Базовые тральщики проекта 53 типа «Фугас»

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Базовые тральщики типа Фугас
Базовый тральщик проекта 53У Т-206 «Верп»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 1933 - 1946
Годы в строю 1936 - 1961
Запланировано 44
Построено 42
Отменено 2
Отправлено на слом 25
Потери 17
Основные характеристики
Водоизмещение 535 т (полное) [1]
Длина 62 м (наибольшая)
Ширина 7,41 м (наибольшая)
Высота 19 (клотика, над ватерлинией)
Осадка 2,5 м
Двигатели 2 × дизель 42-БМРН-6 или 6Д
Мощность 1400 л. с. при 450 об/мин (42-БМРН-6)
1600 л. с. при 450 об/мин (6Д)
Движитель 2 × трехлопастный ВФШ диаметром 1,45 м
Скорость хода 17,5 узлов (наибольшая)
Дальность плавания 7200 миль на ходу 12 узлов
Автономность плавания 10 суток
Экипаж офицеров - 7
старшин - 17
рядовых - 37
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас ГУ-I
3 × магнитных компаса
лаг ГО III
лот Томсона
радиопеленгатор Градус-К
Артиллерия 1 × 100-мм АУ Б-24
Зенитная артиллерия 1 × 37-мм АУ 70-К,
2 × 12,7-мм пулеметов Пулемет ДК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя, 40 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 31 якорная мина образца 1926 года

Базовые тральщики проекта 53 (тип «Фугас») — тип базовых тральщиков, строившихся для Советского Военно-Морского флота в 1930—1940-х годах. В общей сложности было построено 44 базовых тральщика по четырём проектам: проект 3 (8 кораблей), проект 53 (10 кораблей), проект 53у (17 кораблей) и проект 58 (9 кораблей). Тральщики типа Фугас стали самыми массовыми советскими тральщикам Великой Отечественной войны, в войне участвовало 40 единиц, за годы войны было потеряно 17 тральщиков этого типа (53 % от участвовавших в боевых действиях кораблей).

История проектирования

Проект 3

Эскизное проектирование быстроходного тральщика (БТЩ) велось кораблестроительной секцией НКТМ под руководством Ю. А. Шиманского и завершилось в октябре 1930 года. Реввоенсовет утвердил эскизный проект 25 апреля 1931 года. Разработка общего проекта была поручена недавно организованному Центральному конструкторскому бюро спецсудостроения (ЦКБС) объединения «Союзверфь». Работы вел инженер-кораблестроитель Л. В. Дикович; ему помогали Ф. П. Мурагин и Г. И. Вераксо. Представителем Комитета по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей УМС был назначен военинженер 1 ранга Н. М. Алексеев. Проекту был присвоен индекс «проект 3», и его разработка была закончена к концу 1931 года. В связи с принятием более технологичной конструкции корпуса водоизмещение увеличилось до 400 т при прежних размерениях.

Технический проект был окончательно утвержден Реввоенсоветом 27 марта 1932 года. и предусматривал стандартное водоизмещение БТЩ в 383 т, а полное — в 433 т. Корабль должен был иметь два комплекта параван-тралов, тралы Шульца, змейковый и электромагнитный тралы (для борьбы с неконтактными минами). На тральщики возлагались следующие задачи: разведка, контроль и траление фарватеров, маневренных районов и минных полей; уничтожение обнаруженных заграждений; проводка отдельных кораблей и соединений, караванов транспортов через опасные районы; постановка минных полей и борьба с субмаринами противника.

Освоение дизельной энергетики стало новым делом для конструкторов ЦКБС, так как они ранее имели опыт работы только с котлотурбинными установками. Общее руководство проектированием и отработкой дизельных двигателей осуществлял начальник механического отдела ЦКБС А. В. Сперанский, а ведущим инженером по дизелям был назначен А. К. Грейнер. Разработку рабочих чертежей БТЩ курировал начальник корпусного отдела бюро корабельный инженер А. И. Маслов, а наблюдение за их разработкой осуществлял старший приемщик Комитета по наблюдению за проектированием и постройкой кораблей военинженер 1 ранга А. Э. Цукшвердт. Окончательно выпуск рабочих чертежей проекта 3 был завершен в апреле 1934 года [2].

Проект 53

11 июня 1933 года Совет труда и обороны при Совете Народных Комиссаров СССР принял «Программу военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», предусматривавшую, в частности, строительство 27 БТЩ, а 29 октября следующего года УМС поручило ЦКБС-1 внести ряд изменений в проект 3. Предлагалось облегчить ахтерштевень и руль, увеличить вырезы во флорах и стрингерах для более удобного доступа в междудонные отсеки, снизить высоту световых люков машинных отделений, изменить конструкцию крышек сходных люков и увеличить высоту их комингсов, поднять носовую часть мостика в виде банкета, усовершенствовать некоторые системы и механизмы. Новый вариант проекта получил индекс 53 [3].

Проект 53у

В ноябре 1937 года решением совместного совещания УК УМС, 2-го ГУ НКОП, ЦКБ-17 и заводов-строителей был утвержден представленный ЦКБ-17 проект БТЩ с увеличенной шириной корпуса, получивший обозначение проект «53у (уширенный)». На тральщика проекта 53у предполагалось ликвидировать недостатки предшествующих серий БТЩ, в частности, проработать возможность обеспечения длительного малого хода с тралом Шульца, при помощи управляемого скольжения гидромуфт обоих дизелей. Будущие тральщики должны были иметь меньшее водоизмещение, новые гребные винты, улучшенные вспомогательные механизмы, более простые схемы систем и трубопроводов. В соответствии с постановлением Правительства от 15 июня 1937 года, быстроходные дизельные тральщики теперь стали считать «базовыми» [4].

Проект 58

Пока шла работа моряков и судостроителей по устранению недостатков кораблей проектов 3 и 53, конструкторское бюро завода № 201, при участии ЦКБ-17 и КБ завода № 190, ещё раз откорректировало проект тральщика, учтя все замечания и рекомендации. Новая разработка получила индекс «проект 58». 16 февраля 1937 года был заключен договор на постройку 5 БТЩ между заводом № 201 и УМС, где указывалось: «Постройка кораблей производится в полном соответствии по корпусу плазовой разбивки завода № 190 по проекту 58, а по механизмам и электрооборудованию — согласно проекту 53 с изменениями по увеличению остойчивости» [4].

История строительства

Все тральщики типа «Фугас» строились на четырёх заводах: ССЗ № 190, ССЗ № 370, ССЗ № 363, ССЗ № 201.

ССЗ № 190:

  • пр. 3: Т-201 — Т-204;
  • пр. 53: Т-1 — Т-4.

ССЗ № 370:

  • пр. 53у: Т-213, Т-214.

ССЗ № 363:

  • пр. 53у: Т-205 — Т-212, Т-215 — Т-221.

ССЗ № 201:

  • пр. 3: Т-401 — Т-404;
  • пр. 53: Т-405 — Т-407, Т-411, Т-7, Т-8;
  • пр. 58: Т-5, Т-6, Т-408 — Т-410, Т-412, Т-413.

Конструкция

Корпус

Корпус строился по поперечно-продольной системе набора из стали 4Н. Конструкция корпуса клепано-сварная. Изоляция жилых и служебных помещений состояла преимущественно из экспанзита (специально пропитанная фанера) толщиной 15 и 20 мм, наклеенного непосредственно на борт, и крашеной парусины в качестве отделочного слоя. На первой серии изоляция бортов жилых и служебных помещений выполнялась из чередующихся слоев пробки, воздушной прослойки, железного листа и отделочного слоя. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса девятью главными водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

  • малярная кладовая и форпик;
  • цепной ящик и шкиперская кладовая;
  • кают-компания и электромеханическая кладовая;
  • погреб мокрой провизии, артиллерийский погреб, каюты мичманов, канцелярия, кубрики, каюты командира и офицеров, баня, гальюны, радиорубка, пост шифрования;
  • машинное отделение № 1;
  • машинное отделение № 2;
  • Ленинский уголок, артиллерийский погреб, кубрики, тральная кладовая, кладовая сухой провизии, машинная кладовая;
  • румпельное отделение.

Только у командира корабля имелась отдельная каюта, остальные офицеры располагались в двухместных каютах. Тральщик нёс две мачты и одну овальную дымовую трубу [5].

Начальная поперечная метацентрическая высота: при стандартном водоизмещении — 0,67 м, при нормальном — 0,72 м, при полном — 0,88 м, без учета поправок на свободные поверхности жидких грузов. Максимальный угол крена при нормальном водоизмещении — 38°, при полном — 45° [6].

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка

На корабле были установлены два дизеля марки 42-БМРН-6 (1400 л. с.), расположенные в двух машинных отделениях. Дизель 42-БМРН-6 создавался на Коломенском заводе и представлял собой модернизированный вариант лодочного дизеля 42-БМ6. Дизель шестицилиндровый, четырёхтактный, бескомпрессорный, реверсивный с газотурбинным наддувом по системе Бюхи [5]. Число оборотов на полном ходу — 450 оборотов в минуту; число валов — два. Соединение коленчатых валов с валопроводом осуществлялось при помощи гидромуфт. Упорные подшипники — системы Митчела. Скорость хода: наибольшая — 18-18,5 узлов, с тралом — 12,7-14,5 узлов [7]. Дальность плавания: 3000 миль (при скорости 16 узлов) или 7200 миль (12 узлов) [7]. Время приготовления машин к походу: нормальное — 15 минут, экстренное — 5 минут. На некоторых кораблях (в частности, на Т-217) устанавливались два дизеля 6Д (1600 л. с., 450 об/мин) [5].

Движительно-рулевой комплекс

Винты — бронзовые трехлопастные, диаметром 1,45 м, постоянного шага 1,89 м и с дисковым отношением 0,6. Руль один, управление электрическое, системы Вард-Леонарда; аварийное — ручное. Посты управления рулем находились в рулевой рубке и румпельном отделении [8][5].

Электроэнергетическая установка

Основные источники тока — два дизель-генератора фирмы Deutz, мощностью по 50 л. с. при 430 об/мин, каждый (за исключением Т-218, у которого дизели этого же типа и мощности имели 550 об/мин). Генераторы — МП 545 1/3, по 29,5 кВт каждый (за исключением Т-210 и Т-204, у которых генераторы ТП-60, по 31,6 кВт каждый).

Дизель вспомогательного генератора аналогичной марки, 25 л. с. при 430 об/мин. Генератор — МП 544 2/3, мощностью 16 кВт (на Т-210 и Т-204 генераторы ТП-35, при той же мощности).

На Т-217 были установлены два дизель-генератора 2Д-16/27 мощностью по 29 кВт и дизель-генератор 2Д-16/20 мощностью 17 кВт [9].

Главные генераторы были установлены оба в первом (носовом) машинном отделении корабля, вспомогательный генератор — во втором (кормовом) машинном отделении. Главная распределительная станция находилась в носовом машинном отделении, вспомогательная (щит) — в кормовом. На кораблях был принят постоянный ток напряжением 115 В для всех силовых установок и освещения. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля, а также для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами (исключение составляет Т-204 более ранней постройки, где низковольтный агрегат питал только трансляцию и киноустановку, а сети переносного освещения 24 В не было)[10].

Вспомогательные системы и оборудование

Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел типа Ярроу с рабочим давлением 3 атм, поверхностью нагрева 18 м² и паропроизводительностью 400 кг/ч. На Т-204 имелся один вспомогательный водотрубный котел шатрового типа с поверхностью нагрева 11,2 м² и паропроизводительностью около 250 кг/ч [6].

Корабельные технические средства

Средства связи

На кораблях были установлены радиостанции: «Бухта», «Бриз», «Дозор», «Куб-4м», «Метель», «ПР-4», «Вьюга», «Рейд» [11]. Все они, за исключением станции УКВ «Рейд», находились в центральной радиорубке. Приемопередатчик «Рейд» устанавливался в штурманской рубке; аппаратура боевой корабельной трансляции — на верхней палубе, на правом борту, рядом с радиорубкой [12].

Средства визуальной связи: 60-см боевой прожектор типа МПЭ-60-2, установленный на специальном банкете у грот-мачты; 45-см сигнальный прожектор типа МСПРЛ-4,5, позже перенесенный с формарса на носовой мостик (на Т-205 — кроме того, переносный 35-см сигнальный прожектор типа МСПРЛ-3,5), фонари Ратьера, Семенова, пистолет Верри [12].

Химическое вооружение

Тральщики оснащались дымовой аппаратурой типа Д-2Т1А (время непрерывного действия — 11 — 12 минут). Кроме того, на каждом корабле имелся запас дымовых шашек на две постановки (8 штук). На Т-204 была смонтирована дымовая аппаратура типа ДА-2. Посты управления дымовой аппаратурой на всех кораблях расположены на верхней палубе у тральной лебедки.

Водоотливные и противопожарные средства

Пожарная система включала в себя девять одинарных и один двойной рожок диаметром 0,5 м и прокладывалась под верхней палубой в виде однопроводной магистрали из красномедных труб. Магистраль получала питание от двух трюмно-пожарных электрических насосов производительностью по 20 т/ч при давлении 10 кг/см² [9], установленных по одному в каждом из машинных отделений. На магистрали имелись три разобщительных клапана, управление которыми было выведено на верхнюю палубу. Система орошения артиллерийских погребов выполнялась в виде отростков от пожарной магистрали, уведенных в погреба и оканчивавшихся трубами с мелкими отверстиями. Кроме водяной пожарной магистрали, на корабле в качестве противопожарного средства имелись ручные огнетушители [6].

Средства осушения состояли из центробежных насосов производительностью по 50 т/ч воды по одному в каждом машинном отделении; в коридоре гребных валов устанавливался такой же насос производительностью 30 т/ч. Кроме того, на корабле имелись два переносных насоса производительностью по 20 т/ч каждый [6]. В зависимости от конкретного корабля были возможны различные варианты средств осушения [13]:

  • Т-1 — три насоса производительностью по 30 т/ч, два насоса производительностью по 20 т/ч;
  • Т-406 — один насос производительностью 45 т/ч, один насос производительностью 40 т/ч, один насос производительностью 25 т/ч, один переносной насос производительностью 25 т/ч;
  • Т-217 — два насоса производительностью по 50 т/ч, насос производительностью 30 т/ч, переносной насос производительностью 20 т/ч.

Катера, шлюпки, спасательные средства

Плавсредства тральщика состояли из двух шестивесельных или одного шестивесельного и одного четырёхвесельного ялов.

Корабельные запасы

Нормальный запас топлива — 13,5 т; полный — 61,5 т; максимальный — 99 т. Топливо размещалось в следующих отсеках: в междудонных цистернах правого и левого бортов и в бортовых отсеках обоих бортов. Запасное топливо (в перегруз) можно было принимать в междудонные цистерны. Котельная вода в количестве 12,4 т находилась в цистернах, расположенных в креновых отсеках. Нормальный запас питьевой воды (5,3 т) размещался в цистернах креновых отсеков правого борта; дополнительный запас питьевой воды (5,4 т) — в цистерне под носовой платформой. Запасы смазочного масла в общем количестве около 12 т и занимали запасные бортовые и междудонные цистерны [6].

Экипаж

По штату мирного времени экипаж тральщика включал в себя: офицеров — 7, старшин — 17, рядовых — 33. Всего — 57 человек [7].

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение включало одну — 100-мм пушку Б-24 без щита на полубаке (на Т-204 в1939 году пушка была снята и заменена на 100-мм корабельную пушку Б-24БМ). Одна 45-мм полуавтоматическая пушка К-21, расположенный на верхней палубе сзади кормового мостика на специальном банкете, и два — 12,7-мм пулемета системы ДК, расположенные побортно на крыльях носового мостика. Боезапас насчитывал 206 снарядов калибра 100 мм (из них 6 в кранцах), 200 (800 в перегруз) снарядов для полуавтомата К-21 (100 в кранцах) и 7000 патронов для пулеметов ДК. На I серии — 198 100-мм снарядов, 100 45-мм снарядов и 10 000 12,7-мм патронов. Подача боезапаса к 100-мм орудиям производилась: элеватором системы Лесснера, а также при помощи мусинговой подачи; к 45-мм пушкам и 12,7-мм пулеметам — вручную, ящиками, через люк в верхней палубе.

28 декабря 1940 года УК ВМФ выдало НКСП заказ на разработку вариантов проекта перевооружения тральщика. Предусматривалась замена 45-мм полуавтоматических пушек на новые 37-мм зенитные автоматы 70-К и увеличение количества крупнокалиберных пулеметов. При этом требовалось сохранить без изменений тральное вооружение. Рассматривались два варианта размещения новых автоматов, но оба пришлось признать неудачными. При первом варианте два автомата 70-К устанавливались на специальной надстройке, что резко снижало остойчивость, увеличивало осадку корабля на 15 см и уменьшало скорость хода. Второй вариант предполагал монтаж автоматов непосредственно на верхней палубе и вызывал уменьшение скорости на 0,2 — 0,3 узла при сохранении изначальных осадки и остойчивости. Но при этом возникали значительные «мертвые» углы обстрела. Как компромисс, автомат 70-К установили на месте пушки 21-К. Такое размещение артиллерии провели на всех тральщиках, сданных флоту в 1941 году. Боезапас составил 500 37-мм снарядов (из них 100 в кранцах).

На Т-215 в октябре 1941 году перед походом на Ханко были дополнительно установлены ещё два пулемета ДШК в кормовой части верхней палубы, в районе тральной лебедки. Аналогичное усиление вооружения в течение зимы 1941/42 года прошли все тральщики Балтийского флота, получившие в дополнение к пулеметам по два 20-мм автомата «Эрликон» (боезапас 7000 снарядов), установленных побортно между кормовым орудием и прожекторной площадкой. Позже на Т-205 два дополнительных 37-мм автомата 70-К смонтировали на рострах перед дымовой трубой. На достроенном в 1944 году Т-219 тральную лебедку сдвинули в корму, и два автомата 70-К разместили линейно-возвышенно в диаметральной плоскости. На срезах полубака и крыльях мостика установили четыре спаренных пулемета ДШКМ-2Б. С таким же вооружением достроили Т-220 и Т-221, но на них после войны автоматы 70-К были заменены новыми 25-мм автоматическими пушками 84-К.

Экипаж черноморского Т-401 перенес боевой 90-см прожектор на ростровую площадку позади дымовой трубы, а на прожекторной площадке установили пулемет ДШК. Часть тральщиков оснастили дополнительным пулеметом на ростровой площадке. В течение 1942 года все черноморские тральщики (кроме Т-407 и Т-408) получили по два автомата 70-К, расположенные побортно на срезе полубака за рубкой. 45-мм полуавтомат тоже заменили установкой 70-К, а 45-мм полуавтомат переместили дальше в корму. Пулеметы ДШК с крыльев мостика перенесли на верхнюю палубу у грот-мачты. При установке тралов новых типов в послевоенный период из-за роста водоизмещения балтийских и черноморских кораблей их вооружение ограничили двумя 37-мм автоматами.

Тихоокеанские тральщики получили в кормовой части три автомата 70-К со щитами; последние располагались в диаметральной плоскости на верхней палубе за кормовой надстройкой. Один из этих автоматов, расположенный ближе в нос, пришлось приподнять на специальном основании, чтобы обеспечить большие сектора обстрела. Тральщики Тихоокеанского флота получили также по четыре одноствольных пулемета ДШК или два спаренных 12,7-мм пулемета «Браунинг».

Стрелковое вооружение по штату включало один 7,62-мм пулемет ДП и 15 7,62-мм винтовок обр. 1891/1930 года [14].

Тральное вооружение

Тральное вооружение было весьма разнообразным: два комплекта параван-тралов К-1 (один штатный и один запасной); два комплекта змейковых тралов; один трал Шульца. Для постановки параван-охранителей в 1943 году на балтийских тральщиках Т-210, Т-217 и Т-218 в носовой части установили шпироны. Но так как длина тралящей части паравана не превышала 40 м, а параван отходил от борта лишь на 10 — 12 м, это не гарантировало тральщику безопасности. Вскоре параван-охранители демонтировали.

На Т-204 «Фугас» установили опытный образец электромагнитного трала, который прошел испытания в начале 1941 года, но в кампанию этого года не применялся. До начала войны электромагнитный трал так и не поступил на вооружение, хотя в коридоре гребных валов и предусматривалось место для его агрегатов. Тралы типа LL английского производства с начала 1944 года установили на черноморских Т-401 и Т-407. Штатную тральную вьюшку, применяемую на американских базовых тральщиках типа YMS (англ.)русск., разместили за кормовой надстройкой, без демонтажа установленного артиллерийского вооружения. Балтийские тральщики получили электромагнитный трал только после войны. Чтобы облегчить корабли, тральную вьюшку трала типа LL расположили на месте кормового зенитного автомата. Позже на тральщиках установили электромагнитные тралы ТЭМ-У и ТЭМ-У1, акустические тралы ГАТ и БАТ-2, контактные тралы МТ-1, МТ-2 и МКТ-3.

Средством пассивной защиты от неконтактных мин стала размагничивающая обмотка системы ЛФТИ, первоначально расположенная либо на леерах, либо на бортах снаружи корабля. Позже её заключили в железные сварные кожухи, расположенные вдоль бортов на верхней палубе и полубаке. Обмотка каждого корабля состояла из трех секций: основной нерегулируемой, основной регулируемой (охватывающих весь корпус корабля) и носовой регулируемой, расположенной на полубаке [16].

Приборы управления стрельбой

На носовом мостике каждого корабля имелся один 1,5-метровый стереоскопический дальномер. Дальномеры, установленные на Т-215 и Т-218, снабжены антивибрационными тумбами типа АВТ-2. Приборы управления стрельбой отсутствовали; расчеты прицела и целика осуществлялись с помощью специальных таблиц [17] [8].

Десантовместимость

При необходимости тральщики проекта 53 могли принять на борт 10 45-мм противотанковых орудий с передками и до 600 человек с личным оружием, боеприпасами и запасом продовольствия на 5 суток [7].

Штурманское вооружение

К началу войны на тральщиках имелось следующее штурманское оборудование: магнитные компасы — 3 штуки (главный, установленный на компасном мостике, путевой — на ходовом, рубочный — в ходовой рубке); электромеханический лаг типа ГО III (приборы управления — станция лага, трансмиттер, умформер — размещены в штурманской рубке, счетчик пройденного расстояния и указатель скорости установлены по одной паре в штурманской рубке и на мостике); механический лот Томсона, ручные лоты и другие штурманские приборы.

На Т-215 перед походами на Ханко был установлен гирокомпас ГУ-I. Матка гирокомпаса размещалась в помещении бывшей канцелярии; от неё работали пять репитеров (три — на носовом мостике, один — в ходовой рубке и один — в румпельном отделении) и курсограф. На всех остальных пяти кораблях дивизиона базовых тральщиков гирокомпас смонтировали в период зимнего ремонта 1942 года [7] [12].

Общая оценка проекта

Достоинствами тральщиков проектов 3, 53. 53у и 58 можно считать их хорошую мореходность и относительно большую дальность плавания. Конструкция корпуса обеспечивала высокую живучесть: взрыв мины в трале на расстоянии 7 — 10 м от кормы не вызывал существенных повреждений. При авиационных налетах попадания авиабомб весом 100—150 кг или близкие разрывы бомб большего калибра, как правило, не приводили к гибели тральщика.

Вместе с тем комиссии, проводившие испытания тральщиков до войны, указывали на существенные недостатки этих кораблей. В частности, отмечались малая скорость выборки параван-трала, малый запас воды на корабле, повышенная парусность, а имевший место небольшой дифферент на нос способствовал зарыванию в волну при килевой качке. В ходе боевых действий обнаружилось ещё одно следствие повышенной парусности в носовой части тральщика: в свежую погоду корабли становились рыскливыми, что влияло на точность прохождения тральных галсов. Удары попутной волны в транец приводили к рысканью корабля на курсе. Слишком большой диаметр циркуляции (пять длин корпуса) затруднял маневрирование на заднем ходу. Скорость хода с поставленными тралами оказалась недостаточной. Проблемы с остойчивостью заставляли с осторожностью устанавливать дополнительное вооружение. Малый запас тралящих частей контактных тралов приводил к быстрому их израсходованию от действия противотральных приспособлений. Главным недостатком тральщиков типа Фугас была слишком большая для такого корабля осадка, приводившая к подрыву на минных заграждениях [18].

Примечания

  1. Здесь и далее приведены тактико-технические характеристики тральщика Т-1 проекта 53 по состоянию на 1943 год.
  2. Костриченко, 2005, с. 3
  3. Костриченко, 2005, с. 4
  4. 1 2 Костриченко, 2005, с. 7
  5. 1 2 3 4 Костриченко, 2005, с. 9
  6. 1 2 3 4 5 Костриченко, 2005, с. 10
  7. 1 2 3 4 5 Платонов, 2002, с. 321
  8. 1 2 Платонов, 2002, с. 322
  9. 1 2 3 Платонов, 2002, с. 323
  10. Костриченко, 2005, с. 10-11
  11. Платонов, 2002, с. 617-618
  12. 1 2 3 Костриченко, 2005, с. 15
  13. Костриченко, 2005, с. 324
  14. Костриченко, 2005, с. 11-13
  15. Платонов, 2002, с. 74
  16. Костриченко, 2005, с. 14
  17. Костриченко, 2005, с. 13
  18. Костриченко, 2005, с. 72

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Костриченко В. В., Кулагин К. Л. Быстроходные тральщики типа «Фугас». — М.: Моделист-конструктор, 1997. — 72 с. — (Морская коллекция, 2005, № 2).

Базовые тральщики проекта 53 типа «Фугас».

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47