22-10-2023
«Байка́л» — проект многоразового ускорителя первой ступени ракеты-носителя Ангара. Разработан в ГКНПЦ им. Хруничева совместно с НПО «Молния». Основная идея проекта состоит в том, чтобы выполнивший задачу ракетный ускоритель, отделившись от носителя, автоматически возвращался к месту старта и приземлялся на самолётную взлётно-посадочную полосу как крылатый беспилотный летательный аппарат. Ускоритель может применяться как в составе РН семейства «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов, так и в составе других ракетных комплексов.
Содержание |
«Байкал» спроектирован в ОАО «НПО „Молния“» по заказу ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Олег Соколов, представитель центра имени Хруничева подчеркнул, что Байкал пользовался на авиакосмическом салоне «МАКС-2001» большим вниманием зарубежных специалистов:
Он оснащён уникальной автоматической системой управления, обеспечивающей сопровождение полета на всех этапах с момента старта в составе РН до посадки на аэродром, входящем в состав космодрома Плесецк. Первый вариант такой системы управления был отработан на орбитальном корабле «Буран». Несмотря на высокую скорость входа аппарата в атмосферу, отсутствует традиционное теплозащитное покрытие, что существенно снижает затраты на его эксплуатацию. Имеет минимальную стоимость изготовления и эксплуатации. Традиционная самолётная аэродинамическая схема многоразового ускорителя «Байкал» была признана наиболее эффективной по сумме показателей. При его проектировании максимально учитывался опыт разработки многоразовых авиационно-космических систем «Буран» и Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС).
Применение многоразового ускорителя ракетной ступени «Байкал» позволит:
В зависимости от класса ракеты-носителя Ангара используется разное число многоразовых ускорителей:
При этом один и тот же экземпляр многоразового ускорителя может использоваться в составе ракет-носителей разных классов.
Характеристики многоразового ускорителя «Байкал» c РН легкого класса |
Значение |
---|---|
Сухая масса | 17,8 т |
Масса при посадке, т | 18 |
Длина, м | 28,5 |
Высота, м | 8,5 |
Размах поворотного крыла, м | 17,1 |
Радиус возвращаемого полета, км | 410 |
Крейсерская скорость полета, км/ч | 490 |
Тип и тяга (зем./пуст.) ракетного двигателя | ЖРД РД-191М (1 шт.), 196 тс / 212.6 тс |
Допустимое количество полетных использований | 10 (с доведением до 25) |
Тип и тяга двигателя для возвратного полета | ТРД, максимальная тяга 5 тс |
Число Маха при разделении со II ст. | 5,64 |
Крейсерский режим возвратного полета: | |
дальность, км | 384 |
скорость, км/ч | 490 |
Посадочная скорость, км/ч | 280 |
Пробег при посадке, м | 1200 |
Характеристики семейства РН «Ангара-В» с использованием МРУ «Байкал» |
модификации | ||||
---|---|---|---|---|---|
РН | А1-В | А3-В | А5-В | А4-В | |
Стартовая масса, т | 168,9 | 446 | 709 | 700 | |
Число МРУ на первой ступени | 1 | 2 | 4 | 4 | |
Компоненты топлива: | |||||
первая ступень, масса, т | О2+РГ-1 109.7 |
О2+РГ-1 | О2+РГ-1 | О2+РГ-1 | |
вторая ступень, масса, т | АТ+НДМГ 32.2 |
О2+РГ-1 | О2+РГ-1 | О2+H2 | |
Масса полезной нагрузки при запуске с космодрома Плесецк: |
|||||
на низкую орбиту, (Н=200 км, i=90º), т | 1,9 | 9,3 | 18,4 | 22,0 | |
на геопереходную орбиту, т | — | 1,0 | 4,4 | 5,66 | |
на геостационарную орбиту, т | — | — | 2,5 | 3,2 | |
Масса топлива для возврата, т | 2,9 |
Советская и российская ракетно-космическая техника | ||
---|---|---|
Исторические РН | ||
Эксплуатируемые РН | ||
Разрабатываемые РН | ||
РН на базе МБР | ||
РН на базе БРПЛ | ||
Разгонные блоки | ||
Многоразовые космические системы | Спираль • Буран • Заря • МАКС • Байкал-Ангара • Клипер • ППТС (Русь) |
Многоразовые транспортные космические корабли | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||
|
|||||||
|
Байкал-Ангара.