26-01-2024
Boeing 747 | |
---|---|
|
|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Boeing |
Первый полёт | 9 февраля 1969 |
Начало эксплуатации | 1970 (Pan Am, TWA) |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | British Airways (57) Cathay Pacific (46) Korean Air (41) |
Годы производства | 1969 год — н. в. |
Единиц произведено | 1443 (на июль 2012)[1] |
Стоимость единицы | 747-100 — 24 млн $ (1967) 747-200 — 39 млн $ (1976) 747-300 — 82 млн $ (1982) 747-400 — 228-260 млн $ (2007) |
Варианты | Boeing E-4 Boeing VC-25 Boeing 747-400 Boeing 747SP Boeing 747-8 |
Изображения на Викискладе |
Боинг 747, выпускаемый американской компанией Boeing, часто именуемый «Джамбо Джет» (англ. Jumbo Jet), или просто «747», — первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полёт был выполнен 9 февраля 1969 года. На момент своего создания Boeing 747 был самым большим, тяжёлым и вместительным пассажирским авиалайнером, оставаясь таковым в течение 37 лет, до появления A380, первый полёт которого состоялся в 2005 году.
Boeing 747 имеет двухпалубную компоновку, при этом верхняя палуба значительно уступает по длине нижней. Размеры и своеобразный «горб» верхней палубы сделали Boeing 747 одним из наиболее узнаваемых самолётов в мире, героем десятков кинофильмов и символом гражданской авиации.
Существует несколько различных вариантов Boeing 747, большинство из которых могут совершать перелёты большой дальности. Рекордсменом среди 747 является Боинг австралийской авиакомпании Qantas Airways, совершивший в 1989 году беспосадочный перелёт из Лондона в Сидней, преодолев тем самым 18 000 км за 20 часов 9 минут, не имея на борту ни пассажиров, ни груза.
Несмотря на высокую стоимость, благодаря высокой экономичности массовых авиаперевозок и лизинговым схемам эксплуатации, это один из самых распространённых в мире пассажирских самолётов. До сентября 2010 года было заказано 1527 моделей Boeing 747, доставлено 1418 самолётов.
Содержание |
Идея разработки Боинга 747 возникла во время бурного роста объёмов авиаперевозок в 60-х. Боинг 707, господствовавший в то время на рынке авиаперевозок США, уже с трудом справлялся с растущим потоком пассажиров. До этого корпорация «Боинг» уже занималась разработкой крупного транспортного самолёта для армии США, однако тогда корпорация проиграла проекту компании Локхид — C-5 «Гэлэкси». Тем не менее, наиболее преданный «Боингу» покупатель — авиакомпания Pan American — выработала требования к гигантскому пассажирскому самолёту, который должен был быть больше «707» в два раза. В 1966 году корпорация представила конфигурацию нового самолёта, получившего обозначение «747». Изначальный проект представлял собой полностью двухпалубный самолёт, однако с такой конфигурацией возникали некоторые трудности, и от схемы отказались в пользу «горбатого» варианта. Из первой серии в 100 самолётов «Pan Am» заказала 25.
В то время считалось, что такие гиганты вскоре будут вытеснены сверхзвуковыми самолётами. Поэтому «747» изначально разрабатывался как грузопассажирский самолёт. Со временем планировалось даже полное переоборудование всех самолётов в грузовые. Кабину экипажа поместили на верхнюю палубу специально для того, чтобы была возможность преобразовать нос самолёта в грузовую аппарель. Предполагалось, что рынок не нуждается более чем в 400 самолётах этого типа, однако, несмотря на критику и жёсткую конкуренцию в 1993 году был построен тысячный самолёт. Лишь в первом десятилетии XXI века объём продаж «747» начал падать.
Строительство самолётов было связано с некоторыми трудностями: завод Боинга не обладал возможностями выпускать такие гигантские самолёты. Для этого в небольшом городке Эверетт в штате Вашингтон был построен новый завод, который и стал домом для нового семейства самолётов.
Компания Pratt & Whitney разработала огромный турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности — JT9D, который первоначально использовался исключительно на «747». В целях повышения уровня безопасности и лётных качеств самолёта на «747» были установлены 4 резервные гидравлические системы и щелевые закрылки, которые позволяли использовать самолёт на взлётно-посадочных полосах стандартной длины.
На испытаниях самолёта для получения сертификата лётной годности Boeing разработал необычное учебное устройство, известное как «Фургон Уодделла» (названное так в честь лётчика-испытателя «747», Джека Уодделла), которое состояло из макета кабины, установленного на крыше грузовика. Тренажёр был предназначен для того, чтобы обучить лётчиков управлять самолётом на рулении с такого высокого положения кабины.
Boeing дал обещание «Pan Am» доставить первый самолёт к 1970 году — то есть необходимо было разработать, построить, испытать и сертифицировать самолёт меньше чем за 4 года. Работа шла очень быстро, однако колоссальные затраты корпорации на постройку нового завода и разработку самолёта поставили Boeing на грань банкротства. Тем не менее, колоссальная прибыль от реализации «747» окупила все затраты корпорации.
Изначально крупные авиакомпании относились к новому самолёту несколько скептически. В это же время корпорации «МакДоннелл-Дуглас» (позже поглощенная «Боингом») и «Локхид» разрабатывали трёхмоторные широкофюзеляжные самолёты гораздо меньших размеров по сравнению с «747». Многие авиакомпании считали, что «747» не оправдает себя на дальнемагистральных маршрутах и будет не так экономичен, как трёхмоторные McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. Кроме того, вызывал сомнения тот факт, что из-за своих размеров «747» может не соответствовать инфраструктурам аэропортов. В настоящее время с подобными проблемами сталкивается Airbus A380.
Беспокойство авиаперевозчиков вызвал высокий (по сравнению с трёхмоторными самолётами) расход топлива. Многие авиакомпании сразу же объявили о своём нежелании приобретать Боинг-747 из-за угрозы резкого увеличения цен на билеты.
Беспокойства авиаперевозчиков оправдались. Топливный кризис 1970-х годов вызвал стремительный рост цен на нефть и сокращение объёмов авиаперевозок. Авиакомпании столкнулись с проблемой нерентабельности «Боинга-747»: из-за высоких цен на билеты самолёты летали полупустыми. Авиакомпания American Airlines устанавливала вместо кресел пианино и барные стойки с целью привлечения пассажиров, но и этих мер оказалось недостаточно. В дальнейшем компания переоборудовала все самолёты в грузовые, затем продала. Через некоторое время Continental Airlines поступила со своими самолётами так же. Новые McDonnell Douglas DC-10, Lockheed L-1011 TriStar, а позже Airbus A300 и Boeing 767 захватили большую часть рынка широкофюзеляжных самолётов. Многие авиаперевозчики с выходом новых самолётов почти сразу отказались от «747» в их пользу. Среди них: Air Canada, Aer Lingus, SAS, TAP Portugal и Olympic Airways.
Многие авиакомпании продолжают использовать «Боинг-747» на особо загруженных маршрутах. В Азии «747» часто используется на средних и даже ближних маршрутах, особенно в Японии. «747» всё так же используют на самых протяжённых трансконтинентальных линиях. Самый большой флот «747» принадлежит японской национальной авиакомпании Japan Airlines — 73 самолёта. British Airways обладает крупнейшим флотом модификации 747-400, включающим 57 самолётов.
Самолёты «Боинг-747» эксплуатируются и в России. Авиакомпания Трансаэро имеет двадцать один лайнер (два B747-200, четыре B747-300 и пятнадцать B747-400)[2], авиакомпания AirBridgeCargo, входящая в группу компаний Волга-Днепр, имеет тринадцать машин в грузовом варианте (два самолёта Boeing 747-200F, один B747-300F, пять 747-400ERF, три В747-400F и 2 Боинг 747-8F.(Поставлены 5 февраля 2012 и 30 марта 2012)) .
После создания модификации 747-400 рассматривалось множество вариантов усовершенствования самолёта, однако утверждён был лишь проект 747-8 2005 года.
Программа 747-X была запущена в ответ на европейскую программу корпорации Airbus A3XX. Этот проект подразумевал создание самолётов Boeing 747-500X и Boeing 747-600X вместимостью до 800 пассажиров. Корпорации General Electric и Пратт & Уитни создали совместное предприятие для производства двигателей GP7200 специально для увеличенного «747». Однако большинство авиаперевозчиков предпочли разработку принципиально нового самолёта модернизации старого, и после нескольких месяцев проект был закрыт.
После официального старта программы А380 в 2000 году «Боинг» вновь было взялся за 747-Х, но позже отказался от него в пользу проекта «Sonic Cruiser» — проект субзвукового пассажирского самолёта. Потом проект законсервировали и принялись за разработку Боинга 787 (изначально 7Е7). Впрочем, некоторые идеи, разработанные в ходе проекта 747-Х, нашли применение в самолёте Boeing 747-400ER.
В начале 2004 года Boeing опубликовал планы создания самолёта 747 «Advanced». Этот самолёт представляет собой удлинённый Boeing 747-400. На новом самолёте планируется использовать совершенно новую авионику — схожую с авионикой Боинга 787. 14 ноября 2005 года «Боинг» заявил о начале проекта, и самолёту было присвоено обозначение Boeing 747-8. Авиакомпании заказали 109 самолётов (37 пассажирских, 76 грузовых). Из пассажирских перевозчиков интерес к 747-8 проявила Lufthansa (20 машин), Korean Air (5 машин), американская Boeing Business Jet (8 машин) и российская Transaero (4 машины). Грузовыми (здесь у 747 нет конкуренции, грузовой А380 присутствует пока что лишь на схемах) заинтересовались 8 авиакомпаний, среди которых такие как Dubai Aerospace Enterprise (15 самолётов), Nippon Cargo Airlines (14 самолётов), Cargolux (13 самолётов), а также российская Волга-Днепр (5 самолётов).
Между тем, последний пассажирский Boeing-747-400 был поставлен заказчику (тайваньской авиакомпании China Airlines) в апреле 2005 года[3], с тех пор из ангаров Boeing выкатывались только грузовые «Джамбо джеты». Число эксплуатируемых самолётов этого типа постепенно сокращается.
Boeing 747-100 был первой моделью из серии «747» и вскоре после своего появления получил прозвище Jumbo. Всего в разных подвариантах было построено 250 самолётов этой модификации,[4] из них 167 самолётов представляли собой базовый вариант 747-100, 45 — SP, 29 — SR и 9 — 100B[5]. Последний Boeing 747-100 принадлежал к модификации −100SR, был построен для Japan Airlines и был поставлен в сентябре 1986 года.
Основной вариант 747-100. Первый Boeing 747 под официальным обозначением Boeing 747-100 был построен 2 сентября 1968 года. Первый полёт состоялся 9 февраля 1969 года. 1 января 1970 года принадлежавшим Pan American World Airways самолётом был выполнен первый коммерческий рейс. Первой европейской авиакомпанией, которая приобрела Boeing 747-100, была Lufthansa, которая получила в общей сложности три самолёта этой модели. Базовый вариант имел дальность полёта 7200 км. На самых первых самолётах на верхней палубе располагалось помещение для отдыха с тремя иллюминаторами. Несколько позже, когда авиакомпании стали использовать верхнюю палубу для пассажиров первого и бизнес-класса, палуба была окончательно переоборудована в пассажирский салон, рассчитанный на 60 пассажиров. Последний экземпляр базового варианта Boeing 747-100 был поставлен авиакомпании Pan American World Airways 2 июля 1976 года. Некоторые самолёты серии 747-100 были переоборудованы в грузовые 747-100(SF).
Boeing 747SR (англ. Short Range — малая дальность). SR-версия Boeing 747-100 является самолётом для авиалиний малой протяжённости. Boeing 747SR был разработан как ближнемагистральная модификация 747-100. У этого самолёта меньший запас топлива, зато пассажировместимость достигла 500 человек, а позже — 550. У 747SR, кроме того, усовершенствована конструкция фюзеляжа. Позже, модификации SR появилась и у Боинга 747-300. Боинги 747SR используются в основном только на внутренних японских линиях. Несколько самолётов Boeing 747-100SR были доставлены Japan Airlines с удлинённой верхней палубой. Позже эта модификация получила наименование 747SUD (англ. stretched upper deck). Один из самолётов, некогда летавших в Japan Airlines, сегодня используется NASA в качестве носителя спейс шаттла.
Boeing 747-100B отличался от своих предшественников усовершенствованной системой управления и шасси. Первым заказчиком Boeing 747-100B стала авиакомпания Iran Air, получившая первый экземпляр 2 августа 1979 года. Остальные восемь экземпляров были проданы Saudi Arabian Airlines.
Модификация Boeing 747SP (англ. Special Perfomance) была разработана в 1976 году. Этот самолёт был создан для того, чтобы составить серьёзную конкуренцию DC-10 и L-1011. Дело в том, из-за своих размеров Боинг был часто нерентабелен на маршрутах средней загруженности, и проигрывал на них Дугласам и Локхидам. Разработка Боинга 737 и 747 отнимала у компании слишком много денег, поэтому у компании не было возможности создать принципиально новый самолёт. Вместо этого у Боинга 747 был укорочен фюзеляж и была проведена некоторая оптимизация параметров самолёта специально для маршрутов небольшой загруженности.
Помимо укороченного фюзеляжа, у 747SP увеличена площадь поверхности киля и изменена механизация крыла. 747SP брал на борт до 220 пассажиров. Максимальная дальность полёта составляла 10 500 км на крейсерской скорости 980 км/ч.
До появления Airbus A340 747SP обладал наибольшей дальностью полёта среди пассажирских самолётов и пользовался популярностью у компаний, занимавшихся трансокеанскими перевозками — American Airlines, Qantas и Pan American. Несмотря на свои технические преимущества, 747SP не стал так популярен, как надеялся производитель. Было построено всего 45 самолётов этой модификации. Большинство из них по-прежнему эксплуатируются в основном в странах Ближнего Востока. Один самолёт был позднее переоборудован под летающую астрономическую лабораторию — SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). На нём расположен телескоп диаметром 2,5 метра.
Представленный в 1971 году и позже совершенствовавшийся Boeing 747-200 имел более мощные двигатели и увеличенную взлётную массу, что позволяло увеличить дальность полёта. Первые 747-200 на верхней палубе имели 3 иллюминатора, но позже Боинг окончательно отказался от такой схемы и новые пассажирские самолёты имели десять иллюминаторов на верхней палубе. У последней модификации, 747-200B, выпускаемой с 80-х, дальность полёта доведена до 10 800 км. На основе планёра Боинга 747-200 были построены модификации для ВВС США : 3 ВКП E-4A и 1 E-4B и 2 самолёта VC-25A для перевозки президентов США.
Boeing 747-200C и 747-200F были разработаны для перевозки грузов. 747-200F — исключительно грузовой самолёт, тогда как 747-200C — способен перевозить либо груз, либо пассажиров. Модификация 747-200M Combi может перевозить пассажиров и грузы одновременно. Соотношение меняется перестановкой переборок.
Как и 747-100, многие пассажирские самолёты 747-200 были позже переоборудованы в грузовые.
Boeing 747-200B — усовершенствованная версия 747-200 с более мощными двигателями и большим запасом топлива.
Boeing 747-300 изначально задумывался как трёхмоторная версия Боинга 747SP, однако от этого плана быстро отказались из-за малого спроса на такую модель на рынке.
Обозначение 747-300 было присвоено новому самолёту, появившемуся в 1980 году. На этом самолёте была значительно увеличена верхняя палуба, что увеличило пассажировместимость. На основе 747-300 были созданы варианты 747-300M (грузопассажирский) и 747-300SR (ближнемагистральный). Отличительной особенностью нового самолёта стала прямая лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю палубы. На более ранних самолётах устанавливалась спиральная. Максимальная дальность полёта составила 12 400 км.
Среди авиакомпаний, эксплуатирующих значительное количество самолётов Boeing 747-300, — Japan Airlines, Air India, Saudi Arabian Airlines, Pakistan International Airlines (PIA), Qantas, «Трансаэро» и Thai Airways.
Boeing 747-400 является самой новой и самой популярной моделью из серии. У этого самолёта добавлены вертикальные законцовки на крылья (однако их нет на самолётах Japan Airlines, осуществляющих внутренние перевозки по Японии). Кабина экипажа была усовершенствована новой авионикой, в связи с чем отпадала необходимость в бортинженере. Были установлены дополнительные хвостовые топливные баки, усовершенствованные двигатели. Кроме того, самолёт отличает повышенная степень комфортности. В эксплуатацию 747-400 поступил в 1989 году в компании Northwest Airlines.
Boeing 747-400 на 25 % экономичнее 747-300 и в два раза тише. Разработаны варианты 747-400M (грузопассажирский), 747-400F и 747-400SF (грузовые). Специально разработанный для внутренних линий Японии самолёт 747-400D удерживал мировой рекорд по пассажировместимости до 2005 года, вмещая до 594 человек. Затем его сменил Airbus A380, который в одноклассовой конфигурации вмещает 853 пассажира
Модификация 747-400ER — самолёт с увеличенной дальностью полёта.
Удлинённая на 5,5 метров транспортная версия 747-400, максимальная взлётная масса (442 тонны) на 16 % больше оригинала (но на 18 тонн меньше, чем у А380-800). Первый испытательный полет нового самолета состоялся 8 февраля 2010 года с аэродрома Пейн-Филд (Эверетт, штат Вашингтон), с годичным отставанием от графика. По данным на 30 сентября 2010 года, первые грузовые самолёты будут поставлены в середине 2011, а пассажирские в конце того же года.
Салон пассажирского лайнера Boeing 747-8 Intercontinental, представленного в феврале 2011 года, способен вместить 467 авиапассажиров. При этом, как сообщается в релизе компании новая модель Боинга экономичней предыдущей модели.[6]
В октябре 2003 года Boeing объявил, что ввиду значительной продолжительности морской перевозки транспортировка деталей Boeing 787 к месту окончательной сборки будет осуществляться по воздуху. Для этих целей планируется конвертировать Boeing 747-400 в грузовой самолёт с «открывающимся» фюзеляжем по типу Airbus Beluga для перевозки отдельных частей крыльев и фюзеляжа. Модернизацию планируется провести на Тайване. Boeing уже выкупил два самолёта авиакомпании China Airlines. Самолёт получил название «Dreamlifter».
Благодаря Boeing 747LCF (Large Cargo Freighter) доставить в США крылья для «787», производимые в Японии, можно будет всего за один день, а не за месяц.
Характеристика | 747-100 (первоначальная версия) | 747-400ER | 747-8 |
---|---|---|---|
Длина | 70,6 м | 70,6 м | 76,3 м |
Размах крыла | 59,6 м | 64,4 м | 68,5 м |
Высота | 19,3 м | 19,4 м | 19,4 м |
Площадь крыла | 511 м² | 541 м² | 554 м² |
Вес пустого самолёта | 162,4 т | 180,8 т | 276,7 т |
Максимальный взлётный вес | 340,2 т | 412,8 т | 435,4 т |
Крейсерская скорость | 0,84 М | 0,855 М | 0,855 М |
Максимальная скорость | 955 км/ч | 988 км/ч | 988 км/ч |
Дальность с максимальной нагрузкой | 9800 км | 14 205 км | 14 815 км |
Запас топлива | 183 380 л | 241 140 л | 227 600 л |
Расход топлива с максимальной нагрузкой | 20,3 л/км | 17,0 л/км | 15,4 л/км |
Грузовая вместимость | 170,6 м³ (5 поддонов + 14 контейнеров LD1s) | 158,6 м³ (4 поддона + 14 контейнеров LD1s) | 275,6 м³ (8 поддонов + 16 контейнеров LD1s) |
Вместимость (кол-во пассажиров) |
452 (2 класса) 366 (3 класса) |
524 (2 класса) 416 (3 класса) |
467 (3 класса) |
Силовая установка | 4 × Пратт & Уитни JT9D | 4 × General Electric CF6-80 | 4 × General Electric GEnx-2B67 |
Тяга двигателей (4х) | 222,4 kN | 281,1 kN | 296,0 kN |
Экипаж | 3 | 2 | 2 |
Довольно большое количество снятых с эксплуатации самолётов Boeing 747 установлено на вечные стоянки во многих музеях и аэропортах мира. Среди них:
По состоянию на июль 2011 года в общей сложности 50 самолётов Boeing 747 были потеряны в результате катастроф и серьёзных аварий[8]. Boeing 747 пытались угнать 31 раз, при этом 25 человек погибло.[9] Всего в этих происшествиях погибло 3732 человека. Самая крупная по числу жертв (не считая террористический акт 11 сентября 2001) авиационная катастрофа произошла в 1977 году на острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос. На взлётно-посадочной полосе столкнулись два Боинга 747, погибло 583 человека (см. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос и Список авиационных происшествий и катастроф).
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
06.09.70 | N752PA | Каир | 0/0 | Захвачен террористами, взорван после эвакуации пассажиров. |
23.07.73 | JA8109 | Бенгази | 0/0 | Захвачен террористами, взорван после эвакуации пассажиров. |
20.11.74 | D-ABYB | Найроби | 59/157 | Разбился при взлёте — предкрылки не были выпущены. |
12.06.75 | N28888 | Мумбаи | 0/394 | Прерванный взлёт. |
09.05.76 | 5-8104 | около Мадрида | 17/17 | Предположительно, в самолёт ударила молния. |
27.03.77 | N736PA | Тенерифе | 335/396 | Столкнулись на ВПП. |
PH-BUF | 248/248 | |||
01.01.78 | VT-EBD | около Бандры | 213/213 | Упал с эшелона после отказа части приборов. |
19.11.80 | HL7445 | Сеул | 14/212 | Грубая посадка при сильном тумане. |
24.06.82 | G-BDXH | Джакарта | 0/263 | Вулканическая пыль — остановка двигателей. |
04.08.83 | N738PA | Карачи | 0/243 | Грубая посадка, один из двигателей не перешёл на реверс. |
01.09.83 | HL7442 | район Сахалина | 269/269 | Нарушил воздушное пространство СССР и был сбит Су-15. |
27.11.83 | HK-2910 | Мадрид | 181/192 | Разбился при снижении из-за ошибки пилотов. |
16.03.85 | F-GDUA | Париж | 0/0 | При чистке салона начался пожар. |
23.06.85 | VT-EFO | Атлантический океан | 329/329 | Рейс Монреаль — Лондон, взрыв на борту. |
10.07.85 | B-198 | Ванли | 5/5 | Отказ двигателя, предположительно из-за механического износа. |
12.08.85 | JA8119 | префектура Гумма | 520/524 | Из-за некачественного ремонта в полёте оторвался хвост лайнера, вышла из строя гидросистема. Пилоты в течение получаса пытались произвести безопасное снижение, изменяя тягу двигателей. |
02.12.85 | F-GCBC | Рио-де-Жанейро | 0/273 | Управление одним из двигателей было повреждено. Грубая посадка. |
28.11.87 | ZS-SAS | Индийский океан | 159/159 | Пожар на борту |
21.12.88 | N739PA | Локерби | 11+259/259 | Взорван ливийскими спецслужбами. |
19.02.89 | N807FT | Куала-Лумпур | 4/4 | Разбился при снижении, пилоты неправильно поняли диспетчера. |
24.02.89 | N4713U | Тихий океан | 9/355 | Произошла разгерметизация, вылетела дверь грузового отсека. Была совершена аварийная посадка в Гонолулу, после чего самолёт восстановили[10]. |
07.05.90 | VT-EBO | Дели | 0/215 | При посадке двигатель накренился и сжёг крыло газовой струей. |
18.02.91 | G-AWND | эль-Кувейт | 0/0 | Взорван иракскими войсками в ходе «Бури в пустыне». |
04.10.92 | 4X-AXG | Амстердам | 39+4/4 | Отломился двигатель, который в падении оторвал ещё один; самолёт не потерял управление, но при заходе на аварийную посадку попал в сваливание и упал на жилой дом. |
04.11.93 | B-165 | Гонконг | 0/396 | Грубая посадка в ливень. |
20.11.95 | N605FF | Нью-Йорк | 0/468 | Прерванный взлёт. |
17.07.96 | N93119 | у побережья Нью-Йорка | 230/230 | Взрыв топливного бака, вероятно, из-за короткого замыкания. |
12.11.96 | HZ-AIH | Индия | 312/312 | При наборе высоты столкнулся с Ил-76, из-за ошибки экипажа последнего. |
06.08.97 | HL7468 | Гуам | 228/254 | Разбился при снижении из-за ошибки экипажа. |
28.11.97 | N4723U | Тихий океан | 1/393 | Попал в сильную турбулентность, один пассажир скончался от полученных травм. Лайнер списан. |
05.08.98 | HL7496 | Сеул | 0/395 | Грубая посадка. |
05.10.98 | ZS-SPF | Мапуту | 0/66 | Аварийная посадка после отказа двигателей. |
05.03.99 | F-GPAN | Ченнаи | 0/5 | Проблемы с передней стойкой шасси, грубая посадка. |
22.12.99 | HL7451 | около Лондона | 4/4 | Разбился при наборе высоты из-за ошибки пилотов. |
31.10.00 | 9V-SPK | Тайбэй | 83/179 | Попытался взлететь с закрытой на ремонт ВПП. |
05.11.00 | TJ-CAB | Париж | 0/203 | Один из двигателей не перешёл на реверс при посадке. |
23.08.01 | HZ-AIO | Куала-Лумпур | 0/6 | Съехал в канаву при движении к терминалу, отказ тормозов. |
27.11.01 | 9G-MKI | Порт-Харкорт | 1/13 | Разбился при снижении, экипаж не соблюдал полётные инструкции. |
25.05.02 | B-18255 | Тихий океан | 225/225 | Упал в море, развалившись в воздухе. Механический износ из-за неправильного ремонта. |
29.11.03 | ZS-OOS | Лагос | 0/9 | Сел на ВПП, где велись ремонтные работы. |
15.01.04 | EP-IAC | Пекин | 0/180 | Возврат в аэропорт, подломилась передняя стойка шасси. |
14.10.04 | 9G-MKJ | Галифакс | 7/7 | Разбился при взлёте из-за неверного расчёта необходимой скорости. |
07.11.04 | TF-ARR | Шарджа | 0/4 | Прерванный взлёт. |
24.01.05 | N808MC | Дюссельдорф | 0/3 | Выкатился за пределы ВПП при посадке. |
19.08.05 | N627US | Гуам | 0/334 | После посадки сломалась носовая стойка шасси. |
07.06.06 | N922FT | Медельин | 0/5 | Взлёт прерван из-за проблем с двигателем. |
28.02.08 | N527MC | Ломе | 0/н.д. | Во время взлета произошло смещение груза, который повредил переборку. Лайнер списан. |
25.03.08 | TF-ARS | Дакка | 0/326 | После посадки из-за утечки топлива начался пожар. |
25.05.08 | N704CK | Брюссель | 0/5 | Взлёт был прерван, самолёт развалился на части на ВПП. |
07.07.08 | N714CK | около Боготы | 3+0/8 | После взлёта загорелся двигатель, самолёт упал на ферму. |
03.08.08 | JA8955 | Бангкок | 0/0 | При чистке салона огнеопасным раствором возник пожар. |
27.10.08 | OO-CBA | Брюссель | 0/н.д. | Грузовой рейс, зацепил хвостом полосу при взлёте[11]. Списан. |
04.09.09 | VT-ESM | Мумбаи | 0/229 | Пожар внешнего двигателя при взлете.[12]. Взлет прерван, лайнер списан. |
17.07.10 | HS-VAC | Каир | 0/22 | При взлёте разрушился и отвалился внешний двигатель.[13]. Взлет прерван, лайнер списан. |
03.09.10 | N571UP | Дубай | 2/2 | Пожар на борту вскоре после взлета, не смог вернуться в аэропорт: разбился[14]. |
28.07.11 | HL7604 | у острова Чеджудо | 2/2 | Пожар на борту вскоре после взлета, упал в море. |
|
---|
Boeing 707 | Boeing 717 | Boeing 727 | Boeing 737 (Boeing 737 MAX) | Boeing 747 (Boeing 747SP) (Boeing 747-400) (Boeing 747-8)| Boeing 757 | Boeing 767 | Boeing 777 | Boeing 787 |
Боинг 747 двигатели, боинг 747 скорость, боинг 747 размеры.
Абакумов, Дмитрий Николаевич, Файл:Map commune FR insee code 24246.png, Климатологические фронты.