Балет Мариинского театра

05-10-2023

Содержание

История балетной труппы Мариинского театра начиналась с придворных спектаклей, где участвовали профессиональные танцовщики и танцовщицы, появившиеся после учреждения императрицей Анной Иоанновной в 1738 Танцевальной школы под руководством французского педагога Жана Батиста Ланде.

Балетная труппа входила в состав театров:

XIX век

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (1804), «Амур и Психея» (1809), «Ацис и Галатея» (1816) Кавоса предвещали наступление романтизма. В 1823 театр поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на муз. Кавоса (1823). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, Е. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. В 1837 году итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». В 1842 в балете «Жизель», в постановке Ж. Коралли и Ж. Перро, с успехом выступила Е. И. Андреянова. В 18481859 годах петербургский балет возглавил Ж. Перро, который поставил балеты «Эсмеральда», «Катарина» и «Фауст» Пуньи. В 1859 году балет возглавил балетмейстер А. Сен-Леон, поставил балеты «Конёк-Горбунок» (1864) и «Золотая рыбка» (1867). Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Петипа1847 солист балета, затем — балетмейстер, в 18691903 — главный балетмейстер театра).

За время своего пребывания в России Мариус Петипа поставил на императорской сцене балеты: «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни, в 1862 году; «Царь Кандавл» Цезаря Пуни, в 1868 году; «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1869; «Две звезды» Цезаря Пуни, 1871; «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, 1877; "Спящая красавица П. И. Чайковского, в ред. Дриго, (18901895), I и III акты, в сотрудничестве с Львом Ивановым (ивановский текст — 2-ая картина первого акта, венецианский и венгерский танцы во втором акте, третий акт, за исключением апофеоза); «Лебединое озеро» (совместно с Л. И. Ивановым, 1895); «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова, 1898; «Корсар» на музыку Адана, Пуни, Дриго, Делиба, Петр Ольденбургского, Минкуса и Трубецкого, 1898; «Пахита» Дельдевеза, 1899; «Испытания Дамиса» А. К. Глазунова, 1900; «Времена года» (Четыре времени года) А. К. Глазунова, 1900; «Арлекинада» (Миллионы Арлекина) Дриго, 1900; «Ученики господина Дюпре», 1900; «Волшебное зеркало» Корещенко, 1904; «Роман бутона розы», Дриго (премьера не состоялась).

Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Христиана Иогансона, Энрико Чеккетти . В балетах Петипа и Иванова выступали: М. Суровщикова-Петипа, Екатерина Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, Мария Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, К. М. Куличевская, А. В. Ширяев.

XX век

В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская (1871—1962), Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Л. Н. Егорова, Н. Г. Легат, С. К. Андрианов, Мария Кожухова (1897—1959), Ольга Спесивцева (1895—1991) (5 (18) июля 1895 года — 16 сентября 1991 года)

В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство. Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской.

Михаилу Фокину принадлежат балеты: «Павильон Армиды» , 1907; «Шопениана», 1908; «Египетские ночи», 1908; « Карнавал», 1910; « Петрушка», 1911; «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь», 1909. В балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова.

Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса (по мотивам балета М. Петипа) дошёл до современников в редакции Александра Горского 1900 года.

Позднее, в 1963 году был поставлен «Конек-Горбунок» (Александра Горского, возобновлённый Михайловым, Балтачеевым и Брускиным.

С 1924 года в театре ставил спектакли Фёдор Лопухов, первой постановкой которого стал спектакль «Ночь на Лысой горе», (музыка — Модест Мусоргский); затем в 1927 году — «Ледяная дева»; 1929 — «Красный мак», совместно с Пономарёвым и Леонтьевым; 1931 — «Болт», музыка — Дмитрий Шостакович, 1944 — «Тщетная предосторожность» на музыку Г.Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова); 1947 — «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)

В первые годы после Октябрьской революции 1917 года перед театром встали задачи сохранения наследия. В театре работали ведущие артисты: Э. Вилль, Е. П. Гердт, Пётр Гусев, А. В. Лопухов, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. И. Пономарёв, В. А. Семёнов, Б. В. Шавров.

В 1940 году балетмейстер Леонид Лавровский поставил балет «Ромео и Джульетта». Позднее этот спектакль возобновил Семён Каплан, в 1975 году.

В годы Великой Отечественной войны артисты, оставшиеся в блокадном Ленинграде, под руководством О. Г. Иордан выезжали на фронт, выступали на заводах и в госпиталях. Основной коллектив был эвакуирован в Пермь, где в 1942 году был поставлен спектакль «Гаянэ», балетмейстером Ниной Анисимовой

Солистами балета театра периода 1920—1940 годов стали ученики А. Я. Вагановой, М. Ф. Романовой, Е. П. Снетковой-Вечесловой и А. В. Ширяева: Нина Анисимова, Фея Балабина, Татьяна Вечеслова, Наталья Дудинская, А. Н. Ермолаев, Н. А. Зубковский, О. Г. Иордан, Марина Семёнова, Константин Сергеев, Галина Уланова, Вахтанг Чабукиани и Алла Шелест, Татьяна Вечеслова.

В 1941 году после окончания Московского хореографического училища по классу петербургского педагога Марии Кожуховой в театр поступила Инна Зубковская.

В послевоенное время репертуар балета театра имени Кирова появились новые постановки, в которых танцевали: И. Д. Бельский, Б. Я. Брегвадзе, Инна Зубковская, Нинель Кургапкина, Аскольд Макаров, Ольга Моисеева, Н. А. Петрова, В. Д. Ухов, К. В. Шатилов Н. Б. Ястребова.

В последних выпусках А. Я. Вагановой 50-х годов появились и засверкали два имени: Ирина Колпакова и Алла Осипенко, с сезона 1957 года в театре появилась ученица В. С. Костровицкой Габриэла Комлева, в 1959 году Е. В. Ширипина выпустила будущую мировую звезду Наталию Макарову, в 1963 году в театре появилась ученица Л. М. Тюнтиной Наталья Большакова, в кировском балете работали ученики Александра Пушкина Рудольф Нуриев, с 1958 года и Михаил Барышников, 1967 года. В начале 70-х годов в театре танцевала Людмила Семеняка.

В 80-х годах в театр пришло следующее поколение, среди новых звёзд Алтынай Асылмуратова, Фарух Рузиматов, Елена Панкова, Жанна Аюпова, Лариса Лежнина, Анна Поликарпова.

В новом тысячелетии в балетной труппе театра: Диана Вишнёва, Алина Сомова и Виктория Терёшкина

См. также

Примечания

Ссылки

  • Солисты балета — на сайте Мариинского театра

Балет Мариинского театра.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47