоприношение. Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» (аль-Бакара: 21-22). Раз Господь является Творцом всего сущего, то только Ему и следует обращать все виды поклонения. Если же человек совершит поклонение кому-то помимо Него, он совершит многобожие, как сказал об этом Аллах: «У того, кто поклоняется наряду с Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют» (аль-Муминун: 117).
Только Аллах обладает совершенством во всех его проявлениях: именах, атрибутах и действиях. Его имена и качества, а также деяния не схожи с именами и делами Его творений, как сказал об этом Всевышний: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (аш-Шура: 11). И ни в коем случае нельзя сравнивать или приравнивать Аллаха к творениям, а кто заявит подобное, тот совершит многобожие!
Абу Джафар ат-Тахауи (239—321 по хиджре) так описывает мусульманские представления об Аллахе в своём общепризнанном среди суннитов сочинении «Акыда ат-тахавийя»:
- Мы говорим о единстве Аллаха, веря с помощью Аллаха, что Аллах Един, без каких бы то ни было сотоварищей (любые боги, божества, которых люди почитают наряду с Аллахом).
- Нет ничего, подобного Ему.
- Нет ничего, что может превзойти Его.
- Нет иного божества, кроме Него.
- Он вечен без начала и бессмертен, непрестанный без конца.
- Он никогда не погибнет и не прекратит своего существования.
- Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает.
- Никакое воображение не может постичь Его и никакое понимание не охватывает Его.
- Он отличен от любого сотворённого существа.
- Он живой и никогда не умрёт, и вечно в действии и никогда не спит.
- Он творит без нужды в этом и даёт пропитание Своему творению без всякого усилия.
- Он умерщвляет без опасения и возвращает к жизни без труда.
- Он всегда существовал вместе со своими атрибутами ещё до творения. Наделение творения существованием не добавило к Его атрибутам того, чего бы уже не было. И Он был со всеми Его атрибутами в предвечности, таким Он и останется вечно.
- О Нем говорят, что Он Творец не только после акта творения, и говорят, что Он Создатель до акта создания.
- Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, даже когда не было творения (…)
- Он сотворил сотворённое по Своему Знанию.
- Он предопределил судьбы всех Своих творений.
- Он установил им определённые сроки жизни.
- Ничего не было скрыто, что касается их, от Него, до того, как Он сотворил их, и Он знал все, что они будут делать, до того, как сотворил их.
- Он приказал им повиноваться Ему и запретил им ослушиваться Его.
- Все происходит по Его Решению и Воле, и Его Воля совершается в полную силу. Единственная воля, которая есть у людей, это то, что Он желает для них. Что Он желает для них, происходит, чего не желает, не происходит.
- Он ведёт по прямому пути кого желает. И защищает их и охраняет их от вреда по Своей Щедрости, и сбивает с пути кого желает, и унижает их и причиняет им страдания по Своей Справедливости.
- Все они подвластны Его Воле, находясь между Его Щедростью и Его Справедливостью.
- Он превыше того, чтобы иметь противоположности или равных Себе.
- Ничто не может отвратить от себя Его Предопределение или обратить вспять Его Повеление или преодолеть Его Распоряжение.
- Мы верим во всё это и уверены, что все исходит от Него.
Ат-таухид.