Мори́с Бежа́р (фр. Maurice Béjart, собственное имя — Морис-Жан Берже, фр. Maurice-Jean Berger, 1 января 1927, Марсель — 22 ноября 2007, Лозанна) — французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины XX века.
Биография
Сын Гастона Берже (1896—1960), философа, крупного администратора, министра образования (1953—1960), члена Академии моральных и политических наук (1955). Семилетним потерял мать. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету. Учился у Ролана Пёти. В 1951 поставил свой первый балет (в Стокгольме, в соавторстве с Биргит Кульберг). В 1954 основал компанию фр. Ballet de l’Etoile, в 1960 — фр. Ballet du XХe Siècle в Брюсселе. В 1987 переехал в Лозанну, где основал компанию фр. Béjart Ballet. Принял ислам.[1]
Работал в кино, в том числе — с Клодом Лелушем (Одни и другие, 1981).
Постановки
- 1955: «Симфония для одного человека» («Симфония для одинокого мужчины», «Symphonie pour un homme seul» (фр.)) (Париж)
- 1956: «Высокое напряжение» («High Voltage» (англ.))
- 1957: «Соната трёх» («Sonate à trois» (фр.)) (Эссен)
- 1958: «Орфей» («Orphée» (фр.)) (Льеж)
- 1959: «Весна священная» («Le Sacre du printemps» (фр.)) (Брюссель)
- 1960: «Такой сладкий гром» («Such Sweet Thunder» (англ.))
- 1961: «Болеро» («Boléro» (фр.)) (Брюссель)
- 1961: «Четыре сына Эмона» («Les Quatre Fils Aymon» (фр.)) (Брюссель)
- 1964: «Симфония № 9» («IX Symphonie» (фр.))(Брюссель)
- 1966: «Ромео и Джульетта» («Roméo et Juliette» (фр.)) (Брюссель)
- 1967: «Месса по настоящему времени» («Messe pour le temps présent» (фр.)) (Авиньон)
- 1968: «Бахти» («Bhakti» (фр.)) (Авиньон)
- 1969: «Номос-Альфа» («Nomos Alpha»)
- 1971: «Песни странствующего подмастерья» («Songs of a Wayfarer» (англ.))
- 1972: «Нижинский — божественный клоун» («Nijinski, clown de Dieu» (фр.)) (Брюссель)
- 1973: «Голестан» («Golestan»)
- 1975: «Складка на складку» («Pli selon pli» (фр.)) (Брюссель)
- 1975: «Наш Фауст» («Notre Faust» (фр.)) (Брюссель)
- 1976: «Гелиогабал» («Heliogabale» (фр.)) (Иран)
- 1976: «Айседора» («Isadora» (фр.)) (Монако, Опера Монте-Карло)
- 1976: «Мнимый Мольер» («Le Molière imaginaire» (фр.)) (Париж, Комеди Франсэз)
- 1977: «Петрушка» («Petrouchka» (фр.)) (Брюссель)
- 1980: «Эрос-Танатос» («Eros Thanatos» (фр.)) (Афины)
- 1982: «Вена, Вена, город моей мечты» («Wien, Wien, nur du allein» (фр.)) (Брюссель)
- 1983: «Месса будущего» («Messe pour le temps futur» (фр.)) (Брюссель)
- 1987: «Воспоминания о Ленинграде» («Souvenir de Léningrad» (фр.)) (Лозанна)
- 1988: «Пиаф» («Piaf» (фр.)) (Токио)
- 1989: «1789 год… и мы» («1789… et nous» (фр.)) (Париж)
- 1990: «Пирамида» («Pyramide» (фр.)) (Каир)
- 1991: «Смерть в Вене» («Tod in Wien» (нем.)) (Вена)
- 1992: «Ночь превращения» («La Nuit Transfiguret» (фр.))(Лозанна)
- 1993: «Mr. С.» о Чарли Чаплине, с Анной-Эмилией Чаплин (Венеция, «Ла Фениче»)
- 1993: «Эпизоды» («Les Episodes» (фр.)) c Сильви Гиллем [2]
- 1993: «Si Si» c Сильви Гиллем (L’Impératrice Autriche", Лозанна, к/т «Metropol»)[3]
- 1993: «Волшебный мандарин» («Le Mandarin Mervelleau» (фр.)) на музыку Бартока, Rudra Bejart Ballet, премьеры в Metropol, Palais de Beaulieu, Lausanne
- 1995: «À propos de Shéhérazade» (Берлин)
- 1997: «Дом священника/Балет для жизни» («Le Presbytère…/Ballet for Life» (фр.), (англ.)) (Париж)
- 1999: «Шёлковый путь» («La Route de la soie» (фр.)) (Лозанна)
- 2000: «Дитя-король» («Enfant-roi» (фр.)) (Версаль)
- 2001: «Танго» («Tangos» (фр.)) (Генуя)
- 2001: «Манос» («Manos» (фр.)) (Лозанна)
- 2002: «Мать Тереза и дети мира» («Mère Teresa et les enfants du monde» (фр.))
- 2003: «Чао, Федерико» («Ciao Federico» (фр.)), в честь Феллини
- 2005: «Любовь и танец» («L’Amour — La Danse» (фр.))
- 2006: «Заратустра» («Zarathoustra» (фр.))
- 2007: «Вокруг света за 80 минут» («Le Tour du monde en 80 minutes» (фр.))
- 2007: «Cпасибо, Джанни, с любовью» («Grazie Gianni con amore» (фр.)), памяти Джанни Версаче
Признание
Премия Эразмус (1974), Императорская премия (1993). Премия «le Prix Allemand de la Danse» (1994).
Член Французской академии художеств.
В 1986 г. был посвящён в рыцари Императором Японии. Почётный гражданин Лозанны.
Тексты о балете
- Un Instant dans la vie d’autrui: mémoires. Paris: Flammarion, 1979.
- Le ballet des mots. Paris: Les Belles Lettres; Archimbaud, 1994
- Ainsi danse Zarathoustra: entretiens avec Michel Robert. Arles: Actes Sud, 2006.
Фильмы Бежара
Maurice Béjart (англ.) на сайте Internet Movie Database
Сохранилось множество документальных фильмов, в которых Морис Бежар выступил в качестве режиссёра, балетмейстера и актёра, среди которых «Les uns et les autres» (англ.) на сайте «Symphonie pour un homme seul» (англ.) на сайте «B comme Béjart » (англ.) на сайте Internet Movie Database и другие
Бежар в России
В 1989 году труппа «Bejart ballet Lausanne» гастролировала в Петербурге и участвовала съёмках фильма «Grand pas в Белую ночь» [4] [5] В 1998 году труппа «Rudra Bejart ballet de Lausanne» побывала в Москве [6] В 2003 году труппа Бежара была в Москве со спектаклем «Мать Тереза и Дети мира» на сцене зала «Россия» [7] В 2006 году состоялись гастроли в Москве [8]
Публикации на русском языке
- Бежар Книга 1: «Мгновения в жизни другого». Книга 2: «В чьей жизни?». — «Flammarion» - 1979, 1996. «Русская творческая палата» -1998. — (Мемуары. Пер. с франц. Л. Зониной и М.Зониной. Послесловие В.Гаевского. М. Союзтеатр, 1989). — 10 000 экз.
- На французском языке: «La Vie de qui ?» Mémoires tome II, 1998 ISBN 2-08-066498-0
Литература
- Christout M.F. Maurice Béjart. Textes de Maurice Béjart, points de vue critiques, témoignages, chronologie. Paris: Seghers, 1972
- Gay-White P. Béjart and modernism: case studies in the archetype of dance. New Orleans: UP of the South, 2006
Последователи Бежара
Морис Бежар запретил исполнение своих постановок без разрешения, его хореографический стиль знают только артисты, которые работали лично с ним. Но многие звёзды балета учили постановки по видео и исполняли номера в галаконцертах. Исполнение было на высшем уровне, но абсолютно «своё»; и Морис говорил: «Это ничего общего не имеет с моей хореографией» (Ça rien à voir avec ma chorégraphie). Так, замечательное исполнение одной из лучших балерин современности Дианы Вишнёвой pas de deux из балета «Бахти» (Bhakti), а также выступление мировой звезды Фаруха Рузиматова в Адажиэтто было встречено авациами публики, но стоило импрессарио Сасаки-сан 10000 $ штрафа. В то же время постановки Бежара разрешены Сильви Гиллем и многим другим артистам, не искажающим стиль хореографа. Аналогично следят за соблюдением стиля балетмейстеров Джорджа Баланчина, Касьяна Голейзовского и всего хореографического наследия, которое передаётся из поколения в поколение.
Одним из последователей Мориса Бежара стал Миши Ван Ук (Misha Van Hoecke), который работал в труппе «Балет XX века» около 25 лет.
Примечания
- Философ от балетного станка
- ↑ Несколько эпизодов-историй мужчины и женщины
- ↑ с костюмами Джанни Версаче, повествующий о жизни и судьбе австрийской королевы, трагически погибшей у Бо Риважа (фр. Beau-Rivage Palace), музыка И.Штрауса, Rudra Bejart Ballet
- Grand pas in the White Night
- Grand pas in the White Night — иное кино
- «Второй Бежар» — Газета «Коммерсантъ», № 70 (1473), 21.04.1998
- Балет Мориса Бежара «Мать Тереза и Дети мира» — ГКЗ «Россия», 7 апреля 2003 года
- Песня танца — Майя Крылова Независимая газета 2006-11-08
Ссылки
- bejart.ch — «Bejart ballet Lausanne»— официальный сайт компании
- bejart-rudra.ch — «l’école-Atelier Rudra-Béjart» — школа, находится в том же здании и участвует в постановках
- bejart.ch/fr/bejart/bio.php биография Мориса — на сайте компании
- телевизионные съёмки.
- Bejart (англ.) на сайте Internet Movie Database
Современные балетмейстеры |
Неоклассика |
|
Современный балет |
|
Модерн |
|