14-06-2023
А-002 | |
---|---|
А-002 на авиасалоне МАКС-2001 | |
Тип | автожир |
Производитель | Иркут |
Изображения на Викискладе |
Иркут А-002М — лёгкий многоцелевой автожир.
Содержание |
Разработан конструкторами ОКБ легкой авиации Иркутского авиационного производственного объединения «Иркут»[1]. Он является первой самостоятельной разработкой в ОКБ лёгкой авиации ОАО «ИАПО». Автожир А-002 совершил первый полёт в 1999 году. При скорости ветра более 8 м/с взлетает с места, в штиль нужен разбег до 15 м. Клёпаная обшивка выполнена из дюралюминия. Первая построенная партия состояла из пяти автожиров.
Начало разработки относится к 1997 году, когда было получено задание на создание тактико-технических требований к трёхместному автожиру с закрытой обогреваемой кабиной. Тогда же началась разработка концепции. Эскизный проект был разработан в 1999—2000 годах. В 2001 году экземпляр автожира, находящегося в стадии сборки, демонстрировался на авиасалоне МАКС-2001. В 2002 году экспериментальный аппарат совершил первый полёт (по одним данным 21 апреля 2002 года, по другим — 6 июля 2002 года). По результатам испытаний было выявлено большое количество недостатков, вследствие чего доводка аппарата затянулась. В 2002 году было объявлено о начале серийного производства. Однако в октябре 2003 года «Иркут» задержал поставки автожиров до 2004 года, и сократил планируемую серию до 5 аппаратов. После этого компания долго не выпускала пресс-релизов по поводу автожира, вплоть до апреля 2005 года, когда было сообщено, что испытания подходят к завершению, с началом поставки аппаратов заказчику в середине 2005 года, чего также не произошло.
В 2005 году проект автожира участвовал в Конкурсе Русских Инноваций, где было заявлено, что для окупаемости проекта потребуется продать не менее 150 аппаратов. В 2006 году обновленный вариант автожира с двигателем AviaSmart[2] и новым несущим винтом большего диаметра получил название А-002М. В 2008 году было объявлено о сертификации типа автожира в этом году по действующим авиационным правилам, однако даже к 2012 году сертификат получен еще не был. В 2010 году была опубликована спецификация более тяжелой и дорогой версии аппарата А-002М. Возможность осуществления автожиром «прыжкового» взлёта сохранилась, но в связи с повышенной нагрузкой на несущую систему этот маневр перестал считаться штатным. Производитель на своём сайте сообщал [3] о разработке беспилотной версии аппарата.
24 июля в 17:15 по местному времени автожир Иркут-А002М произвел вынужденную посадку в болотистую местность в районе населенного пункта Боково Иркутской области. Экипаж в составе одного пилота не пострадал. [4] По предварительной версии, причиной отказа стала трещина в маслораспределителе привода принудительной раскрутки несущего винта, повлёкшая утечку масла из общей маслосистемы автожира. Пилот не заметил потери давления масла и продолжал полёт. При критической потере масла двигатель автожира, являющийся частью общей маслосистемы, остановился и аппарат совершил вынужденную посадку на авторотации несущего винта. Силовая конструкция кабины не пострадала, между тем как оба винта и внешние агрегаты автожира получили серьёзные повреждения.
Журнал «Авиация общего назначения» №10/2001 // Д. Беляш, А. Калмыков, О. Полынцев, А. Татарников „Автожир А-002“
А-002.